Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация безналичных расчетов предприятий и организаций




В Российской Федерации межхозяйственные безналичные расчеты осуществляются по определенной системе.

Система безналичных расчетов в Российской Федерации представляет собой совокупность государственных законов и правил, регулирующих механизм орга­низации расчетов в народном хозяйстве, и совокупность банковских и иных уч­реждений, обеспечивающих проведение платежей и контроль за их правильным осуществлением. Составными элементами системы безналичных расчетов следу­ет считать принципы их организации (рассмотрены в п. З.1.), формы расчетов, способы платежа, инструменты расчетов и соответствующий документооборот.

Формы расчетов — это урегулированные законодательством способы исполне­ния через банк денежных обязательств предприятий и организаций. Форма расче­тов может являться категорией группировки расчетов по определенным призна­кам. Чаще всего таким признаком выступает используемый инструмент расчетов. Этот признак присутствует в классификации форм расчетов в ГК РФ (ст. 862), который допускает использование в межхозяйственных расчетах следующих форм расчетов:

• платежными поручениями;

• по инкассо;

• по аккредитиву;

• чеками.

Кроме того, в расчетах экономических агентов могут использоваться также век­селя. Однако их применение регламентируется особой правовой базой и имеет специфические особенности, присущие только данному способу расчетов.[7]

Каждая форма расчетов имеет общие, присущие только ей признаки: вид рас­четного документа, порядок документооборота, инструмент и способ платежа. Фор­мы расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами (в основных договорах).

Расчетный документ — основание для проведения операций по банковским счетам. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или в виде электронного документа распоряжение:

• плательщика произвести платеж определенной денежной суммы получателю средств;

• получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета пла­тельщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыска­телем).

Основная цель расчетного документа — дать четкое и правильное указание бан­ку осуществить платеж сразу и безусловно или через определенное время и с усло­вием. При осуществлении безналичных расчетов используются следующие виды расчетных документов:

• платежные поручения;

• платежные требования;

• аккредитивы;

• чеки;

• инкассовые поручения;

• платежный ордер (внутрибанковский расчетный документ).

Расчетные документы принимаются банком к исполнению только при их соот­ветствии стандартизированным требованиям и должны содержать следующий на­бор обязательных реквизитов:

• наименование расчетного документа;

• номер расчетного документа, число, месяц и ход его выписки;

• вид платежа (почтой, телеграфом, электронно);

• наименование плательщика, номер его счета,- идентификационный номер на­логоплательщика (ИНН);

• наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский иден­тификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

• наименование получателя средств, его ИНН и номер счета;

• наименование и местонахождение банка получателя, его БИК, номер кор­респондентского счета или субсчета;

• назначение платежа;

• сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;

• очередность платежа;

• вид операции в соответствии с Перечнем условных обозначений (шифров) документов, проводимых по счетам в банках;

• подписи уполномоченных лиц и оттиск печати.

Расчетные документы заполняются с применением пишущей машинки и элек­тронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются пастой или чернилами черного, фиолетового или синего цвета.

Расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от их суммы и действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение деся­ти календарных дней, не считая дня их выписки.

Способ платежа.— порядок его осуществления, определяющий последователь­ность и характер перечисления средств с одного счета на другой в процессе расче­тов. Он включает время совершения платежа, степень его гарантированности, источник и полноту платежа, Последовательность движения средств по счетам.

Можно определить следующие основные способы платежа:

• путем списания средств со счета плательщика с последующим их зачислени­ем на счет получателя;

• путем зачисления средств на счет получателя с последующим их списанием со счета плательщика;

• с предварительным депонированием средств;

• за счет/ средств (кредита) банка с последующим получением возмещения от плательщика;

• путем зачета взаимных требований и перечисления сальдо незачтенной суммы.

Документооборот — это протекающий во времени и отвечающий банковским нормам и правилам порядок оформления, обработки и прохождения расчетных документов при совершении расчетов, куда входят:

• выписка грузоотправителем счета-фактуры и передача его другим участни­кам расчетов;

• содержание расчетного документа и его реквизиты;

• сроки составления расчетного документа и порядок предъявления его в банк, а также другим участникам расчетов;

• движение расчетного документа между учреждениями банков;

• порядок и сроки оплаты расчетного документа, перевода и получения денеж­ных средств;

• порядок использования расчетного документа для взаимного контроля уча­стников расчетов и осуществления мер экономического воздействия.

Термин «документооборот» возник до массового использования электронных технологий, когда расчетные документы печатались на бумажных носителях и об­рабатывались вручную. Платежные поручения например, использовались в ка­честве распоряжения плательщика и основания платежа не только в отношениях «банк—клиент», но и в отношениях «банк—банк».

Внедрение электронных технологий изменило представление о документообо­роте. Теперь расчетный документ как объект документооборота используется только в отношениях «банк—клиент» в качестве основания проведения платежа. Участники же платежей системы «банк—банк», как правило, не передают расчет­ный документ, как это было раньше. Передача реквизитов платежа от банка к бан­ку осуществляется в виде файлов реестров платежей с набором платежных рек­визитов, напоминающих сводное платежное поручение. Поэтому в электронных платежных системах термин «документооборот» заменяется термином «файло­вый обмен».

Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем плате­жа, кроме возникших по вине банков, рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже.

Претензии к банковской системе, связанные с выполнением расчетно-кассо­вых операций, направляются клиентами в письменной форме в обслуживающий банк, а уже сами банки ведут переписку по этим претензиям между собой с учас­тием РКЦ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...