Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава III. Русская православная церковь в годы советской власти. Сотрудничество русских священнослужителей с немецким военно-политическим руководством в годы Второй мировой войны




Когда, в начале XX века, Россию накрыл страшный политический кризис, население Российской империи как никогда желало серьезных общественно-политических изменений. Русское самодержавие изжило себя к тому времени. Абсолютная монархия в России уже никого не устраивала. Именно поэтому многие русские с восторгом встретили Февральскую демократическую революцию в начале 1917 года. С большим воодушевлением это событие встретила и Русская православная церковь (хотя она и считалась тогда одним из столпов русского царизма). После начала революции и отречения царя Николая II от престола, высший орган церковного управления в России, Святейший правительствующий синод, выпустил следующее воззвание к православным верующим:

«Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути. Возлюбленные чада Святой Православной Церкви! Временное правительство вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту. Враг еще стоит на нашей земле, и славной нашей армии предстоят в ближайшем будущем великие усилия. В такое время все верные сыны Родины должны проникнуться общим воодушевлением. Ради миллионов лучших жизней, сложенных на поле брани, ради бесчисленных денежных средств, затраченных Родиною на защиту от врага, ради многих жертв, принесенных для завоевания гражданской свободы, ради спасения ваших собственных семейств, ради счастья Родины оставьте в это великое историческое время всякие распри и несогласия, объединитесь в братской любви на благо России, доверьтесь Временному правительству, все вместе и каждый в отдельности приложите усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы». 242

Церковь сохранила свое влияние на русское общество даже в ходе масштабных революционных событий в России. Она всячески поддерживала Временное правительство и проводимые им реформы.

Однако после Октябрьского государственного переворота в ноябре 1917 года для церкви наступил тяжелый период. Большевики, пришедшие к власти с помощью оружия, напрочь отвергали все прежние общественные институты и людскую, как они выражались «буржуазную», мораль. «В мире, сформированном Библией, эта мораль сжато изложена на второй скрижали десяти заповедей. Коммунистическая этика вполне сознательно им противостоит. Она задается целью уничтожить собственность и тесно связанные с нею право и свободу и преобразовать семейный порядок. Она разрешает себе все виды лжи и насилия как средство преодоления старого порядка и пришествие нового». 243

Грабежи и убийства священнослужителей в советской России начались уже вскоре после захвата власти большевиками. 25 января 1918 года в Киеве был жестоко убит и ограблен митрополит Владимир (Василий Никифорович Богоявленский 1848—1918). Это была одна из первых жертв большевистского террора. На сайте «Мемориал», организации, которая занимается поиском информации о репрессированных людях в годы советской оккупации, мы можем найти вот такую интересную записку:

Ленин—Молотову

Для членов Политбюро

(Строго секретно. Ни в коем

случае копию не снимать )

Арестовать «… как можно больше… представителей местного духовенства… мещанства… буржуазии по подозрению в прямом или косвенном участии в деле насильственного сопротивления декрету ВЦИК по изъятии церковных ценностей.

Чем больше число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше…». 244

Там же, на этом же Интернет-ресурсе, в разделе «Православные, пострадавшие за веру», мы можем ознакомиться с уголовными делами в отношении священнослужителей, большинство из которых были расстреляны большевистской властью в период с 1918 по 1938 годы. Только в период с 1918 по 1938 год большевистские суды вынесли смертный приговор по «религиозным делам» 342 человек православного вероисповедания. 245 Здесь нужно подчеркнуть, что не все советские граждане, обработанные большевистской антирелигиозной пропагандой, с ненавистью относились к священнослужителям. Многие из советских людей пытались предотвратить полномасштабное уничтожение духовенства. Вот, к примеру, интересный документ, доказывающий это утверждение. Прошение московских рабочих к Московскому трибуналу, датированное январем 1922 года, об освобождении из тюрьмы двух пожилых священников московской Николо-Ваганьковской церкви Ивана Александровича Некрасова и Владимира Григорьевича Соколова:

«Январь 1922

В Московский трибунал

членов Приходского Совета

Московской Николо-Ваганьковской

Церкви и прихожан этой церкви

Прошение:

об освобождении из тюремного

заключения под поручительство

священника Ивана Александровича

Некрасова и псаломщика Владимира

Григорьевича Соколова.

