Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие требования к оформлению методических рекомендаций




Общие требования к оформлению методических рекомендаций

· Общий объем методических рекомендаций (исключая приложения) должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт 14 Times New Roman ).

· Объем основного содержания - не менее половины всей рукописи.

· Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

· Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.

· Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

· Количество и объем разделов не лимитируется.

 

Методическая разработка

Развитие современной педагогики невозможно без создания новых методик. Появление новых учебных дисциплин и их преподавание требует новых методических разработок. Методическая разработка представляет собой пособие для преподавателя, в котором отражены цели, средства, методы и формы преподавания той или иной дисциплины. В методической разработке обязательно должен быть элемент новизны, иначе она никому не будет нужна. Методической разработкой может быть как конспект отдельного урока, так и методика преподавания курса в целом.

Методическая разработка - издание, содержащее конкретные материалы в помощь проведению какого-либо мероприятия, сочетающее методические советы и рекомендации. ( Полонский В. М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. М.: " МИРОС", 1995).

Методическая разработка:

• способствует осмыслению, обобщению и систематизации опыта педагогической работы, представлению предложений по совершенствованию образовательного процесса.

• направлена на профессионально-педагогическое совершенствование методиста, педагога дополнительного образования.

Особенности МР:

• Содержит конкретные материалы в помощь проведению какого-либо мероприятия, сочетающие методические советы и рекомендации.

• Может быть как индивидуальной, так и коллективной работой.

• В МР могут быть представлены учебная программа, дидактические материалы, комплекты наглядных пособий и др.

Методическая разработка может представлять собой:

· разработку конкретного занятия;

· разработку серии занятий;

· разработку темы программы;

· разработку частной (авторской) методики преподавания дисциплины;

· разработку общей методики преподавания дисциплин;

· разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

· методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

Как написать методическую разработку?

Вам понадобятся:

· опыт работы по теме;

· конспекты проведенных занятий;

· результаты педагогических экспериментов.

Инструкция

1. Выберите тему. У опытных педагогов, которые давно работают по интересующей их тематике, с этим проблем не возникает. Начинающему педагогу необходимо тщательно подойти к этому вопросу: тема должна быть востребованной, актуальной для общества и интересной другим педагогам.

• Тему автор выбирает самостоятельно. При определении темы можно ориентироваться на:

Ø тему методической работы в образовательной организации;

Ø противоречие, возникшее в ходе практической деятельности самого методиста, педагога;

Ø противоречивые результаты и утверждения, обнаруженные в литературных источниках.

Заявленная тема не должна быть слишком широкой. Предпочтительно выбирать узкую тему. При формулировке темы нужно уметь увидеть главное, отделить его от второстепенного.

Обычно тема строится по принципу: предмет исследования – объект исследования – цель исследования. Порядок частей названия может быть различным.

Объект указывает на область, к которой принадлежит ваша разработка, а предмет – на то, какие аспекты, признаки вы собираетесь изменить, на отличительные черты вашей методики. Иными словами, объект – ближайшая надсистема, в которой вы работаете, а предмет – та подсистема или признак, который ваша работа меняет, улучшает.

Иногда в самой формулировке указывают ЦЕЛЬ – для чего нужно улучшить данный объект.

Примеры:

Использование модели «…. » (ПРЕДМЕТ) как средстваинтеграции курсов развития речи и природоведения (ОБЪЕКТ)для формирование системного восприятия и эмоционального отношения к окружающему миру (ЦЕЛЬ).

Интеграцией курсов природоведения и развития речи занимались и до вас, в данном случае это та область, в которой вы хотите сказать свое новое слово (объект). А вот использование модели «точка зрения» в качестве средства для интеграции этих курсов – это то новое, что вы разработали (предмет).

Предмет может иметь разную степень новизны, возможны формулировки типа «проблемы применения методики…», «особенности использования методики… в условиях…». В данном случае сама методика будет объектом (если она существовала уже до вас), а проблемы ее применения, особенности ее использования в каких-то новых условиях будут предметом исследования.

