Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тренинговые занятия для родителей и детей по коррекции детско – родительских отношений




Занятие 1.

Цель - формирование атмосферы доверия.

1. Установка на работу. Представьте, что у вас в руках находится волшебный цветок добра. Протяните две руки вперед так, как будто вы держите его в руках. Ваши руки чувствуют удивительную теплоту, он согревает вас, ваше тело, вашу душу. Вы можете мысленно рассмотреть, как он выглядит, большой он или маленький, на что похож? Может он имеет запах, и тогда вы можете его понюхать. А может от него звучит какая-то музыка, а вам хочется ее слушать. Мысленно поместите все добро цветка к себе в сердце, почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вашу душу. И помните, что в минуты, когда будет болеть душа, представив этот цветок, вы освободитесь от части груза.

2. Игра "Европейский городок". Игра способствует снятию напряжения в преодолении барьеров. Ведущий говорит: "У населения нашего города есть удивительный обычай: ровно в полдень все приходят на центральную площадь, и, услышав удары колокола, приветствуют друг друга разными способами. Когда они слышат 1 удар, каждый трогает правой рукой левое ухо партнера; когда услышат 2 удара, партнеры берут друг друга за плечи, когда они слышат 3 удара - они трутся друг об друга спинами. Давайте же и мы поприветствуем друг друга этими необычными способами. Удары колокола я буду изображать хлопками".

3. Упражнение с мячом 1. а) Сесть на мяч. Ведущий: "Как вы себя чувствуйте? Неизвестность.... Так и дети куда-то собираются, переживают. Я сказала, что мяч выдержит 100 кг. Вы все сели с уверенностью? Можно изучить мяч, попробовать, рассмотреть, то есть должна быть активная жизнь, чтобы к 17 годам им жить хотелось.

4. Упражнение с мячом 2. Работа в парах "мама - ребенок". Ребенку завязывают глаза, и он начинает руками изучать мяч, мама ему помогает. Работают молча. Меняются ролями. Обсуждение: Что ощущали дети? Было ли желание сделать что-то свое? Мама чувствовала, что ощущает ее ребенок?

5. "Зеркало". Мы сегодня хорошо поработали, настал момент прощания. Попробуйте выполнить, как прощаются люди без слов, а с помощью действий. На первом занятии я попыталась организовать совместные действия матери и ребенка и установить доверительные отношения между ними.

Занятие 2.

Цель: формирование атмосферы добра и безопасности.

Установка на работу.

1. Упражнение "Чему я научился за год". Участники получают по одинаковому листу бумаги, ручки или карандаши. Каждый в течение какого-то определенного времени пишет, чему он научился в течение последнего года. Затем все работы сдаются ведущему, который зачитывает их. Комментарий к упражнению: Это упражнение является и диагностическим и терапевтическим, по сути. Часто родители не подозревают о том, что их ребенок узнал что-то новое за этот год жизни. И для ребенка, и для родителей важно продемонстрировать свои достижения. В ходе выполнения видны нарушения взаимоотношений.

2. Упражнение "Зеркало". Участники встают парами, один изображает позы слушателя, а другой их повторяет (внимательный слушатель, не внимательный слушатель, не слушающий человек, создание видимости слушателя..).

3. Игра с мячом. Говорить друг другу перекидывая мяч: "Семья - это... ", "Быть родителями - это... ", "Дети - это... ", "Если бы я был ребенком то... ".

4. "Зеркало". Занятие второе было на изучение мыслей друг друга и изучение внутреннего мира друг друга.

Занятие 3.

Цель: Развитие положительной динамики в отношениях.

Установка на работу.

1. Игра - разминка "Европейский городок".

Упражнение "Спроси без языка". Вы должны угадать, что хочет спросить каждый из вас.

2. Игровая ситуация "На службе у царя-батюшки".