По постановлению ВЧК были арестованы в 1922 г. 22 декабря священник Иван Александрович Некрасов и псаломщик Владимир Григорьевич Соколов. Оба члена причта Николо-Ваганьковской церкви. Некрасов и Соколов известны нам с наилучшей стороны, как люди высокой честности, добросовестные труженики в исполнении своих обязанностей, гуманнейшие и бескорыстные в своих отношениях ко всему составу жителей большого просторного трудящегося населения Николо-Ваганьковского прихода, никогда не принимавшие участие в политике и всецело преданные исполнению своего долга. В приходской религиозной жизни православного прихода их участие всегда было крайне необходимо, и крайняя необходимость особенно ощущается в наступившие. дни Великого Поста, когда громадное население трудовое с фабрик, заводов, мастерских нашего прихода удовлетворяет свои религиозные потребности, а болящие православные требуют напутствия, а умирающие напутствия и погребения.

Посему мы, нижеподписавшиеся, просим Московский Трибунал освободить из тюрьмы под наше поручительство священника Ивана Александровича Некрасова и псаломщика Владимира Григорьевича Соколова, ручаясь со своей стороны, что они, Некрасов и Соколов, не скроются от суда и будут аккуратно являться по вызовам судебных мест и лиц.

Это наше ходатайство о немедленном освобождении Священника Ивана Некрасова и псаломщика Владимира Соколова подкрепляется болезненным состоянием обоих, удостоверяющем свидетельствами врачей.

С. А. Степанов, работающий на Трех Горной мануфак 7577

В. П. Бахвалов, рабочий Трехгорной мры, расчет № 8855

А. П. Соколов, работающий на Сахарном заводе Студенецк пр, № 2669

И. С. Синицкий, рабочий на Краснопресненском Сахар заводе

Ф. А. Сергеев, рабочий на фабрике Трехгорной мры

А. В. Панфилов, Трехгорная мра, Красная Пресня, д № 40, кв 11.

Иван Матвеевич Ташнев, Красно-Пресненского района, д 116, кв 2

Яковлев Никифор Семенович, конторщик Трехгорной мры Ткацкой фки, проживаю М Трехгорный пер, д № 8, кв 4

Кондратьев Александр Петрович. Красная Пресня, дом 38, кв 1

Николай Петрович Шаров. Адрес: Красная Пресня, дом № 42, трудов контроль

Яков Андреевич Соколов, Кр Пресня, д № 42

Антон Никанорович Козлов, Кр Пресня, д 42, кв № 469

Евдокия Николаевна Любимова, Тестовский поселок, д 83. Рабоч Трехг

Сухова Татьяна Ивановна, д 20, Трех Мры

Андреев Федор Вячеславович, Красная Пресня, д № 36, к 56

Евдокия Кузьминична Короткова, рабоч, дом 1, Трех Мры

Михаил Борисович Соломатин, Звенигородское шоссе, д № 16, кв № 2

Александра Назаровна Фролова, Николо-Ваганьков пер, д № 4 кв. 1.

Анна Ивановна Кондратьева, К Пресня, д № 38, кв № 1.

Настасья Ивановна Ромашева, Николо-Ваган пер, д № 2/3, кв 8.

Григорий Александр Лебедев, Студ проезд, д № 2.

Мурашев Павел Васильевич, Трех Гор, ул, д 10.

Кочешков Иван Никалаевич, , д 33, кв 12.

Пелагея Васильевна Грошева, Нововаганьковский пер, дом № 18, кв 2.

Василий Иванович Молчанов, Студен пр, д 1, кв 1. Раб Труд Кооп Моск Огор Хоз

Михаил Егорович Лукьянов, Большая Пресня, д 32, квар 5, рабочий.

Дмитр Михайлов Лукьянов, рабоч Фабр Гознакъ.

Сергей Яковлевич Сметанников, Красная Пресня, д 32, кв 19– я, рабочий.

Петр Иванович Агафонов, Ср Трехгорный пер, д 2/3, кв № 25, Раб 1 Трехгорной мры на Пресне.

Надежда Алексеевна Успенская, КрПресн ман. Трехгор пер, д 11, учительница.

Иванова Любовь Ивановна, Кр-Пресн Ман, Трех пер, дом 12, кв 6, санитарка № 151

Алексей Ильич Егоров, сторож (? ) при Краснопрес складе прожива Воскрес шоссе, дом № 6

Фрол Николаевич Кривоносов, рабочий Прохоров мры, Николо-Ваганьковский пер, дом 4, кв 4.

