Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельность специалиста по социально-медицинской работе в стационарных, учреждениях социального обслуживания (дома-интернаты общего типа)




Государство гарантирует человеку возможность получения со­циальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места житель­ства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Социальный работник, осуществляющий взаимодействие с престарелыми, инвалидами в стационарных учреждениях социального обслуживания, должен руководствоваться нормативными документами, определяющими пределы его компетенции и основные функции, а также следующими принципами:

• соблюдение прав человека и гражданина;

• предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

• обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

• преемственность всех видов социального обслуживания;

• ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

• приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;

• ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

К государственным учреждениям социально-бытового обслуживания инвалидов относятся дома-интернаты для престарелых и инвалидов, положение о которых утверждено приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 г. В соответствии сданным приказом «дом-интернат» является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В доме-интернате для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии создаются лечебно-производственные (трудовые) мастерские, а в доме-интернате, расположенном в сельской местности, кроме того, и подсобное хозяйство с необходимым инвентарем, оборудованием и транспортом.

Другое учреждение данного типа – психоневрологический интернат, определяемый как медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания престарелых и инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В психоневрологический интернат принимаются лица с умственной отсталостью в степени выраженной дебильности, имбецильности и идиотии, а также лица, страдающие затяжными формами психических заболеваний, состояние которых характеризуется отсутствием острой психической симптоматики, наличием слабоумия или грубых проявлений психического дефекта.

В целях дальнейшего совершенствования системы социально-бытового обслуживания и в соответствии с приказом Минсоцзащиты от 20 июля 1993 г. создаются центры социального обслуживания, которые являются учреждениями социальной защиты населения, осуществляющими на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказа­нию различных видов социальной помощи престарелым гражда­нам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Структура центра предусматривает наличие различных подразделений социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помо­щи и др.

Круг задач социального работника в указанных учреждениях очерчивается следующими направлениями:

выявление и дифференцированный учет престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социально-медицинской помощи в зависимости от видов и форм требуемой помощи, периодичности ее предоставления;

предоставление различных социально-медицинских услуг разового или постоянного характера нуждающимся лицам;

анализ уровня и качества социально-медицинского обслуживания, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки клиентов, внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависи­мости от характера нуждаемости клиентов;

• привлечение различных государственных и негосударственных структур к оказанию социально-медицинской помощи нуждающимся и координация их деятельности.

Деятельность социально-медицинского работника в указанной сфере отягощается рядом специфических обстоятельств. Прежде всего, это повышенный уровень тревожности, связанный с рядом психологических и социальных факторов. Отмечаются следующие факторы риска пожилых людей:

1. острые нарушения и расстройства функций. Помощь должна оказываться столь долго, пока патологический процесс не перейдет в стадию восстановления;

2. хронические нарушения – длительные нарушения функциональных способностей или хронические заболевания (инсульт, коронарная болезнь, артриты). Часто требуется длительный период времени для оказания помощи;

3. отсутствие или сниженная социальная поддержка;

4. снижение способности выполнять повседневную деятельность;

5. психические и когнитивные расстройства;

6. травмирующие ситуации – смерть супруга, быстрое или постепенное снижение автономности, изменение местожительства близких или друзей.

Пациенты, у большинства которых отмечаются нарушения опор­но-двигательного аппарата, нередко ощущают тревогу, страх паде­ния, что приводит к ограничению их физической активности и самообслуживания. Они боятся выйти за пределы комнаты, дома. Изменение психологического состояния организма усугубляет склонность к приему транквилизаторов, снотворных, гипотензивных и других препаратов. Болезнь Альцгеймера у лиц престарелого и старческого возраста, которая проявляется в нарушении речи (афазия), способности двигаться, невозможности идентифицировать окружающие предметы и близких людей (агнозия), ослаблении интеллекта, памяти, профессиональной адаптации, становится все более рас­пространенной формой первичных дегенеративных процессов. Указанные психологические расстройства и поведенческие нарушения клиентов обусловливают особенности социально-медицинской работы с ними.

Таким образом, функции социально-медицинского работника охватывают широкий спектр направлений: от стимулирования приспособления индивидуума к жизни и труду, его бытового обустройства, до создания благоприятной психологической и социальной микросреды в учреждении. Отсюда вытекает и разнообразие форм воздействия: от активного первоначального биологического лечения до «лечения средой», психотерапии, лечения занятостью, роль которых возрастает на последующих этапах. Вот почему социальный работник обязан учитывать, что его долг – не только организовать оптимальное лечение, а провести комплекс мероприятий, направленных не только на самого клиента, но и на его окружение, в том числе и на его семью, если она есть. В этой связи важное значение имеют групповая психотерапия, семейная терапия, трудовая терапия и терапия средой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...