Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сценарий гражданско-патриотического воспитания младших школьников




Программные задачи

Формировать начальные представления о происхождении современного герба, о функциональном назначении герба.

Формировать элементарные представления о происхождении знамен.

Воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага; познакомить с их символическим значением.

Познакомить детей с музыкой и словами Гимна РФ; рассказать, как нужно себя вести, когда звучит гимн.

Речевое развитие и обогащение словаря: знамя, стяг, древо, полотнище, навершие.

Материал к занятию: карта Российской Федерации, иллюстрации с изображением государственной символики, денежные знаки, видеоматериалы по теме.

Ход занятия

1. Воспитатель: Ребята, у каждого человека на земле есть свое Имя, Отчество и Фамилия. Каждый человек гордится своим именем, своей фамилией, особенно, если этот человек прославился в науке или искусстве. И этими людьми гордится уже вся страна, и даже весь мир.

Есть свое имя и у нашей Родины. Какое имя носит наша Родина?

Дети: Россия.

2. Воспитатель: Верно, Россия. Ребята, нашу страну, можно узнать не только по имени, но и по гимну, флагу и гербу.

 

Гимн - самая главная песня нашей страны, ее должны знать все люди, которые живут в России и не только знать, но и относиться к ней с трепетом и уважением.

Музыку к нашему гимну написал композитор Александров, а слова, хорошо вам известный поэт Сергей Михалков, да, да, тот самый, который написал всеми вами любимого Дядю Степу.

Послушайте, пожалуйста, музыку Гимна России. Я попрошу всех встать, потому что гимн слушают стоя, это знак уважения к своему государству, к своей Родине.

(Звучит Гимн Российской Федерации).

Воспитатель: А теперь мы послушаем слова нашего гимна (чтение).

Воспитатель: Все страны мира, все государства, существующие на Земле, имеют свои гимны, гербы и флаги. Мы знаем наш гимн, а теперь поговорим о гербе. Герб - отличительный знак страны. Есть слова, которые имеют похожее значение: «эмблема», «символ». Мы можем сказать, что золотой двуглавый орел - эмблема, или символ России.

Зачем же нужен герб?

Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Гости, туристы и другие люди, приезжающие из других стран, видят герб - двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе Российской Федерации (предложить детям рассмотреть современные российские монеты).

Воспитатель: Ребята, что изображено на монетах?

Как называются монеты, на которых изображен всадник?

Почему они так называются?

Копье Святого Георгия Победоносца дало название монетке - копейка. Московские князья, а затем и русские цари использовали печати, чеканили монеты с изображением всадника, копьем поражающего змея (предложить сравнить детям современные рубли и копейки, монетки советского периода и зарубежные).

Воспитатель: Ребята, чем эти монеты похожи, а чем отличаются?

Герб нужен государству и для того, чтобы мы могли отличить монеты своей страны от иностранных денежных знаков. Необходим герб и на печатях, которые подтверждают подлинность важных документов. Кроме гербов существуют гербы городов. Даже люди могут иметь свои гербы - отличительные знаки.

(предложить детям рассмотреть и описать Герб России, посмотреть видеофильм).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, золотой фон напоминает сияющее всеми своими лучами солнце, а всадник, поражающий копьем черного дракона, символизирует победу добра и справедливости над силами зла.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла в красном щите - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Воспитатель: Флаг нашей страны, как и герб, имеет свою историю. Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для защиты своей земли, села или городка. В те времена даже счет войску вели по количеству стягов, т. е. часть войск называлась стягом.

Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин прикрепляли к древу, а над ним появилось железное навершие - «острожник». Древнерусский стяг имел те же составные части, что и современные флаги: древко, полотнище, навершие. Чаще всего стяги были красного цвета: червленые или багряные. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам.

 

Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых - «знамения» (священные знаки»). Так появилось слово знамя. Когда в России правил царь Алексей Михайлович, отец Петра I, по его приказу в подмосковном селе Дединове, что на реке Оке, начали строить несколько кораблей. Главный и самый большой корабль назвали гордо и грозно - «Орел». На его борту разместили двадцать две пушки. Военный корабль был необходим для защиты торговых судов, плавающих по Волге-реке, и для него потребовался опознавательный знак.

