Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности психосоциальной работы в организациях и учреждениях образования




Осуществляя деятельность в условиях образовательного учреждения любого уровня, любой формы и подчиненности, социальный работник должен быть осведомлен, кто именно, в силу каких именно причин и в какой именно социальной помощи нуждается (социальная помощь носит адресный характер); в какой именно части право человека оказалось ущемленным. Иногда социальному работнику приходится оказывать помощь и поддержку не отдельному человеку, а группе лиц или даже целому коллективу, чьи права в сфере образования не находят законной реализации.

Цель современного образования в РФ сводится к созданию образовательных систем, удовлетворяющих образовательным потребностям населения, с учетом склонностей и способностей, на основе широкого использования местных ресурсов, культурных и исторических традиций. Педагоги понимают под образованием единство трех процессов: обучение, воспитание и развитие. Образование рассматривается как главное условие, при котором индивид усваивает социальную традицию, обретает субъектность (ответственное отношение к собственной жизни) и возможность самореализации в определенной социальной и профессиональной деятельности.

Однако на практике нередко имеют место отчужденность и разобщенность субъектов учебно-воспитательного процесса, его абстрактность и отстраненность от реальной жизни, дефицит духовности и гуманности. Регистрируется определенное количество демотивированных, злоупотребляющих алкоголем, наркотическими и токсическими веществами обучающихся; девочек, занимающиеся проституцией; подростков с не­вротическими отклонениями, асоциальных молодежных объединений и криминальных группировок. Значительная ее часть связывает личный жизненный успех с материальной стороной жизни и не готова рассматривать его как условие для дальнейшего духовного развития собственной личности.

Эти и другие симптомы неблагополучия могут быть сняты посредством усиления демократизации и гуманизации в системе образования, более тесной ее связи с жизнью, усиления личной значимости для учащихся со­держания изучаемого материала, а также путем привлечения в сферу образования специалистов в области социальной работы.

В современной ситуации общественного развития человеку важно реализоваться в качестве творца собственной судьбы, выбирая для этого средства самопознания, самоактуализации, самоосуществления, самопомощи. Но для начала ему необходимо хотя бы научиться преодолевать элементарные бытовые трудности и избавляться от нужды, искать и находить помощь и поддержку социально приемлемыми способами.

Особую сложность для социального работника могут представлять случаи, когда учащийся относится к категории социально дезадаптированных детей, а его семья имеет низкий воспитательный потенциал, т.е. в ней процветают грубость, аморальное поведение, психические болезни, антисанитария и т.д. В системе профессионального образования может быть организована помощь обучающимся, проживающим в общежитиях, испытывающим лишения, унижения и многие другие неудобства, не умеющим воспользоваться своими правами и льготами.

Социальный работник должен учитывать возрастные особенности своих клиентов; понимать и принимать их интересы и ценности; поддерживать стремление к самостоятельности, поиску и нахождению себя (идентификации) в различных сферах социальной жизни. Избираемые им методы должны опосредоваться характером проблем, которыми отягощены клиенты. В частности, широкое применение находят методы групповой психотерапии и психологическое консультирование. В случаях, когда необходима психокоррекция, социальный работник должен либо использовать доступный ему арсенал психотерапевтических и психокоррекционных средств, либо привлечь к работе специалиста в этой области.

Следует подчеркнуть, что разнообразные случаи педагогической «запущенности» и феномен «трудных подростков» нередко возникают вследствие того, что педагогический состав неправильно понимает суть стоящих перед ним проблем, связанных с социализацией детей. Доминирующая направленность педагогов на получение учащимися знаний по учебным предметам и недооценка духовных начал приводят к искажению характера педагогической коммуникации и к различного рода депривациям. В этих случаях вмешательство социального педагога имеет направленность не на детей и подростков, а на самих педагогов с целью коррекции их ценностно-смысловой системы.

29.Особенности психосоциальной работы в организациях и учреждениях здравоохранения

 

В интересы социальных служб и социального работника не входят сами по себе лечебные манипуляции и оперативные вмешательства. Речь идет либо о координационной работе, позволяющей охватить необеспеченных и оказавшихся вне общества лиц услугами, которые так или иначе связаны с защитой их здоровья, либо о поиске путей преодоления психологических проблем, которые испытывают клиенты в связи с оказанием услуг медицинского характера. Здесь социальные службы чаще всего выполняют своеобразное посредничество между учреждениями здравоохранения и населением.

В структуре населения есть группы риска, например, с повышенным уровнем заболеваемости, в связи с чем искажаются их социальные контакты, они испытывают трудности в поиске места в жизни, социальную и психическую напряженность, склонность к психологическим срывам, приступам психических и соматических заболеваний. Вмешательство социального работника необходимо и там, где не обеспечивается здоровый образ жизни, правильное отношение к здоровью стариков, детей и подростков, где не проводится профилактика травматизма, где необходимо формирование адекватных навыков ухода за больными, престарелыми, детьми, где требуется проведение медико-социальной экспертизы, осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов. Особого внимания социального работника требует проведение социальной работы в психиатрии, наркологии, онкологии, гериатрии, хирургии и других областях клинической медицины. Социальный работник организует, например, терапевтические сообщества само- и взаимопомощи реабилитационного, психолого-педагогического, социально-правового характера.

Однако нередко и вполне социально адаптированные люди могут испытывать разнообразные неврозы и фобии, связанные с медицинской сферой. Разъяснительная работа и консультирование, которые ведутся социальным работником, в преобладающем количестве случаев помогают преодолеть имеющиеся затруднения.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...