До 1917 года в России правил царь, власть переходила из рук в руки. Нелегко жилось народу при царе, еще более сложно было тем, кто служил царю, итак, раз, два, три... мы попадаем в 17 век, перед нами царь (ребенок), и служащий царя (мама).

Проснулся царь в плохом настроении, зовет он прислугу (маму).

Принеси воды, да побыстрее. Ну, чего ты стоишь? Аль не слышал?

Помоги одеть халат, указывает на служащего (маму).

-Какие новости сегодня? Чего смущаешься? Не знаешь, что в стране делается? (Если царя не устраивает служащий, его на казнь, хотя ему дается последнее слово для собственной защиты..

Значение данного упражнения в том, чтобы родитель ощутил, как бывает тяжело ребенку в семье.

3. "Зеркало".

4. Рефлексия занятия. Что понравилось, что не понравилось? Что завтра хочется повторить?

Занятие 4.

Цель: формирование атмосферы доброты и безопасности.

Настрой на занятие. У кого за то время, что мы занимались, произошло что-то новое, позитивное и вы хотели нам об этом рассказать.

1. Упражнение "Счастье - это". Предлагаются листы с разнообразными формулами "счастья" Счастье - это я сам. Счастье - это когда тебя понимают. Счастье - это жить среди людей. Счастье - это много друзей. Счастье - это мои родители. Счастье - это жить в мире. Счастье - это моя семья.

Участникам предлагается выбрать свою формулу и защитить ее. После защиты предлагается написать как можно больше хороших слов на каждую букву слова:

С - солнечный, спокойный.

Ч - чуткий, человечный.

А - активный, артистичный

С-

Т-

Ь

Е

2. Упражнение "Слепой и поводырь".

Мама берет за руку ребенка и ведет его рядом с собой, при этом должна говорить, как и куда он должен идти. Что значит ответственность? Это контроль? Быть хорошими родителями это, значит, быть ответственными? Легко ли подчиняться действиям родителя.

3. Упражнение "Комплименты". Выполняется в паре, участники говорят друг другу комплименты, добрые слова.

4. "Зеркало".

Занятие 5.

Цель: закрепить представление об отношениях в семье.

Установка на работу.

Сегодня последнее наше занятие, давайте вспомним все упражнения, которые вас понравились.

а) Игра - разминка "Европейский городок" Приветствие друг друга разными способами.

б) Упражнение "Зеркало" Изображение поз друг друга.

в) Упражнение "Спроси без языка".

г) Упражнение "Чему я научился за эти занятия".

д)"Зеркало".

Мы хорошо потрудились, настал момент прощания. Вспомните, как прощаются люди без слов, а с помощью действий».


7.6 Рекомендации социальному педагогу по работе с неблагополучной семьей:

1. Использование в работе с неблагополучной семьей дифференцированного педагогического подхода к содержанию и технологиям социальной работы. Такая модель включает в себя следующие компоненты:

- наличие у специалиста собственных представлений о содержании поддержки семьи как клиента и о представлениях клиента о содержании этой поддержки, а также о форме ее оказания;

- широкое изучение семьи-системы и каждого ее члена как индивида;

- дифференциация семей на типы в соответствии с особенностями деформированности семейных структур;

- разработка и реализация программы (соответственно выделенным в ходе дифференциации типам семей) социальной поддержки семьи коррекционно-воспитательной направленности;

- отслеживание результатов коррекционно-воспитательной деятельности с семьей и внесение необходимых изменений.

2. Необходима качественная и количественная характеристика показателей семьи для учета причин неблагополучия.

Известный метод сбора информации о семье – формализованные бланки и анкеты, посвященные конкретной семейной группе. Изучение неблагополучной семьи будет оптимизировано при использовании специальных карт семьи, анкет.

