Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I Глава. Теоретические подходы к изучению личностно-значимого события




I ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТНО-ЗНАЧИМОГО СОБЫТИЯ

«Человек или больше своей судьбы, или меньше своей человечности» [7].

Миxаил Миxаилович Бахтин

1. 1Развитие представлений о событии в религиозно-философской и научно-гуманитарной системах

Событие - понятие сложное. Оно стоит в ряду таких понятий, как ситуация, факт, поступок, ответственность, свобода. Потому в русле исследования следует рассмотреть его феноменологию, изучаемую в религиозно-философском и научно-гуманитарном пространствах (этому посвящён первый параграф), а уже затем перейти к научно применимой дефиниции (второй параграф). На современном этапе развития исследуемого слова в нем находят себя как бы две ипостаси: «со-бытиЕ» и «событие»[8]. Вторая как бы указывает на первую, способствуя становлению человека событийным.

Поскольку мы существуем в западной культуре, то углубимся в нее, оставив богатый Восток для кросс-культурных исследований. Культура Запада основана на греко-римской традиции и христианстве[9]. Из первой приходит различение категорий Бытия и Небытия[10], а во второй оформляется предмет нашего исследования. Христианство проповедует Воскресение из мертвых [1Кор 15: 13], причащение человечества, каждого человека Богу в свободе [Ин 3: 16]. Все, рождённые свыше [Ин 3: 3] - одно тело [1Кор 6: 15], Глава которого правит их сердцами [Кол 3: 15]. Бытие в христианстве перестаёт пониматься спекулятивными«Первопричиной», «Движителем», «Нусом» и т. п. Христиане знают Бога Живого, который имеет личные отношения с каждым обратившемся к Нему. Потому событийность в христианской культуре носит в себе личные отношения с Богом. Памятование вышеперечисленного позволяет лучше понять корневую специфику философского и гуманитарно-научного языка Западной культуры в целом, и тем более его событийной сферы.

В русле нашего исследования, христианство знаменательно тем, что «бытие», предстающее древнегреческим мыслителям скорее, как высшая категория[11], являет себя как Живой Бог. Другими словами, Бытие призывает к отношениям с собой. Со-бытие, таким образом, представляет собой для христианской культуры, особого рода диспозицию человека. Позицию выделенности из мира рока[12] в мир промысла [Лк 11: 28]. Именно поэтому человек Новой эры видит как личность, потому что личность есть образ Лика. Западный человек находит мир и себя в пространствах объекта и субъекта. Другими словами, один из основных вопросов, из которых выходит необходимость изучения «Со-бытия» и «события», вопрос - что значит, а вернее, какой смысл быть человеком. Постараемся последовательно рассмотреть оба понятия. Вначале «Со-бытие», а затем «событие».

При изучении «Со-бытия» особенный интерес для нас представляет подход М. М. Бахтина. Мы не находим у мыслителя термина «Со-бытие», однако суть оформившегося в будущем понятия хорошо схвачена. Событие для Бахтина — это «событие бытию»[13]. Событие - процесс причащения бытию. Событийный человек входит в бытие там, где последнее не равно себе самому. Бахтин пишет: «эстетический рефлекс живой жизни принципиально не есть саморефлекс жизни в движении, в ее действительной жизненности»[14]. Эстетики и гнозиса для события недостаточно - полнота обретается человеком целостно, в живой этике. Обретается самим собой, а не собственной периферией. «Утвердить факт своей единственной незаменимой причастности бытию – значит войти в бытие именно там, где оно не равно себе самому – войти в событие бытия»[15]. Обретается поступком: «действительный поступок мой на основе моего неалиби в бытии, и поступок-мысль, и поступок-чувство, и поступок-дело действительно придвинуты к последним краям бытия-события, ориентированы в нем как едином и единственном целом, как бы ни была содержательна мысль и конкретно-индивидуален поступок, в своем малом, но действительном они причастны бесконечному целому»[16]. Заметим, актуализация одной из потенций ведет к невозможности актуализации другой. Поэтому, обретая одного возможного себя, человек неизбежно теряет другого возможного себя. Очевидно, из этого следует постановка вопроса: «какого себя я хочу обрести, пожертвовав другим? ». Бахтин замечает парадокс события: через отречение от себя, человек себя обретает. Следует понять, какой из возможных я - истинный я, а какой не вполне. Необходимо выбрать подлинного себя и жить подлинным, событийным собой. Другими словами, вопрос истины становится вопросом свободы. Как это сделать? Михаил Михайлович отвечает следующим образом: «в самоотречении я максимально активно и сполна реализую единственность своего места в бытии»[17]. Это замечание важно, поскольку «событийный я» есть не «я выбирающее», не «я собственное», а « я сопричастное ». Именно поэтому, отрекаясь от собственного «я», человек направляет себя, в соответствии с концепцией уровней развития личностных смыслов по Б. С. Братусю, от эгоцентрического к эсхатологическому[18].