Иван Максимович Гурин, рабоч при Прохоровской больн спал № 9, Ивановская коморка, № 30

Зинаида Александровна Еськова, рабочая-белошвейка, Мал Х Т, Тверская, 22. Адрес жит, Студ, д 14, кв 1. Мария Ивановна Пузырева.

Дмитрий Афанасьевич Кученков, электротехник МГЭС, Б Ваганьковская ул, 13, кв 2.

Александра Васильевна Сергеева, Трехгорная Мануфактура Трехгорный Камер Колеж вал, дом № 16, квар № 14.

Евдокия Петровна Козлова, домашняя хозяйка, дом №1/10 Трехгор мануф.

Фиона Кузьминична Ефанова, Трехгорная фабрика, проживаю на фабрике, дом манеж.

Алексей Яковлевич Белов, Воскр шоссе, дом № 17, кв 1.

Трубицина Анна Поликарповна, прож Красная Пресня, д 41, кв 16.

Кандрашова Елизавета Арсентьевна, рабоч Трегор мры, проживаю спальни манеж.

Романов Павел Николаевич, Большой Трехгорный пер, д 20, учитель.

Дмитрий Федорович Быков, Большая Пресня, д № 45, кв 5.

Никита Савельев Требоганов, Красн Пресня, д № 32, кв № 6.

Михаил Иванов Фадеев, Малый Трехгор пер, дом 8, живущий на 1-й государственной тек фабрике, быв Прохоров механич.

Татьяна Петровна Пашкан, Красная Пресня, д № 24, 47.

Александра Александр Финягина, Нижняя Пресня, фабрика Прохорова, 14.

Анна Кузьминична Желананкина, Большой Предтеченский переулок, № 32, 14.

Богомолова Ольга Ильинична, М Трехгорный пер, дом № 10, кв № 8.

Крылова Анна Алексеевна, дом Прохорова, девичья спальня.

Павлова Вера Константиновна, Красная Пресня, дом № 44, кв 14.

Петр Ефимов Кузнецов, рабочий-кочегар Трехгорной мры жит фабрики.

Петр Афанасьевич Зотов, рабочий-красильни Трехгорной мры, жит Б. Ваганьковской д 11, кв 6. М. В. Фуфалова, Красная Пресня, д 42, кв 7.

Смирнова Зинаида Сергеевна, Ново-Ваганьковский пер, дом 14, кв 285.

Евдокия Александровна Куканова, прислуга, прожив по НовоВаганьковск переулку, д № 1, кв.

Сергей Афанасьев Туркин, Трехгорн пер, д 12. Морозова Мария Афанасьевна, Малый Трехгорный переулок, д 12, кв 3.

Красильщикова Фекла Фоминична, Малый Трехгорный, д 8, кв 4.

Романова Анна Николаевна, учительница школы № 67 1-й ст, Б Трехгорный пер, д 20, школа

Наумова Александра Ивановна, рабочая Трехгорной мануфактуры, Нижняя Прес, д № 1/30.

Трушина Алексан Ив, Трехгорная мра, Студен проез, д 16, кв 1.

Вавилова Алек Петровна, Трехгор мра, Студен проезд, д 16, кв 1». 246

Примерное количество репрессированных священнослужителей в первые годы советской власти также можно подсчитать. В списке православных священнослужителей, подвергшихся репрессиям в 1918—1934 годах, значится 800 человек. 247 Все эти зверства в отношении священнослужителей и церкви (не только православной, но и всех остальных религий) дополнялись другими актами террора большевиков. В 1922 году, под предлогом борьбы с голодом, большевики начали изъятие церковных ценностей из храмов и монастырей. Этот откровенный грабеж не принадлежащего им имущества большевики проводили под лживыми лозунгами о том, что данные ценности будут распроданы, а все средства пойдут на помощь голодающим. На деле же, советские лидеры хотели не только нажиться на этом деле, но еще и уничтожить большую часть духовенства и окончательно ликвидировать какое-либо влияние церкви среди населения. В 1990-х годах было обнародовано немало документов, подтверждающих это. Вот, например, рекомендации для местных органов советской власти по поводу кампании по изъятию церковных ценностей от Льва Троцкого (1879—1940), датированные 30 марта 1922 года:

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

ДЛЯ СОВЕЩАНИЯ СЕКРЕТАРЕЙ ГУБПАРТКОМОВ

И ПРЕДГУБИСПОЛКОМОВ

1. Провести агиткампанию в самом широком масштабе. Устранить как все слезливое благочестие, так и глумление.