Возможно, вам не удастся сразу точно сформулировать тему. Это нормально: если вы решаете педагогическую проблему, вы не обязаны знать сразу, какими средствами ее удастся решить. Потому на входе важны цель и объект, а предмет может проясниться позднее. Рекомендации по формулированию целей даны ниже.

Структура и содержание методической разработки должны соответствовать заявленной теме.

2. В основах системного мышления все рассматривается с точки зрения системы.  

В статье «Системы времени» говорится о том, что естьсистемы, о том, почему они есть и основной принцип их работы – Закон Цели (или Закон Целесообразности), который означает, что САМОЕ ГЛАВНОЕ в любой системе – это цель её существования. В ТРИЗе это называется Главной Функцией Системы.

Определите цель работы по данной теме. В конечном итоге она и станет целью данной методической разработки. Цель во многом зависит от того, что именно вы пишете. Для конспекта отдельного урока будет достаточно небольшой цели, которой можно достичь в ходе одного занятия — например, актуализация знаний по определенной теме, формирование одного или нескольких навыков. Для более крупных разработок нужны более крупные цели.

Требования, предъявляемые к цели:

- отвечать непосредственно целевому назначению и функциональным обязанностям исполнителя (без «чтобы» и «не»);

- определена по времени или отвечать на вопрос, когда будет достигнут результат(но – время деньги! );

- измеримой, предпочтительно определенной в количественных показателях (цифрах)(«сколько вешать в граммах? »);

- достижимой и реальной;

- требовать предельных усилий, но не легкой;

- привлекательной (интересной, актуальной);

- кратко и ясно сформулированной(«…знаю, куда, …знаю, что»;

- записанной.

3. Сформулируйте цели и задачи:

- Ответьте на вопрос: «Что вы собираетесь изменить с помощью своей разработки? » Опишите ожидаемый результат: БЫЛО…– СТАЛО…

- Составьте цепочку «ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО», это поможет вам увидеть надсистему целей (надцель – для чего эта цель? )

- Составьте цепочку «ДЛЯ ЭТОГО? », это поможет вам увидеть подсистемы целей (подцель – что работает на эту цель? )

Наше образовательное учреждение– система. Состоит он из методических объединений (кафедр). МО (кафедры) в свою очередь состоят из сотрудников. Это подсистемы. Далее, поднимемся наверх. Наше ОО входит в надсистемы. К примеру, в надсистему “общее образование”. Или “организации дополнительного образования”.

(По шоссепромчался на огромной скорости мотоцикл. Это – система. Её цель – передвигаться с большой скоростью. Подцели (что работает на эту цель): мотоциклиста – управлять, мотоцикла – крутить колесами. Надцель (для чего эта цель) – “чтобы получать удовольствие” или “чтобы успеть на встречу”. )

Выполнив это упражнение, вы сможете получить материал для трех пунктов методической разработки

1. Обоснование актуальности вашей работы получаем из цепочки «ЗАЧЕМ? »

2. Цель работы – из сопоставления исходной ситуации (БЫЛО) с ожиданиями (СТАЛО)

3. Задачи – из цепочки «ДЛЯ ЧЕГО? »

Технология целеполагания:

Предмет преобразования (что? )

Результат преобразования

Средство преобразования (за счет чего? )

Цель + Способ (как? ) = Задача (если нет цели).

Задачи = Условия (при каких условиях можно достичь результата? )

Повысить эффективность научно-методического обеспечения образовательного процесса (через…)

4. Изучите литературу по данной теме. Выпишите, с чем вы не согласны и что хотели бы взять для своей работы. Составьте план работы и начинайте копить материал. После того, как вы проведете нужное количество занятий по теме, организуйте диагностику или результирующий эксперимент и посмотрите, насколько эффективна предложенная вами методика.

5. Если вы только начинаете работать по объемной теме, проведите начальный эксперимент или диагностику. Выясните, в какой степени учащиеся обладают качествами, которые вы бы хотели у них сформировать. Сформулируйте положения относительно того, что нужно сделать, чтобы эти требуемые качества достигли высокого уровня развития у всей группы учащихся. Исходя из этих данных, определите направление работы.

6. После того, как материал собран, приступайте к оформлению методической разработки. Некоторые разделы можно начать писать заранее. Например, аннотацию, где необходимо указать проблематику и предназначение данной работы.