Царь Алексей Михайлович приказал изготовить материю червленую, белую и лазоревую, а Петр I во время северной войны дал русскому флоту и армии бело-сине-красный флаг.

И в те времена, и сейчас цвету придается особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу.

Белый, синий и красный цвета издревле почитались на Руси. Мы говорим: «сине море», «белый свет», «весна - красна», «красна девица».

Белый, синий и красный цвета отвечали народным приметам, представлениям о красоте окружающего мира, доброте и справедливости. Видимо, все же не случайно стали они цветами государственного флага России.

Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней белого, средней - синего и нижней - красного цвета.

(рассказ иллюстрируется показом видеофильма и наглядным материалом).

3. Воспитатель:

Ребята, сегодня вы узнали о государственной символике Российского государства. Я надеюсь, что вы всегда будете гордиться нашей Родиной и когда вырастите, может быть, прославите ее своими именами. Но если вы не станете знаменитыми учеными, космонавтами или артистами, а будете врачами, учителями и рабочими, которые добросовестно трудятся во благо Родины, то знайте: Россия всегда будет гордиться Вами, Вашими делами и поступками.

 

2. Сценарий школьной игры "Правовая эстафета"

Цели и задачи игры:

 

Актуализация знаний и умений учащихся по праву;

Формирование правовой культуры и гражданской грамотности,

Развитие у учащихся социальной активности и интереса к праву.

Участники игры:

 

команды учащихся 9-11 классов в составе 4 человек.

Этапы игры:

 

«В лабиринте понятий»

«Юридические задачи»

«Из четырех – один»

«Адвокатская контора»

«Юридическая азбука»

Задания для игры разработаны на основе программ курсов обществознания и права для общеобразовательных учреждений.

 

Критерии оценки ответа:

 

Каждый правильный ответ на этапе №1, №3, №4, №5 оценивается в один балл;

За решение юридических задач (этап №2) – максимально три балла;

В начале игры дается общий старт. Команды расходятся по этапам. Каждые 7 минут дается сигнал для смены этапа. Хронометраж четко отслеживается. Игра рассчитана по времени на 1 час.

 

1 этап. «В лабиринте понятий». Участвует вся команда.

 

Необходимо знать определения:

 

«Правоспособность»,

«Дееспособность»,

«Опекунство»,

«Попечительство»,

«Несовершеннолетний»,

«Малолетний»,

«Санкция»,

«Диспозиция»,

«Гипотеза»,

«Право»,

«Права человека»,

«Преступление»,

«Проступок»,

«Правонарушение»,

«Наказание»,

«Вина»,

«Обязанности»,

«Эмансипация».

Дано определение понятия, задача – указать правильный термин.

 

2 этап. «Юридические задачи». Участвует два человека от команды.

 

Даны юридические задачи по конкретным ситуациям, в рамках школьной программы по обществознанию и праву.

 

Например: «Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассника?» (Ответ: Да, может, согласно ст. 20 УК РФ, ст. 163 УК РФ).

 

Номера статей указывать не обязательно.

 

3 этап. «Из четырех – один». Участвует два человека от команды.

 

Даны тестовые задания с предложенными четырьмя вариантами ответов, из которых правильным является только один.

 

Например: «Как квалифицируются действия по нарушению общественного порядка, например, битьё витрин?»

 

баловство

беспредел

хулиганство

произвол

Допускаются подчеркивания выбранного ответа либо любой другой знак, отмечающий выбранный ответ.

 

4 этап. «Адвокатская контора». Участвует капитан команды

 

Необходимо быстро ответить, к какому виду правоотношений относится данный юридический факт.

 

5 этап. «Юридическая азбука». Участвует вся команда.

 

Необходимо за отведенное время вписать слова на заданную букву.

 

ЗАДАНИЯ

 

1 этап. «В лабиринте понятий».