2. Расколоть духовенство.

3. Изъять ценности как следует быть.

4. Расправиться с Черносотенными попами.

< …>

Л. Троцкий. 248

Вскоре, однако, советское правительство отказалось от идеи тотального уничтожения церкви в СССР. Вместо этого, большевики решили полностью подчинить всю церковную организацию в стране своей воле. С Русской православной церковью им это удалось сделать в 1927 году. Тогда, под беспрецедентным давлением со стороны властей, митрополит Сергий (Иван Николаевич Страгородский (1867—1943)), являвшийся заместителем Патриаршего местоблюстителя, подписал Декларацию, объявлявшую полную лояльность РПЦ советской власти. Этот шаг тогдашнего руководителя православной церкви (митрополита Сергия) был воспринят очень болезненно всеми верующими людьми не только в СССР, но и за рубежом. Ведь теперь РПЦ полностью подпадала под контроль со стороны большевистского правительства. «Реформа, проведенная митрополитом Сергием в 1927—1930 гг., привела к полному отказу от решений Поместного Собора 1917—1918 гг., отбросив Русскую Церковь на столетие назад – к петровским преобразованиям. Она поставила ее под абсолютный контроль безбожного государства». 249 После этого советская власть могла использовать РПЦ в качестве пропагандистского орудия. В руках у диктатора Сталина всегда оставались рычаги давления на церковь. «Ряд историко-церковных материалов хранится в особой папке И. В. Сталина… например о насильственном переселении в июле 1944 г. 1673 «истинно верующих» православных христиан из центральных областей России в Сибирь и на Алтай». 250

Однако в этот же период возникла организация Русской православной церкви за рубежом, которая оставалась полностью враждебной большевистскому режиму в России. Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ) сформировалась из священнослужителей, которые покинули Россию в ходе революционных потрясений и Гражданской войны. Главное управление РПЦЗ в 1921 году обосновалось в Сербии, в городе Сремски Карловици (серб. Сремски Карловци). В ноябре 1921 года в Сремских Карловцах состоялся Первый всезарубежный Собор РПЦЗ, на котором была принята своеобразная программа действий русской церкви за рубежом, «Наказ Собору». Это послание подчеркивало единство РПЦЗ с РПЦ, призывало европейские державы помочь русским людям свергнуть большевизм, а также вновь возродить монархию в России. 251

После принятия Декларации митрополита Сергия о сотрудничестве Русской православной церкви с большевистским правительством, зарубежная часть РПЦ приняла решение прекратить сотрудничество с московской церковной властью. Такое решение принял Архиерейский Собор РПЦЗ в сентябре 1927 года: «Заграничная часть Всероссийской Церкви должна прекратить сношения с Московской церковной властью ввиду невозможности нормальных отношений с нею и ввиду порабощения ее безбожной советской властью, лишающей ее свободы в своих волеизъявлениях и каноническим управлением Церковью». 252

В ответ на это раскол московская церковная власть объявила деятелей РПЦЗ раскольниками. В стороне не осталась и советская власть. Она назвала православных священников из этой части Русской православной церкви – заговорщиками и предателями. «… эмигрантская религ. -политич. группировка, объявившая себя «русской зарубежной церковью», якобы представляющей рус. православие за рубежом. Возн. в 1921, когда наиболее реакц. представители рус. церк. эмиграции в г. Сремски Карловицы (Югославия) выработали общую платформу борьбы против Сов. власти. Выдвинув монархич. лозунги, в частн. требование о восстановлении царской власти в России, … с призывами организовать крестовый поход против большевизма и силой сокрушить Сов. гос-во». 253