- Аннотация — это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста методической разработки, статьи.

- Перед текстом аннотации даются выходные данные ( автор, название, место и время издания ) в номинативной форме. Эти данные можно включить и в первую часть аннотации.

- Аннотация в МР, статье обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема методической разработки, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения.

7. Напишите введение. В этой части необходимо указать, почему вы выбрали именно эту тему, насколько она важна, что сделали в этом направлении ваши предшественники, и какое развитие их методы получили в вашей работе. Можно дать краткий обзор имеющейся литературы. Введение — довольно короткая часть, оно занимает не более 2-3 страниц.

- актуальность исследования

- оценка вклада в решение проблемы предшествующих исследователей

- что осталось неисследованным и почему проблема остается актуальной или приобрела новое звучание

- объект исследования

- предмет исследования

- цель исследования

- задачи

- условия применения

- методологическая основа

- эмпирическая база исследования

- методы исследования (теоретические, эмпирические, статистические)

8. Основная часть наиболее объемна, и ее необходимо разделить на несколько более мелких разделов. Сначала необходимо указать, насколько важна предложенная вами тема, сколько времени вы отводите на ее изучение, какие знания даете учащимся и какие умения и навыки у них формируете. Укажите связь данного урока или раздела программы с другими частями курса, с другими учебными дисциплинами. Предложите читателям методы и формы обучения, которыми вы пользовались в своей работе. Здесь же можно рассказать о результатах диагностики или начального и результирующего экспериментов.

• В первом разделе (главе) методической разработки автору необходимо дать научно-теоретическое обоснование темы и проблемы исследования и практическое обоснование материалов, предложенных в работе.

• Второй раздел (глава) содержит описание представленного опыта, описание способов и средств решения проблемы, сравнение старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность и т. д. ):

Ø Средства (модели, инструменты, методы, наглядные пособия)

Ø Описание методики

Ø Методические советы

Ø Примеры

Ø Диагностика

9. В заключении с формулируйте выводы и представьте результаты, подчеркните эффективность, значимость предлагаемой системы вашей работы, дайте рекомендации по практическому применению, собственную оценку проведенной вами работы.

В заключении соотнесите полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении, соедините выводы в единое целое.

Иногда целесообразно построить заключение как перечень выводов, разбив его по пунктам, в каждом из которых выделить и обосновать один конкретный вывод.

Также в заключении можно отразить вопрос перспективной работы (исследования) над данной темой.

10. Отдельным разделом укажите список использованной литературы. Укажите все учебники и учебные пособия, стандарты и другие издания, ресурсы сети Интернет, которые были использованы при подготовке методической разработки, в алфавитном порядке.

11. Составьте приложения. В приложениях можете привести рисунки и эскизы наглядного материала, таблицы, графики. Можно наглядно оформить результаты экспериментов и указать их в приложениях. Количество приложений обычно не ограничивается, чем их больше — тем удобнее будет вашим последователям пользоваться вашей методикой.

В приложениях, в том же порядке, в котором они упоминаются в тексте работы, приведите:

· описание применявшихся диагностических методик;

· монографические характеристики учащихся;

· характеристику объединения;

· описания фрагментов педагогической деятельности;

· отобранный предметный материал (в схемах, таблицах, рисунках и фотографиях);

· тематические и поурочные планы, разработки занятий и т. д.

12. К методической разработке может быть приложена мультимедийная презентация.

Презентация должна отражать:

- актуальность выбранной темы;

- соответствие содержания презентации теме методической разработки;

- соответствие материала современному уровню развития науки и техники;

- правильное использование научно-технической, методической и иной терминологии.

При оценивании презентации учитывается:

- иллюстрационный материал презентации;

- читаемость и дизайн текста;

- цветовое решение презентации;

- оптимальность количества слайдов;

- эффективность применения анимации.


Требования, предъявляемые к методической разработке:

· Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

· Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

· Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

· Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

· Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным.

· Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

· Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

· Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.

· Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить? ».

· Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы занятий, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки-схемы, тесты, поуровневые задания и т. д. ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...