 

Необходимо дать точное определение:

 

Правоспособность –

Попечительство –

Диспозиция –

Эмансипация –

Преступление –

1 этап. «В лабиринте понятий».

 

Необходимо дать точное определение:

 

Дееспособность –

Опека –

Санкция –

Правонарушение –

Вина –

1 этап. «В лабиринте понятий».

 

Необходимо дать точное определение:

 

Гипотеза –

Проступок –

Несовершеннолетний –

Право –

Наказание –

2 этап. «Юридические задачи».

 

Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.

 

32-летний Петров потерял обе ноги в результате автомобильной катастрофы. Теперь он инвалид. Могут ли его ограничить в дееспособности?

Может ли быть проведена эмансипация, если гражданин достиг 15-летнего возраста и работает по трудовому договору в учреждении?

Несовершеннолетний Павел проживает с родителями и 20-летним братом. Брат подарил Павлу мопед. Через некоторое время Павел с разрешения брата обменял мопед на магнитофон. Может ли произведенный обмен быть признан недействительным?

Можно ли с правовой точки зрения считать людей состоящими в браке после венчания в церкви?

Дедушка обратился в суд с требованием о взыскании алиментов на содержание со своего внука Федора, поскольку у него маленькая пенсия, и он не может получить содержание от своего совершеннолетнего трудоспособного сына. Удовлетворит ли суд требование дедушки?

3 этап. «Из четырех – один».

 

Ответить на вопросы теста

 

1. Право отражает интересы:

 

всего населения страны

правительства

только граждан

только предприятий и организаций

2. С какого возраста требуется согласие ребенка при смене гражданства?

 

10 лет

12 лет

14 лет

16 лет

3. Как называется форма непосредственного участия народа в управлении государством?

 

конвенция

референдум

декларация

плебисцит

4. Нормы права регулируют:

 

чувства человека

намерения человека

убеждения человека

поведение человека

5. Как называется общественное отношение, урегулированное нормами права?

 

событие

юридический состав

правоотношение

юридический акт

6. Лицо, к которому предъявляют требование в суде, называют

 

истец

потерпевший

судебный представитель

ответчик

7. В гражданском праве предложение вступить в договорные отношения называется:

 

акцепт

лизинг

оферта

трансферт

8. Кто может выступать в качестве наследника гражданина Николаева исключительно по его завещанию?

 

жена Ольга

дочь Полина

усыновленный Николай

крестная мать Лариса

9. К экономическим правам относятся

 

право на материнство

право на социальное обеспечение

право на жилище

право частной собственности

10. В течение какого времени сожжет быть обжаловано судебное решение?

 

7 дней

10 дней

14 дней

1 месяц

4 этап. «Адвокатская контора»

 

Укажите, к каким видам правоотношений относится данная ситуация?

 

Мама Светы подала заявление о предоставлении ей очередного отпуска.

Олег подал заявление в отделение милиции об утере паспорта.

Суд удалился в совещательную комнату для вынесения решения по гражданскому делу.

Сергей совершил кражу сигарет из палатки

Следователь допрашивает свидетеля убийства.

Игорь и Наташа усыновили ребенка.

Бабушка оставила внучке в наследство домик в деревне.

5 этап. «Юридическая азбука»

 

А – факт нахождения подозреваемого вне места совершения преступления в момент его совершения __________________

 

Б – устойчивая вооруженная группа, созданная в целях нападения на граждан или организации __________________

 

В – народное собрание на Руси в X-XIV в. __________________

 

Г – лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству __________

 

Д – выборный представитель населения в органы власти или самоуправления _________

 

И – человек (организация), предъявляющая иск __________________

 

К – основной закон государства __________________

 

Л – специализированное кредитное учреждение, выдающее ссуды под залог движимого и недвижимого имущества __________________

 

М – форма правления, при которой власть принадлежит единоличному главе государства __________________

 

Н – обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц и организаций в пользу государства __________________

 

О – лицо, которому получена охрана интересов, личных и имущественных прав недееспособных лиц __________________

 

П – документ, удостоверяющий личность и гражданство __________________

 