 Событие как процесс есть поступок страшный, ведь человек должен признать, что существует не вполне, а лишь скрывается в одеждах алиби. Событие есть поступок верный, ведь «гарантии» нет, есть лишь «пророчество». Событие есть поступок любви, ведь человек соединяется с избравшим и призвавшим его Бытием. Самоотречение — это поступление в воины Бытия, Его сыны, если угодно. Сын свободно слушает Отца, почитает Его, Воин же - защитник своей Родины (а самоотречение есть смерть, за которым само Бытие рождает человека Нового). Событие, таким образом, есть наиболее активная, полная и единая позиция человека. В нем собирают себя Истина и Свобода. Итак, событие реализуется в самоотречении.

Согласно Бахтину, «философия жизни может быть только нравственной философией. Можно осознать жизнь только как событие, а не как бытие-данность. Отпавшая от ответственности жизнь не может иметь философии: она принципиально случайна и неукоренима»[19]. Вспоминая слова не менее замечательного мыслителя, «познайте истину, и истина сделает вас свободными» [Ин 8: 32]. Ключ же к свободе - Благо. Действительно, Истина не может существовать вне пространства Блага. При том, как и прежде, отметим, Благо здесь не спекулятивное, но вполне личностное, точнее ликующее, ведь именно благодаря Благо, человек (отрекаясь от нахождения причинности в себе) становится благодарным: он теперь уже сам несет свет миру. И вновь, как прежде, вспомним, свобода и возможность выбора не есть одно и то же. «Свобода есть нечто в нас, что от нас не зависит»[20] - говорит Мераб Мамардашвили. Более конкретно выражает этот взгляд Христос: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» [Лк 11: 28]. Слово Бога как категория включает в себя Красоту, Истину, Благо как таковые. Само собой, оно не может зависеть от человека. Христианская культура утверждает, что по Божьему Слову человек есть онтологически и онтогенетически. Потому, в самоотречении и последующем соглашении со Словом Божьим, человек обретает себя как «бога по благодати»[21]. Итак, событийный человек свободен в силу сопричастия Бытию: Истине, Красоте и Благу как таковым.

«Понять предмет, – утверждает Бахтин, – значит понять мое долженствование по отношению к нему (мою должную установку), понять его в его отношении ко мне в единственном бытии-событии, что предполагает не отвлечение от себя, а мою ответственную участность. Только изнутри моей участности может быть понято бытие как событие, но внутри видимого содержания в отвлечении от акта как поступка нет этого момента единственной участности»[22]. Здесь мы снова встречаемся с точным указанием: человек внутри Бытия познает его не просто как набор возможностей, но как «узкий путь» должного. И как причастный Бытию, отвлекается от своих целей, утверждая цели Бытия. Таким образом, в полноте событийный человек являет собой истину, красоту, благо, - само Бытие, самого Бога.