После революций и Гражданской войны из России в Европу хлынул большой поток беженцев. Страну покинуло 2 миллиона человек, не захотевших жить в советском «раю». 254 Большинство этих людей были православными верующими. Они расселились по разным европейским странам: Германии, Англии, Франции, Австрии и т. д. Что касается Германии, то православие вообще не было для нее каким-то экзотическим новшеством. Православная диаспора здесь существовала еще с XVIII века. «Первые православные русские приходы появились в Германии в 1710-е гг. К началу Первой мировой войны Русская Церковь обладала в этой стране значительной собственностью – около 36 храмов, домов и земельных участков». 255 Поэтому русским эмигрантам, попавшим в эту страну во время эмиграции из Советской России, было куда пойти ради духовной пищи. Православные верующие были под духовной юрисдикцией трех разных организаций Русской Церкви: Московского Патриархата, Русской Православной Церкви за рубежом (РПЦЗ) и Временного экзархата Вселенского Патриархата на территории Европы с центром в Париже. 256 До прихода к власти в Германии нацистской партии, Русская Церковь за рубежом старалась решать свои внутренние споры, временами надеясь на падение советского режима. Однако такая спокойная жизнь православной церкви закончилась с приходом нового немецкого правительства. Это было обусловлено отношением нацистов к религии вообще.

Нацисты в Германии поставили главной целью в своей религиозной политике создать совершенно новую религию, отвергавшую христианские ценности и основанную на расовых доктринах и философии нацистского руководства. «… по стране прокатился призыв отвергнуть протестантизм и создать новую «германскую» религию, основанную на объединении идеи «Блут унд боден» («Кровь и почва») и принципа фюрерства. В 1934 году профессор богословия Эрнст Бергман опубликовал 25 тезисов этой новой «религии». Среди них:

Еврейский Ветхий завет не годится для новой Германии.

Христос был не евреем, а нордическим мучеником, отправленным на смерть евреями, и воином, призванным спасти мир от еврейского влияния.

Свастика является преемницей меча как символа германского христианства.

Германская земля, кровь, душа, искусство – священные категории германского христианства». 257

Религиозная политика нацистов вызвала возмущение представителей лютеранской и католической церквей в Германии, что привело к протестным движениям среди немецкого духовенства и, как следствие, террору со стороны власти. От преследований со стороны нацистского правительства в годы его правления пострадало 17 тысяч немецких священнослужителей. 258 Не исправил положение и конкордат нацистского правительства с католической церковью, заключенный 20 июля 1933 года. Вскоре после его подписания на территории Германии были распущенны все католические объединения и партии. Нацистский режим в Германии был зеркальным отражением большевистского режима в СССР. Нацисты, так же как и большевики, видели в религии своего главного соперника, поэтому они старались если и не ликвидировать ее совсем, то, по крайней мере, всячески унизить и подчинить своей воле. «Сотни священников и монахов обвинялись в контрабанде золотом, незаконных валютных сделках, аморальных действиях и распутстве. Католическая пресса подвергалась жесточайшей цензуре, религиозные процессии, колокольный звон запрещались и т. п. Острие удара было направлено против монастырей – только в Австрии после ее присоединения к Германии закрыли около 1000 обителей». 259

Но антирелигиозная политика нацистов время от времени становилась мягче. Особенно с началом Второй мировой войны. В период войны, гитлеровцы, для того чтобы сплотить общество, слегка пересмотрели свои планы касательно уничтожения традиционной христианской религии. Они решили отложить эти планы до полной победы в войне. «В частности, сотрудникам Министерства церковных дел стало известно о словах, сказанных Гитлером Герингу, что «после войны он выйдет из церкви, и народ, ликуя, последует за ним»». 260

Несмотря на репрессии, немецкое духовенство с восторгом встретило начало войны Германии против СССР. «Так, руководящий орган Германской Евангелической Церкви отправил 30 июня 1941 г. телеграмму Гитлеру: «Собравшись в первый раз после начала решающей борьбы на Востоке, Духовный совет… в эти захватывающие бурные часы вновь заверяет Вас, наш фюрер, в неизменной верности и готовности к действию всего евангелического христианства Рейха. Вы предотвратили большевистскую опасность в собственной стране и теперь призываете наш народ и народы Европы к решающему походу против смертельного врага всего порядка и всей европейской культуры. Германский народ и с ним все его христианские члены благодарят Вас за это Ваше дело»». 261 Папа Римский, Пий ХII (Эудженио Мария Джузеппе Джованни Пачелли 1876—1958), также высказал свое удовлетворение началу войны против СССР: «… я был бы чрезвычайно рад, если бы коммунизм был повержен». 262