Р – всенародное голосование граждан по законопроекту, действующему закону и другим вопросам государственного назначения __________________

 

С – возраст, по достижении которого лицо становится полностью дееспособным __________________

 

Т – частный охранник, осуществляющий на договорной основе защиту жизни и здоровья __________________

 

У – синоним вреда. Может быть причинен имуществу и личности __________________

 

Ф – богиня правосудия в греческой мифологии __________________

 

Х – грубое нарушение общественного порядка, которое может сопровождаться применением насилия к гражданам и порчи чужого имущества __________________

 

Ш – денежное взыскание, мера материального воздействия __________________

 

Э – объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным __________________

 

Ю – система судебных учреждений, судебное ведомство __________________

 

Я – добровольное личное обращение лица, совершившего преступление, с заявлением о нем в соответствующие органы __________________

 

ОТВЕТЫ

 

1 этап. «В лабиринте понятий»

 

Правоспособность – способность иметь права и обязанности

Попечительство – форма защиты личных и имущественных прав и интересов граждан, устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет при отсутствии родителей, лишении родителей родительских прав, а также над дееспособными совершеннолетними гражданами, которые по состоянию здоровья не способны защитить свои права и интересы

Диспозиция – элемент правовой нормы, выражающий само правило поведения, прописанное в данной норме права

Эмансипация – объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего полностью дееспособным

Преступление – виновное общественно опасное противоправное деяние физического лица, предусмотренное уголовным законом

1 этап. «В лабиринте понятий»

 

Дееспособность – способность своими действиями приобретать права и создавать обязанности

Опека – форма защиты личных и имущественных прав граждан, устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, оставшимися без родительского попечения, и над лицами, признанными судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия

Санкция – элемент правовой нормы, в котором изложены неблагоприятные последствия неправомерного поведения

Правонарушение – виновное противоправное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности

Вина – психическое отношение лица к собственному поведению и к его результатам

1 этап. «В лабиринте понятий»

 

Гипотеза – элемент правовой нормы, определяющий условия, при которых будет действовать данная норма права

Проступок – правонарушение, посягающее на установленный законом общественный порядок

Несовершеннолетний – человек, не достигший 18-летнего возраста

Право – система общеобязательных норм, регулирующих поведение людей, наиболее важные отношения между ними, за выполнением которых следит государство

Наказание – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления

2 этап. «Юридические задачи»

 

Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.

 

1. 32-летний Петров потерял обе ноги в результате автомобильной катастрофы. Теперь он инвалид. Могут ли его ограничить в дееспособности?

 

Нет, не могут, так как недееспособным является человек, не достигший 18 лет, либо признанный недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.

 

2. Может ли быть проведена эмансипация, если гражданин достиг 15-летнего возраста и работает по трудовому договору в учреждении?

 

Нет, не может быть проведена, так как гражданин не достиг 16-летнего возраста

 

3. Несовершеннолетний Павел проживает с родителями и 20-летним братом. Брат подарил Павлу мопед. Через некоторое время Павел с разрешения брата обменял мопед на магнитофон. Может ли произведенный обмен быть признан недействительным?

 

Да, может, так как несовершеннолетний совершает сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей, попечителей, а брат Павла не является его законным представителем

 

4. Можно ли с правовой точки зрения считать людей состоящими в браке после венчания в церкви?

 

Нет, поскольку в соответствии со ст. 1 СК РФ (п.2) признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС)

 

5. Дедушка обратился в суд с требованием о взыскании алиментов на содержание со своего внука Федора, поскольку у него маленькая пенсия, и он не может получить содержание от своего совершеннолетнего трудоспособного сына. Удовлетворит ли суд требование дедушки?

 

Да, так как внуки привлекаются к уплате алиментов в случае невозможности получения дедушкой содержания от своих совершеннолетних трудоспособных детей.

 

3 этап. «Из четырех – один»

 

1. а 2. в 3. б 4. г 5. в 6. г 7. в 8. г 9. г 10. б

 

4 этап. «Адвокатская контора»

 

1. Мама Светы подала заявление о предоставлении ей очередного отпуска.