Таково философско-религиозное понимание «события бытию», «событийности», «Со-Бытия» и т. п. в культуре, основанной на христианстве. Цитаты Бахтина взяты нами в качестве примера. В основе единое отношение к Бытию прослеживается и у других мыслителей различных конфессий и течений христианства: Ап. Павла: «Живу больше не я, но живет во мне Христос» [Гал 2: 20], А. Меня: «... Если посланцы проникнутся духом Иисусовым, Он Сам будет действовать через них и в них»; «... Учитель говорит лишь о том, насколько полным и окончательным обязан стать их выбор»[23], А. Ф. Лосева: «Мир жаждет искупления. Человеку не по силам побороть злую материю с ее разоренным на куски пространством и временем. Это искупление по силам только Богу, который в извечной любви своей сойдет с небес и, вочеловечившись, преобразит смертное естество человеческое»[24], Е. Н. Трубецкого: «Человек, соединяясь с Богом, тут не растворяется в Нем, а, наоборот, восстановляет нарушенную страданием и смертью целость своего существа, достигая полноты и совершенства своей человеческой жизни. Итак, венец творения — совершенный человек — вмещает в себе полноту Божеского, становится Богочеловеком»; «Первое, в чем должно обнаружиться воссоединение твари с Богом и, соответственно с этим, — осуществление безусловного смысла и правды в мире, это — полное внутреннее преодоление тварного эгоизма, отказ твари от собственной воли и полная, беззаветная ее отдача себя Богу. Это — решимость не иметь собственной жизни, а жить исключительно жизнью божественною, стать сосудом Божества»[25], К. С. Льюиса: «Это — прощение, ибо, добровольно покоряясь смерти, человек отменяет свой бунт и превращает наш ужасный способ смерти в высшую, мистическую смерть, всегда благую и необходимую для высшей жизни. «Готовность— это все». Конечно, речь идет не о героической готовности, а о смирении и отказе от себя. Мы смиренно приветствуем врага, и он становится другом. Чудище плотской смерти обращается в блаженную смерть самости... »[26], С. Кьеркегора, Г. О. Марселя, Б. Паскаля, Г. Честертона, Р. М. Бультманн, Р. Гвардини, И. Мейендорфа, П. Й. Тиллих, и др.

Зафиксируем те общие положения, которые присутствуют во всех рассмотренных нами философско-религиозных текстах о «событии» и отношениях человека с ним.

1) Бытие понимается как вполне Субъект. Оно есть вне причин, само являя причину бытия других. Бытие - творец человека, а не человек бытия. В свободе встречаясь с Бытием человек обретает жизнь. Со-бытие - это причащение человека Бытию.

2) В событийном бытии (событии бытию) находят себя полнота свободы, истина, красота, благо. Они-то и производят человека свободного, истинного, полного бытийной (вечной) красоты, благого. Верными словами, полнота здоровья, жизни, любви человека не в нем самом по себе, а в причастности Живому Богу. Именно оттого рассматриваемое нами понимание событийности именуется религиозным (religare - связывать).

3) Событие не есть «околобытие», оно означает принятие самого Бытия внутрь себя. Потому со-бытие является наиболее активной, ответственной, истинной и живой формой человеческого существования. Со-бытие - это причастность любви.

4) Нет иного бытия, кроме бытия. Невозможно быть живым, не причащаясь Жизни. Бытие как таковое - не зависит от человека и не нуждается в нем, являясь абсолютным Субъектом (иначе оно не могло давать полноты жизни). При этом, Бытие хочет быть (ведь оно Бытие) жизнью человека и жить через него. Со-бытие, таким образом - имманенция трансцендентного. Осуществление невозможного. Чудо.

5) Человек событийный с необходимостью когда-то пережил смерть. Он должен был отречься от себя самого в пользу Бытия. Поверить Ему, назвать своим Царём. Период радикальной перемены являлся действительной смертью ветхого человека. И само Бытие родило нового человека. Человек событийный, таким образом, живёт уже не сам, но Бытие в нем и через него. А это значит, что он является теперь наиболее истинным собой. Итак, со-бытие невозможно без осознания себя сначала в категории умирающего, веры призыву Бытия, затем смерти мёртвого и воскресения причастного Жизни, а после хождения в послушании Бытию (Со-бытии).

6) Со-бытие - это активный процесс, а не статика; это хождение в вере, а не сидение. Человек событийный причащает событийности других людей. Через него также, как и с ним, происходят смерть мёртвого и жизнь живого у других людей. Событийный человек - суд, призыв и одновременно милость и радость. В полноте Бытия через Его последователя совершаются исцеления и воскрешения. Полнота событийности в религиозно-философском понимании, таким образом, есть сила и слава в Боге, Его любовь.

7) Бытие имеет Личность, имеет Лик. Через событие человек обретает свои личность и лик. Бытие есть источник, откуда проистекает человеческая жизнь и куда направляет человека. Вся жизнь, таким образом, в вышеприведённом понимании, имеет вид пространства, в котором человек выбирает либо жизнь, либо смерть. Он либо возвращается к вечно новой Жизни, откуда вышел, либо промахивается мимо своего Источника и засыхает, разлагается, умирает. Со-бытие - это единственный и крайне узкий Путь Жизни, по которому, при этом, ведёт само Бытие. Потому, событийный человек находим в смирении и радости.

Итак, событийность как согласие с волей Бытия, можно языком веры можно назвать святостью. Событийность происходит из Бытия и в Бытие. Человек причащается Бытия, преображается и следует Ему. Таким образом, через событие человек становится в полноте живым, сущим.

