Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица примерных благоприятных периодов




Скоростная выносливость. В основе работы субмаксимальной мощности, к которым относится скоростная выносливость, лежит биохимический механизм гликолиза. Происходит окисление углеводов и образование аминокислот (цикл Кребса), что ведет к «закислению» организма. Это влияет на рН крови, резкие изменения этого показателя могут негативно сказаться на состоянии здоровья юного футболиста. Формирование буферной системы организма, препятствующей резким биохимическим сдвигам, обуславливает возможность начала целенаправленной работы над скоростной выносливостью с 13-14 лет. Этот период и возраст 16 лет являются сенситивными для развития указанного качества [82; 99].

Школа футбола. Непонятный термин, особенно из-за возрастных ограничений (по программе с 11 до 14 лет). Возможно, имеется в виду индивидуализация в совершенствовании технических приемов, но тогда лучший период с 13-14 лет. Если «школа футбола» подразумевает технико-тактическое обучение, то оно начинается с 7-8 лет, с момента прихода в спортивную школу и далее до выпуска.

Начальное обучение технике (по программе основной период 10-11 лет). Были проведены педагогические наблюдения за игровыми действиями команд: ЦСКА – 1995 г. р. (возраст 9 лет, тренер М. В. Христич), ЦСКА – 1994 г. р. (возраст 9 и 10 лет, тренеры А. В. Говязин и В. Н. Саутин), «Локомотив» – 1994 г. р. (возраст 8-10 лет, тренер В. Д. Борисов), «Локомотив» – 1995 г. р. (возраст 9 лет, тренер В. Ф. Артюхов).

В игре большинство детей применяют основные ТТП, в том числе и сложные, со вполне удовлетворительной надежностью. В своей практике я наблюдал быстрый прирост умений с 8 до 10 лет, с общей направленностью на развитие точности и чувства мяча. Если же в данный период целенаправленной работы не велось, восполнить недостаток этого качества крайне сложно или невозможно. Это подтверждено научными исследованиями [30; 50]. Целесообразней «сдвинуть» этот период в «младшую» сторону, начинать проводить такую работу в возрасте ГНП 2-го года обучения, т. е. с 8-9 лет.

Приведу конкретный пример. В 1980-1990-е годы в СДЮШОР «Локомотив» (г. Москва) работал тренер С. А. Соловьев, который разработал весьма эффективную методику по обучению техническим приемам в стандартных упражнениях. Обучение строилось на принципе исключения технических ошибок до их появления. Выделялись ключевые элементы (опорные точки), в которых чаще всего встречаются ошибки. Если мы занимаемся ударными действиями, то само обучение начинается с анализа положения опорной ноги. Ребятам показывали характерные ошибки, и только после этого они опробовали данный элемент удара. Далее показывали правильное положение корпуса, вынос бедра бьющей ноги и т. д. Под руководством этого тренера группа детей 1974 года рождения практиковала подобную методику с возраста 8 лет. В течение нескольких занятий юные футболисты обучались такому сложному приему, как удар средней частью подъема, чему я сам был свидетель. Налицо умелое применение метода «стандартного» упражнения.

В который раз существующая практика является критерием истины, опровергая ранее принятые системы УТП.

К тому же соревнование, именуемое «первенство Москвы», требует проявления к 10-11 годам максимальной технико-тактической готовности, так как при ее отсутствии выбор действий на поле будет ограничиваться длинными передачами или, точнее сказать, ударами вперед с последующими единоборствами. Этот метод ведения игры не способствует становлению ТТП, но взят за основу, так как дает спортивный результат в этом возрасте.

Обучение навыкам неведущей стороны. Имеются научные данные [126], свидетельствующие о том, что в группе футболистов 11-12 лет наибольшие сдвиги произошли в показателях, характеризующих точность ударов неведущей по моторике ногой. Вероятно, этот период можно считать сенситивным для работы над «слабой» ногой. По своему опыту работы могу с уверенностью сказать, что до 50% детей в 7-9 лет пытаются действовать «слабой» ногой в стандартных упражнениях. Это касается таких технических элементов, как прием мяча подошвой и бедром, передачи внутренней стороной стопы. 10-15% детей этого возраста способны использовать «слабую» ногу и в ситуативных упражнениях. Однако детей 7-9 лет нельзя заставлять выполнять те или иные ТТД «слабой» ногой. Хорошо, если у ребенка это получается самопроизвольно, в связи с его индивидуальными особенностями, но если вы заметили серьезные трудности, отрицательную эмоциональную реакцию или искажение биомеханики движения, «давить» на воспитанника не следует. Когда время «слабой» ноги пришло, вы всегда заметите готовность юного футболиста к обучению. Если этого не происходит, лучше обратить внимание на сильные стороны игрока и совершенствовать то, к чему имеет склонность юный футболист. Иными словами, лучше совершенствовать сильные стороны, чем подтягивать слабые.

Подытоживая те положения (см. табл. 7), которые связаны с обучением двигательным действиям, необходимо:

– во-первых, ориентироваться на индивидуальные возможности детей в обучении (принцип доступности и индивидуализации);

– во-вторых, доверять своей интуиции, она в разной мере присутствует у каждого человека; – в-третьих, анализировать то, что проявляется на занятиях, в том числе реакцию ваших подопечных на предлагаемые упражнения;

– если вы внимательный наблюдатель, используемые упражнения будут адекватны возможностям обучающихся.

Таблица не должна быть для вас истиной в последней инстанции. Тем более что сейчас мы видим, какие ошибки содержит программа. Надо сказать, что это характерно и для любых научных данных, которые имеют способность со временем «устаревать».

С остальными положениями данной таблицы можно согласиться. Вместе с этим, при планировании и проведении УТП мы предлагаем ориентироваться на нашу разработанную таблицу (табл. 8), где учтены критические периоды темпов прироста основных двигательных качеств, обучение технике в связи с возрастными особенностями, а также благоприятные периоды по развитию ориентировочного компонента.

Таблица 8

Таблица примерных благоприятных периодов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...