Строгая структурированность этих материалов позволяет выйти в процессе их заполнения на типологию семей, что весьма важно для принятия адекватных профилактических мер и поддержки детей с отклоняющимся поведением. Недостатком этой диагностической методики является то, что формализованная информация может упустить какие-либо существенные качественные особенности семьи, не включённые в структуру данной анкеты. В частности, возможное наличие у членов семьи скрытых проблем, к примеру, психических заболеваний, судимостей, суицидов, венерических болезней, вынесение которых на всеобщее обсуждение нежелательно. Выявить эти факторы средствами формализованной анкеты бывает не всегда возможно.

Источниками информации о семейном неблагополучии могут быть: классные руководители; воспитатели ДОУ; педагоги школы; врачи; участковый инспектор; родственники; соседи; друзья.

Дополнительные источники информации о семье: документы социально-медицинского патронажа; документы психолого-педагогического консилиума в школе; материалы психодиагностики; результаты рейдов; жалобы и заявления граждан; материалы о правонарушениях; преступления несовершеннолетних.

Необходимая первичная информация о неблагополучной семье:

- Материально-бытовые условия.

- Эмоционально-нравственный климат.

- Режим дня ребенка в семье.

- Методы и приемы воздействия взрослых на детей.

- Семейный досуг.

- Уровень педагогической культуры родителей.

3. Четкое определение целей, задач, методов своей работы; понимание ее специфики, которая состоит лишь в относительной возможности реабилитации дезадаптивных семей, восстановлении их нарушенных отношений с детьми. Социальному педагогу следует осознавать границы собственной компетентности, т.к. чрезмерное расширение границ своих функциональных обязанностей и незаметный переход на территорию смежной профессии, например, психологии, может привести к искушению по мере сил и собственного разумения начать работу с родителями и подростками по "искоренению недостатков".

На этом пути может возникнуть распространённая ошибка социального педагога: установление излишне близких доверительных, даже панибратских, отношений с ребёнком и родителями. Эту ситуацию может ещё более усложнить возникающее иногда стремление специалиста к кооперации с ребенком против родителей или с родителями против ребёнка.

4. Опытный социальный педагог умеет "видеть" в каждой неблагополучной семье скрытые негативные факторы, которые зримо проявляются намного позже. Интуицияграмотного специалиста лучше иного теста позволяет определить основные семейные проблемы и трудности, непосредственно влияющие на воспитание и поведение подростка. Впрочем, не следует переоценивать возможности интуиции. Во избежание ошибочных выводов необходимо проверять свои предположения с помощью проверенных методических приёмов. В противном случае существует опасность навешивания ярлыков на детей и их родителей, что может привести к их полной дезадаптации и отказу от сотрудничества.

5. Педагогическому коллективу школы, в том числе социальному педагогу, необходимо научиться замечать не всегда крупные, но очевидные достижения, пусть маленькие, но безусловные успехи своих подопечных.

6. Главная задача в работе с неблагополучной семьей заключается в изменении ее статуса, нормализация межличностных отношений, морально-психологического микроклимата и устранение недостатков семейного воспитания. В связи с этим необходима работа по повышению педагогической грамотности родителей, вовлечение их в воспитательный процесс:

- регулярные педагогические консультации (набор тем консультаций будет зависеть отданных, полученных при диагностике межличностных отношений);

- организация деятельности психолого-педагогических практикумов;

- постоянно действующие семинары;

- использование форм нетрадиционного проведении родительских собраний.

- выпуск брошюр, памяток по воспитанию с целью повышения педагогической грамотности.

7. Социальному педагогу необходимо в зависимости от конкретной ситуации пользоваться арсеналом эффективных мер воздействия на неблагополучную семью:

Принудительное лечение от алкоголизма;

Лишение родительских прав;

Консультирование;

Обучающие консультации для родителей;

Помощь общественных организаций;

Влияние через СМИ;

Пропаганда здорового образа жизни;

Пропаганда семейных ценностей;

Оказание материальной помощи;

Административные штрафы;

Создание клубов по интересам;

Постоянный патронаж;

Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;

Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;

Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...