Событие как процесс является значимым предметом исследования как философии, так и гуманитарных наук. Мы рассмотрели философсо-религиозние контексты понятий «со-бытие» и «событие». Значимым вопросом для нашего исследования также является и то, где и как именно происходит событие. Событие есть частное ситуации. В отличии от общей ситуации, событийная несёт в себе изменения самого субъекта (а не какой-либо его объектной части)[27]. Другими словами, событие — это такая ситуация, которая встречает человека не только как объект, но и как субъект к субъекту.

Литературоведческий анализ событийности представляет интерес для психологического исследования, поскольку обращается к внутреннему опыту человека. Специалист по философии языка, З. Вендлер подчёркивает важность временного аспекта события[28], лингвист Н. Д. Арютюнова и вовсе утверждает, что некоторые события не имеют пространственного измерения[29]. Автор раскрывает свое утверждение: событие происходит не столько в «безграничном мире», сколько в пространстве и времени личности человека, семьи, коллектива и т. д[30]. В сходном ключе и М. М. Бахтин развивает понятие «хронотоп»[31]. В отличие от хронотопа Ухтомского, включающего в себя целое пространства-времени всего мира, бахтинский хронотоп – «это целое пространства и времени сюжетной линии романа» [32]. Снова мы встречаем обращение ко внутреннему времени и пространству. И снова находим единство: сюжетная линия романа настолько существует, насколько проходит через проживающего роман человека; вслед за исследователем Бахтина и Ухтомского определим хронотоп как «семантический (смысловой) мир»[33]. Другими словами, хронотоп в силу того, что линии его - смысловые, не столько существительное, сколько форма действия. Отсюда выводится формула Л. С. Выготского: содержание искусства есть не эмоции и знания, но преображающее действие внутреннего человека: «действительное содержание [искусства] есть действенное его содержание»[34]. Заметим, что действие происходит внутри личностной сферы, производит смысловые структуры и саму архитектонику смыслов. И подобно тому, как функциональный орган проявляется раньше, нежели его морфологический представитель[35], возможно, прежде рождения личности, человек уже живёт логосом. Из этого очевидно, что Бытие как бы «призывает» человека через событие к со-бытию. Происходит призыв внутри конкретных, значимых и сгущающих смысловые линии, обстоятельств: возрасте, социальной ситуации развития, наличной обстановки внешней и внутренней. Словом, отвечая на вопрос, где происходит событие, определим: событие происходит внутри хронотопа (смыслового мира [36] ). Как оно происходит, с чем сравним событие? - Со словом. Выделим следующие корневые качества обоих понятий («события» и «слова»):

1) Скорее глаголы, действия, нежели существительные, результат.

2) Существуют едино с хронотопом, вбирая в себя его и становясь больше самого себя.

3) У обоих поддаются изучению лишь проявления форм и закономерностей, однако содержание, действительные смыслы феноменов остаются для внешнего исследователя тайной.

Таким образом, философия и наука властны лишь запечатлевать проявления жизни, свершённое. Иными словами - фиксировать факты (factum «сделанное»). Для будущего исследования необходимо это твердо запомнить: наше дело - вспомогательные условия, само же прорастание события остаётся «столь же неизвестным после исследования, как и до него»[37].

 Подведём промежуточные итоги. Событие — это такая система условий, ситуация, которая побуждает человека измениться как целое. Во время событийных изменений человек оценивает, измеряет себя и причастное себе, выбирая - каким собой будет жить далее. На его выбор с одной стороны влияют обстоятельства, которые в своей совокупности обозначаются понятием «хронотоп», а с другой стороны, степень его обращенности к Бытию, совершающему этот призыв (и через обстоятельства, и напрямую). Процесс изменений хронотопа, выбора смыслового строя и последующие изменения, - все они называются событием. Подробнее мы рассмотрим структуру события во второй главе. Выбор собственного способа быть -производится в человеке целостно, жизненно, а не какой-либо частью жизни, себя. Содержанием события является смысловое преображение. Болезненным перестроением самой архитектоники смысловой сферы. Здоровое исполнение события ведёт к Бытию, к полноте жизни. Таким образом, можно определить: по форме событие - смерть, по содержанию - жизнь. Прошлый человек как система смыслов умирает, однако не для полного уничтожения смысловой сферы, а для её революционного перестроения к более соответствующей Бытию.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...