Во время всех этих страстей, связанных с борьбой нацистов против лютеранской и католической церквей, радикальное правительство совершенно не интересовалось православной церковью, расположенной в Германии. Все изменилось осенью 1935 года. Перемены были вызваны тем обстоятельством, что еще 16 июля 1935 года Адольф Гитлер учредил Министерство церковных дел (РКМ), главой которого стал преданный нацист, но, в то же время, искренне верующий человек, Ханс Керрл (1887—1941). Главной задачей Керрла на его посту было установление компромисса между нацистским правительством и церковью на территории Рейха. 263 Примиренческая позиция Ханса Керрла вызывала негодование среди других высокопоставленных нацистов, желавших покончить со старой религиозной жизнью в Германии, а не подстраиваться под нее. «После издания одного указа, расцененного как «процерковный», Керл был срочно вызван в Оберзальцберг к Гитлеру. Там он нашел почти всех рейхслейтеров – Розенберга, Гесса, Гиммлера, Литце, Шираха и др., которые сообща накинулись на министра, заявляя, что он должен ликвидировать Церковь, а не делать нечто противоположное». 264

Ханс Керрл (в центре) Министр по делам Церкви в нацистской Германии.

В отношении Русской православной церкви нацисты придерживались более мягкой политики. Эта церковь и так была преследуема советскими властями в СССР, поэтому к ней за рубежом выражались особые симпатии. Гитлеровское правительство хотело продемонстрировать мировой общественности, что оно является ярым защитником гонимой в СССР Русской Церкви. Политика в отношении Русской Церкви была сферой деятельности Вернера Гаугга, чиновника из Министерства церковных дел (занимал этот пост с 1935 по 1945 гг. ). 265 Она сводилась в первую очередь к унификации Русской Церкви. Немецкие власти выбрали РПЦЗ – как высшую церковную организацию Русской Церкви за рубежом. Именно вокруг нее немцы и планировали объединить все русское духовенство и православных верующих, оказавшихся в Европе. Одновременно с этим, руководство Рейха старалось избавиться от влияния на церковь просоветского митрополита Евлогия (Василия Семеновича Георгиевского 1868—1946), осевшего во Франции и находившегося под властью московского митрополита Сергия (Страгородского). 26614 марта 1936 года правительство Третьего Рейха признало за РПЦЗ статус корпорации общественного права (Kö rperschaft des ö ffentlichen Rechts) – то есть, организацией, имеющей законный статус в Германии. Одновременно с этим началось строительство нового православного собора в Берлине. (Сохранился до наших дней, находится по адресу: Берлин. ул. Гогенцоллерндамм, 166 / Berlin-Wilmersdorf. Hohenzollerndamm 166). Интересен тот факт, что денег на строительство этого храма у Министерства по делам церкви катастрофически не хватало, поэтому руководство этого ведомства обратилось за финансовой помощью к высшему руководству Рейха, включая самого Адольфа Гитлера. 267

В целом политика нацистской Германии в отношении Русской Церкви сводилась к некоему компромиссу. Нацисты хотели использовать религиозную организацию этой церкви ради своих экспансионистских целей, при этом по возможности не допустив слишком сильного возрастания ее влияния. С вторжением Германии в Польшу в 1939 году и оккупации части ее территорий, русское православное духовенство, сотрудничавшее с немецким правительством, начало восстанавливать здесь православные приходы, ранее закрытые польскими властями. Несмотря на репрессивные меры польского правительства в отношении Русской Церкви, на занятых Вермахтом территориях Польши все же осталось 15 000 православных верующих. 268 Пришедшая сюда вместе с Вермахтом РПЦЗ принялась восстанавливать на этих землях православную религию. Министерство церковных дел также планировало продвигать распространение влияния епархии немецкой РПЦЗ в других, оккупированных немцами, странах Европы: Бельгии, Франции, Люксембурге и Словакии. Но нацистское правительство строго воспротивилось этому. Высшие нацистские чиновники вовсе не желали, чтобы Германия стала одним из влиятельных центров православного мира. 269

