Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как не нужно говорить. Когда ребенка отвергают одноклассники




Как не нужно говорить

• «Что мне с тобой делать? Неужели ты не хочешь добиться успеха в жизни? » Показывать свое разочарование нежелательно. Лучше поискать проблемы, лежащие в основе плохой успеваемости, или хотя бы передать ребенку, что он в состоянии приложить усилия.

§ «Ты можешь забыть о компьютерных играх, пока не улучшишь свои оценки». Иногда бывает необходимо ограничить времяпрепровождение за телевизором и компьютерными играми. Если это так, то это должно быть не формой наказания,
но скорее обычным устранением препятствий, мешающих ребенку хорошо учиться. Лучше скажите: «Я заметил, что ты проводишь как минимум по три часа в день за телевизором и компьютерными играми. Это время тебе в основном надо отводить урокам. С этого момента ты сможешь играть в компьютерные игры только после того, как я проверю твое домашнее
задание, а ты выучишь уроки. Самое важное для тебя – это как можно лучше учиться в школе».

§ «Ты что, тупой, или как?! » Подобное замечание не только неуместно и бесполезно, но и служит сигналом, что дома напряженная ситуация. Подстрекательные высказывания говорят о том, что хотя бы один из родителей несчастлив или обозлен и отыгрывается на ребенке. Честная самооценка может подсказать родителям, чтобы они в своей жизни что-то поменяли или обратились за консультацией.

АКТУАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР

Родительское влияние на школьную успеваемость детей гораздо сильнее, чем вы, возможно, думаете. Последние исследования показали, что:

родительское представление о способностях их детей-шестиклассников к математике и английскому языку служит более верным прогнозом успеваемости ребенка, чем его прошлые оценки;

дети, сомневающиеся в своих способностях, не проявляют особого усердия в решении трудных задач. Матери успевающих детей, но недооценивающих свои способности к обучению (неуверенность в себе), считают своих детей не очень способными. Но матери успевающих детей, уверенных в своих способностях, разделяют мнение своих детей. Иными словами, что родители думают о детях, то и дети думают о себе. На девочек, которые в дальнейшем добиваются успеха в областях, традиционно считающихся мужскими, серьезное влияние оказывают отцы. Наблюдается, что они реже, чем матери, рассматривают способности своих детей, ориентируясь на стереотипы. Матери девочек чаще, чем матери мальчиков, считают, что их дети должны больше прилагать усилий, чтобы знать математику. Что же касается английского языка, то здесь матери переоценивают способности дочерей и недооценивают способности сыновей. Среди отцов подобных предубеждений не наблюдалось.

Когда ребенка отвергают одноклассники

Уже давно известно, что у детей, которых отвергают одноклассники, позднее, как правило, возникают проблемы. Исследования показали, что если отвергнутые дети ведут себя агрессивно или сторонятся всех, то наблюдается эффект «снежного кома», то есть отвержение ведет к еще большему отвержению. Поскольку заботиться о детях вам, то вы должны знать некоторые факты.

• Среди отвергнутых детей уровень преступности и употребления алкоголя и наркотиков выше. У них имеются также проблемы с поведением в школе.

• Среди тех, кого отвергали сверстники в третьем классе, ребят, плохо приспосабливающихся к условиям средней школы, в три раза больше, чем среди тех, кого не отвергали.

• Присоединение двенадцатилетнего подростка к компании сверстников, отличающихся антисоциальным поведением, часто связано с тем, что в десять лет ребенок был отвергнут сверстниками. Подростки с отклонениями в поведении чаще употребляют наркотики, занимаются преступной деятельностью и исключаются из школы.

• У мальчиков, учащихся средней школы, с которыми жестоко обращаются сверстники (дразнят, бьют), через десять лет развивается депрессия и низкая самооценка. Самой веской причиной отвержения является агрессивное поведение.

• Однако многие отвергнутые дети совсем не агрессивны. Наоборот, они слишком чувствительны, покорны, застенчивы, их можно легко запугать.

• Если сверстники считают ребенка застенчивым, то это не значит, что они считают, будто его можно легко запугать. Застенчивые дети, как правило, тихие, не пользуются дурной славой и сопротивляются отрицательному социальному воздействию. Их не считают слишком чувствительными, чтобы над ними можно было поиздеваться.

• Сверстники хорошо относятся к детям не слишком агрессивным, не поддающимся дурному влиянию и относительно уверенным в себе, а особенно к детям добрым, общительным и заслуживающим доверия.

• Дети, пользующиеся уважением, как правило, спокойно относятся к поддразниваниям. Агрессивные дети рассматривают их как нападки, а покорные — как насмешки.

• Отвергают сверстники агрессивного или отчужденного и покорного ребенка или нет, зависит, видимо, от его способности проявлять дружелюбие, находить общий язык со всеми и поддерживать других. Чем положительнее дети себя ведут, тем вероятнее, что они будут приняты сверстниками, даже если они порой агрессивны или, наоборот, слишком мягки.

• Как показали исследования, проведенные среди второклассников, дети, формируя свое мнение об одноклассниках, во многом полагаются на мнение учителей. Поэтому ребенок, пользующийся дурной славой, которому учитель не просто делает замечания, но унижает его («Билли, тебе что-то мешает сидеть?! »), вызывает у одноклассников больше неприязни. Если учителя хвалят ребенка, не пользующегося авторитетом, за хорошее поведение («Молодец, Билли. Ты внимательно слушаешь»), то у других школьников складывается о нем лучшее мнение. Обычное замечание учителя (например, «Билли, перестань пускать самолетики и вернись к своему заданию») никак не отражается на мнении одноклассников о товарище.

• Мальчиков, склонных оказываться в роли жертвы, матери часто перестраховывают: они относятся к своим сыновьям как к совсем маленьким и слишком контролируют их времяпреп­ровождение. К девочкам, оказывающимся в роли жертвы, ма­тери часто враждебны и критичны. Они грозят уйти от них и перестать их любить, если девочки плохо себя ведут. Отцы здесь, как правило, отсутствуют или не участвуют в воспита­нии ребенка. У мальчиков, которых матери слишком обере­гают, затормаживается развитие социальных навыков, необ­ходимых для того, чтобы их уважали сверстники (подвиж­ность, независимость, умение идти на риск и умение адекват­но воспринимать поддразнивания). Девочкам, которых мате­ри отвергают и критикуют (с враждебностью), труднее разви­вать в себе такие социальные навыки, как сопереживание, умение сотрудничать и участие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...