Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как не нужно говорить. Как нужно говорить. Курс психогимнастики




Как не нужно говорить

Коулмен П. Как рассказать ребенку о… /Пер. с англ. О. Цветковой.

 – М.; Издательство института психотерапии, 2002

•  «Ты - вор! » Воровство - это то, что дети делают хотя бы один раз. Вешать на них такой ярлык - чересчур острая реакция. Просто твердо скажите им, что они не правы, и объясните почему.

• «Что мне делать с тобой? А? Убирайся в свою комнату». Если ребенок украл какую-нибудь мелочь и он делает это редко, то вы реагируете на это слишком остро. Если кражи стали явлением нередким и вы обеспокоены, то старайтесь не прибегать к произвольным и одноразовым наказаниям. Наоборот, пусть ребенок поймет, какие его ждут последствия, и испытает их на себе.

• «Если ты будешь продолжать в том же духе, то однажды у тебя будут очень крупные неприятности» Дети, для которых воровство стало проблемой, не думают о последствиях, которые их могут ожидать в будущем.

Как нужно говорить

• Детям младшего возраста, которые во всем остальном ведут себя хорошо, легче объяснить, что воровать плохо (ЧТО ДЕЛАТЬ, А ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ; МОЖНО И НЕЛЬЗЯ), не нанеся при этом им травмы: «Эта игрушка тебе не принадлежит. Плохо брать чужие вещи». «Когда ты берешь что-то, за что не заплатил, то это называется воровством. Положи это обратно».

Приучая ребенка быть честным, используйте повседневные события: «Я только что заметила, что кассир дал мне лишние деньги на сдачу. Давай вернемся и отдадим эти деньги обратно».

• Деньги, которые лежат на столе, предназначены для официанта. Их оставили люди, обедавшие здесь до нас. Эти деньги кто-нибудь может решить забрать себе, поэтому давай убедимся, что официант их получит».

• Выражайте понимание, когда ребенку очень хочется что-то присвоить, но не забывайте говорить о том, что воровать плохо. «Я обнаружила в твоем кармане воздушный шарик, который лежал на прилавке. Я знаю, что тебе очень хотелось его иметь, но воровать плохо. Давай вернемся в магазин и отдадим его».

Если такие проступки случаются часто, то ребенка ждут плохие последствия. Если ребенку время от времени удается что-то украсть, то устранить эту привычку потом, будет труднее. «Вот уже третий раз за эту неделю я обнаруживаю, что из моего кошелька пропадают деньги. Первые два раза мы видели, как ты их вытащил. Я не могу доверять тебе и вынужден считать, что ты украл деньги и в этот раз. Если ты не сможешь доказать свою невиновность, то в качестве наказания тебе придется вымыть все окна». ПООЩРЯЙТЕ в ребенке честность, вознаграждая его за это похвалой, «Это печенье пролежало на стане весь день. Я знаю, что ты хотел его попробовать, но не взял, потому что знал, что мы оставили его для вечеринки. Это говорит о твоей честности. »  


Курс психогимнастики

Шмурыгина С. К. Путь к самосовершенствованию (курс психогимнастики для младшего школьника)/Сборник игр, упражнений, этюдов, бесед для учителей начальных классов. – Ханты-Мансийск, 1997

 

Маленького ребенка, входящего в мир, можно условно уподобить древнему первобытному человеку, выброшенному на берег современной цивилизации. Общественные законы еще не ведомы. Их только предстоит освоить. Главный двигатель поведения - собственные потребности, которые ребенок желает удовлетворять без оглядки ни какие-то неизвестные условности и запреты. Если чего-то хочется - надо добыть, подвернулось под руку - взять. А все, что удалось добыть - мое.

Кражу, которую совершает младший школьник, не следует называть столь страшным словом. Его поступок, безусловно, неблаговиден, но это еще не кража. Объектом присвоения выступают по-детски привлекательные предметы, в первую очередь чужие игрушки. Злой корысти это «преступление» не содержит, но оставлять поступок без внимания нельзя. В этом случае, когда ребенку хотя бы раз удалось присвоить чужое безнаказанно и воспользоваться им в свое удовольствие, это серьезно нарушает процесс нравственного формирования личности. Соблазн повторить удавшийся опыт станет возникать с новой силой каждый раз, когда в поле зрения попадет нечто соблазнительное. А к увещеваниям старших наступает своеобразная глухота. «Ну и пусть говорят, что чужое брать нельзя! Ведь однажды удалось – значит можно». Эту тенденцию необходимо пресечь в зародыше.

Если надежные внутренние тормоза не удалось сформировать в дошкольном детстве, то в последствии решить эту задачу труднее. Дети постарше способны на более продуманные и хитрые шаги.

Если мелкое воровство войдет у ребенка и привычку, то это действительно может повлечь печальные последствия. Чтобы ничего подобного не произошло, ребенок с помощью родителей должен с малых лет усвоить важный моральный запрет. Поначалу, когда у него самого еще недостает этих сил, роль «ограничителя» берет на себя взрослый, пресекая извне любые попытки недостойного поведения. Пройдет время, и ребенок станет способен принять эту роль на себя, ему надо лишь помочь.

Цели и задачи: дать установку на недопустимость воровства; с помощью сюжетно-ролевых игр обсуждения рассказов направлять детей на осуждение воровства и случаев присвоения вещей и обмана; определить пути для изживания потребностей брать чужие вещи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...