С началом войны Германии против СССР Министерство церковных дел Рейха и вовсе было лишено какого-либо контроля за деятельностью Русской Церкви на занятых немецкими военными территориях СССР. Церковными делами на оккупированных территориях Советского Союза ведало командование трех немецких наступающих армейских группировок: «Север», «Центр» и «Юг». Позиция немецкого военного командования в отношении Русской православной церкви могла разнится на разных территориях. Но в целом, высшее командование Вермахта не хотело создавать каких-либо препятствий православным верующим на занятых территориях. «Так, в приложении к указу шефа Верховного командования вермахта (ОКВ) Кейтеля от 19 мая 1941 г. «Образ действия германских воинских частей в Советском Союзе» ничего не говорилось о каких-либо стеснениях и ограничениях церковной жизни: «Большая часть русского населения, особенно обнищавшее от большевистской системы сельское население, внутренне отрицательно относится к большевизму. В небольшевистских русских людях национальное сознание связано с глубоким религиозным чувством. Радость и благодарность за освобождение от большевизма часто будет находить выражение в церковной форме. Не следует препятствовать или мешать благодарственным богослужениям или процессиям». 270 Нацисты, нацистское правительство, в лице Министра восточных оккупированных территорий (Reichsministerium fü r die besetzten Ostgebiete) Альфреда Розенберга также не чинила особых препятствий возрождению церковной жизни в России. Вот, что он писал в своей инструкции для немецкой администрации на оккупированных территориях СССР: «Православная церковь… была сильным средством скрепления Российской империи. Насколько широко уничтожена церковь, можно установить лишь при более близком изучении. Собственно говоря, перед немецким рейхскомиссаром не стоит задача ни оживления вытесненной церковности, ни продолжения осуществления прежней большевистской установки на ее искоренение. Следует предоставить возможность существования конфессиональных объединений, однако без государственной поддержки». 271

К моменту начала Советско-нацистской войны религиозная жизнь в СССР была практически ликвидирована. «По данным Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий при президенте РФ, только за период 1937—1941 гг. было репрессировано – 175 800 представителей православного духовенства…». 272 Более того, сталинский режим намеревался пойти еще дальше, и к 1942 году вообще ликвидировать религиозную жизнь в Советском Союзе». 273 Начало войны между СССР и Германией было воспринято православным духовенством за рубежом в целом положительно. Архимандрит Свято-Владимирской церкви в Берлине с 1932 по 1945 гг. Иоанн Шаховский (Дмитрий Алексеевич Шаховский 1902—1989) написал свое обращение к верующим в связи с началом Советско-нацистской войны. Оно было опубликовано в немецкой газете «Новое слово» в номере от 29 июня 1941 года: «Кровь, начавшая проливаться на русских полях с 22 июня 1941 г., есть кровь, льющаяся вместо крови многих и многих тысяч русских людей, которые будут вскоре выпущены из всех тюрем, застенков и концлагерей Советской России. Одно это уже исполняет сердце радостью. Лучшие русские люди будут скоро отданы России, лучшие пастыри будут отданы Церкви… Промысел избавляет русских людей от новой гражданской войны, призывая иноземную силу исполнить свое предназначение. Кровавая операция свержения III Интернационала поручается искусному и опытному в науке своей германскому хирургу. Лечь под его хирургический нож тому, кто болен, не зазорно… Обессиленные и закрепощенные по лагерям, заводам и колхозам русские люди были бессильны подняться против международной атеистической силы, засевшей в Кремле. Понадобилась профессионально-военная, испытанная в самых ответственных боях, железноточная рука германской армии… Новая страница в русской истории открылась 22 июня 1941 г. в день празднования русской Церковью память «Всех Святых, в земле Русской просиявших»…». 274 Раскол среди русского православного духовенства ярко проявился уже в первые дни войны. Если за рубежом среди священнослужителей раздавались возгласы восторга из-за прихода немецких войск на территорию СССР, то в Москве нашлись защитники сталинского режима. Верный союзник большевистского правительства, митрополит Сергий (Страгородский), 22 июня 1941 года выпустил послание к своему немногочисленному оставшемуся на свободе духовенству и пастве. Оно гласило: «Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю… Вспомним святых вождей русского народа, Александра Невского и Дмитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Православная наша церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг… Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за родину и веру во все времена нашествия врагов на нашу родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь нам дарует победу! ». 275Большевики опубликовали это послание, в котором митрополит Сергий страстно призывал православных верующих массово умирать ради спасения сталинского режима, лишь 6 июля 1941 г. После того, как к советским гражданам обратился сам Иосиф Сталин.