 

Трудовые правоотношения

 

2. Олег подал заявление в отделение милиции об утере паспорта.

 

Административные правоотношения

 

3. Суд удалился в совещательную комнату для вынесения решения по гражданскому делу.

 

Гражданско-процессуальные правоотношения

 

4. Сергей совершил кражу сигарет из палатки.

 

Уголовные правоотношения

 

5. Следователь допрашивает свидетеля убийства.

 

Уголовно-процессуальные правоотношения

 

6. Игорь и Наташа усыновили ребенка.

 

Семейные правоотношения

 

7. Бабушка оставила внучке в наследство домик в деревне.

 

Гражданские правоотношения

 

5 этап. «Юридическая азбука»

 

А – арест

 

Б – банда

 

В – вече

 

Г – гражданин

 

Д – депутат

 

И – истец

 

К – Конституция

 

Л – ломбард

 

М – монархия

 

Н – налог

 

О – опекун

 

П – паспорт

 

Р – референдум

 

С – совершеннолетие

 

Т – телохранитель

 

У – ущерб

 

Ф – Фемида

 

Х – хулиганство

 

Ш – штраф

 

Э – эмансипация

 

Ю – юстиция

 

Я – явка

3. Сценарий занятий по избирательному праву для учащихся 3–5-х классов "Выбирай-ка"

Цели и задачи:

дать понятие о правилах человеческого общежития,

раскрыть на примерах из жизни и литературы, опасность последствий нерешенных конфликтов,

показать способы разрешения конфликтных ситуаций, познакомить с терминами и понятиями.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

 

Дидактическое обеспечение: тексты сказок, рабочие тетради, Конституция РФ.

 

Методические приемы: беседа, урок-презентация, диспут, диалоговое обсуждение.

Ход урока

Беседа. Учитель:

С сегодняшнего занятия ребята, мы отправляемся в виртуальное путешествие по сказочной стране “Невыбирайка”. Неспокойна жизнь в этом сказочном государстве, ссорятся и ругаются его жители. Что за конфликты мешают им жить в дружбе и согласии? Об этом можем узнать из летописи, которая начинается словами:

В нашем неправовом царстве несвободном государстве слушали дело о возникновении различных конфликтов среди граждан

Воробья, Мыши и Колобка;

Зайца и Лисы;

Воробья и Мыши;

Мужика и Медведя …”

В чем же причина их разногласий? Почему же происходили эти события? Почему люди и звери не смогли выбрать, как вести себя, чтобы не было ни зла, ни обид? Слайд 1.

Давайте вспомним сказку о дружных соседях “Крылатый, мохнатый да масленый” (ученики рассказывают содержание сказок).

 

Зависть воробья привела к конфликту.

В сказке “Заюшкина избушка”:

Лиса позавидовала зайчику и выгнала его:

 

Обман мыши привел к конфликту в сказке “Мышь и воробей”.

Теперь вспомним сказку про вершки и корешки. Что определило судьбу медведя? Его самостоятельный выбор:

Подведение итогов. Диспут, диалоговое обсуждение.

А сейчас давайте вместе попробуем ответить на вопросы:

С какими конфликтными ситуациями вы знакомы? Приведите примеры из жизни, из русских народных сказок

Из-за чего возникает конфликты?

На чьей стороне вы оказываетесь, когда ссорятся ваши друзья?

Когда вы чувствуете, что вы не правы, что вы делаете?

В конфликте всегда виноват кто-то один?

Какие качества характера могут спровоцировать конфликт?

Какие способы выхода из конфликта вы можете предложить? (убеждение, понятие справедливости, закон, терпение, образованность)

В ходе диалогового обсуждения и диспута ученики отвечают на вопросы и делают вывод:

- Каждый из нас часто оказывается перед выбором, как поступить, и от этого выбора зависит разрешиться конфликтная ситуация или нет.

Домашнее задание:

Придумайте свою сказку, в которой добро побеждает зло, и нарисуйте к ней иллюстрацию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...