Немцы озаботились церковным вопросом на оккупированных советских территориях почти сразу же после начала войны с СССР. «… первые указания относительно проведения церковной политики на Востоке последовали от Гитлера в июле 1941 года…». 276 Немецкие оккупационные власти изначально не видели в православии какого-то сильного идейного противника для себя на занятых территориях СССР. Они рассматривали возрождение религии здесь как возможность расположить к себе местное население для более тесного сотрудничества с ним. Об этом красноречиво говорит религиозная терпимость немцев на территориях, занятых ими областей. «Всего на территории, занятой германскими войсками за период оккупации было открыто 9 тыс. храмов. Так, например, только на территории Ленинградской, Новгородской и Псковской областей было открыто 470 храмов, Курской области – 332 храма, Ростовской области – 243 храма, Краснодарского края – 229 храмов, на территории Украины в целом было открыто около 5, 4 тыс. храмов. Религиозная жизнь в европейской части СССР, занятой немецкой армией, понемногу возрождалась. В ответ на это, благодарные православные священники проводили молебны во вновь открывшихся храмах за здоровье немецких солдат и офицеров. 277

Конечно же, массовый разгул православного духовенства на оккупированной территории Советского Союза вскоре начал вызывать некую обеспокоенность у немецкого политического командования. Появились и частые распоряжения от высших чиновников Рейха о необходимости пресекать слишком активное возрождение традиционной религиозной жизни на занятых Вермахтом территориях. Однако процесс религиозного возрождения уже было сложно остановить и повернуть вспять. Немцы небезосновательно боялись, что церковь, на освобожденных от большевиков территориях, в условиях политической свободы может занять место местного политического руководства. Вот строки из полицейского указа руководства СС в Киеве: «… Также заботиться о том, чтобы клир ни в коем случае не был подготовлен в качестве политического руководящего слоя. Поэтому, прежде всего, пресекать создание семинаров священников, высших теологических школ и т. п. ». 278 Однако стоит отметить, что свободной деятельности православного духовенства на оккупированных территориях способствовали разногласия немецкой власти на местах и высшего руководства Рейха относительно церковного вопроса. 279

Стоит отдельно сказать об отношении православного духовенства в годы войны к Холокосту. Среди переписки священников РПЦЗ с немецкими чиновниками в те годы, конечно, можно найти явно антисемитские высказывания. К примеру, статьи протоирея Сергея Николаевича Булгакова (1871—1944). 280 В целом, православная церковь, сотрудничавшая с немецкими военными, не разделяла расистских и антисемитских взглядов нацистского руководства. Но, тем не менее, русскому духовенству время от времени приходилось выражать свою преданность немецким начальникам своими антисемитскими речами, появлявшимися в пронемецких газетах на оккупированных территориях: «Экзарх Митрополит Сергий… в своей статье в коллаборационистской газете «За родину» от 10 октября 1942 г. < …> писал: «Уходя на север и восток, Красная Армия оставила за собой разрушенные храмы. Так было, например, в 1941 г. на всем пути бегства к Волхову, Ильменю, Ленинграду. Большевистские агенты, обыкновенно евреи, налетали на деревни и небольшие городки со специальным заданием сжечь уцелевшие церкви. На это имеются неопровержимые доказательства, которые в случае надобности могут быть представлены». 281 Молились в русских церквях на оккупированных территориях также и за здравие Адольфа Гитлера, и за победу немецкого оружия. 282

Но бывали и обратные примеры. Например в Вишистской Франции (сотрудничавшей с немцами) священнослужители Русской Церкви помогали французским евреям избежать ареста немецкими властями и последующей отправки в концентрационные лагеря. 283

Отдельно стоит выделить деятельность Псковской православной миссии в военные годы. Деятельность Псковской духовной миссии неразрывно связана с митрополитом Сергием (Дмитрием Николаевичем Воскресенским 1897—1944). В молодости будущий митрополит обучался в Московской духовной академии, в которой его обучение закончилось в 1920 году. В 1925 году Дмитрий Николаевич принял монашеский подстриг. В первые годы советской власти часто подвергался арестам и судам. 284 В 1933 году Сергий был посвящен в духовенство (хиротонисан) в Храме Воскресения Христова в Сокольниках (Москва). До 1941 года митрополит Сергий являлся одним из ближайших помощников московского Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). В марте 1941 года, Сергий был назначен церковным руководством митрополитом Виленским и Литовским, а также одновременно экзархом (представителем церкви в зарубежье) Латвии и Эстонии. Именно в Латвии, в Риге, его и застало начало войны Германии против СССР. Митрополит Сергий не пожелал эвакуироваться из города вместе с советским чиновничество

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...