Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы прогнозирования спроса на товары народного




Потребления

 

Прогнозирование спроса необходимо для выработки долгосроч-

ной экономической политики и принятия тактических управленческих

решений в области производства продукции и торговли товарами на-

родного потребления.

Спрос должен прогнозироваться на всех уровнях управления

экономикой.

На макроуровне на основе прогнозов спроса на товары народного потребления разрабатывается механизм государственного воздей-

ствия на потребительский рынок с целью обеспечения сбалансиро-

ванности спроса и предложения и наиболее полного удовлетворения

потребностей населения в товарах как в текущем периоде, так и в пер-

спективе. Подобного рода проблемы решаются и на региональном

уровне.

На микроуровне прогнозы спроса разрабатываются как торго-

выми организациями, так и предприятиями-потребителями и изгото-

вителями.

Разрабатываются долго-, средне- и краткосрочные прогнозы

спроса.

Краткосрочные прогнозы реализуются в рамках уже сложив-

шейся структуры спроса и возможностей производства продукции.

Результаты прогнозов используются для обоснования заказов и заявок

на товары народного потребления, расчетов товарного обеспечения

розничного товарооборота и для принятия управленческих коммерче-

ских решений.

При разработке среднесрочных прогнозов учитываются сло-

жившаяся структура, возможности производства и влияние инвести-

ций на развитие производственной деятельности. В течение 3–5 лет

ассортимент товаров в стране существенно обновляется и заметно ме-

няется структура спроса. В этих условиях нет необходимости детали-

зировать прогноз спроса до моделей и марок товаров. Достаточно оп-

ределить совокупный спрос с выделением основных товарных групп.

Долгосрочные прогнозы (свыше 5 лет) служат средством разра-

ботки стратегии производства товаров и торговли. Особенностью дол-

госрочного прогнозирования спроса является то, что оно не обуслов-

ливает необходимость увязки прогнозных оценок со складывающейся

структурой производства.

Процесс прогнозирования спроса включает следующие этапы:

– комплексное исследование рынка, конкурентной среды, выде-

ление сегментов рынка;

– анализ состояния спроса и предложения, определение степени

удовлетворения спроса населения в конкретных товарах, совокупного

спроса; анализ факторов, влияющих па спрос и установление взаимо-

зависимости показателей;

– выбор методов прогнозирования;

– осуществление прогноза спроса;

– оценку надежности прогноза;

– определение перспектив развития спроса населения;

– разработку конкретных мероприятий по более полному удов-

летворению спроса населения.

Прогнозирование платежеспособного спроса базируется на ста-

тистике ретроспективного периода и на прогнозе ряда факторов, оп-

ределяющих спрос.

Для осуществления прогнозных расчетов необходима следую-

щая исходная информация: сведения о численности населения, поло-

возрастном составе в прогнозируемом периоде, количестве городских

и сельских жителей; динамика спроса и предложения; данные о разви-

тии сельскохозяйственного производства и производства товаров на-

родного потребления; балансы денежных доходов и расходов населе-

ния; распределение населения по размеру доходов; бюджеты семей

рабочих, служащих, колхозников; данные специальных единовремен-

ных выборочных обследований запасов предметов длительного поль-

зования у населения, доходов и расходов; сведения об индексах по-

требительских цен; данные опроса покупателей с целью выявления их

желания в приобретении определенных товаров; рекомендуемые

нормы и фактическое потребление важнейших продуктов питания и

товаров на душу населения; изменение денежных доходов населения в

предшествующих и прогнозируемом периодах; доля расходов населе-

ния на продовольственные, непродовольственные товары, отдельные

группы товаров в предшествующие периоды.

На начальном этапе прогнозирования выявляются тенденции

изменения спроса. На основе выявленных тенденций спрос на кратко-

срочный период целесообразно определять с помощью методов экст-

раполяции.

Развитие спроса подвержено сезонным колебаниям, которые пе-

риодически повторяются примерно с постоянной интенсивностью.

Сезонность необходимо учитывать при краткосрочных прогнозах на

квартал, месяц. Учет влияния сезонных колебаний продаж (спроса)

целесообразно проводить с помощью расчетных индексов сезонности.

На макроуровне наиболее широкое распространение для про-

гнозирования спроса получил нормативный метод, предполагающий

использование норм потребления продуктов (товаров) на душу насе-

ления.

Поскольку в рыночной экономике спрос на товары народного

потребления формируется под влиянием ряда факторов, для осущест-

вления прогнозных расчетов спроса рекомендуется использовать многофакторные модели. Целесообразно разрабатывать несколько вари-

антов прогнозов спроса на товары народного потребления, отличаю-

щихся значениями определяющих их факторов. Сравнение различных

вариантов позволяет выбрать тот, который обеспечивает наиболее

полное удовлетворение потребностей населения в отдельных товарах.

Спрос на товары народного потребления можно определять с

помощью коэффициента эластичности.

Коэффициент эластичности спроса от формирующего его фак-

тора рассчитывается по следующей формуле:

Кэ= (∆D/ D) /(∆Х/ Х)

где ∆D – прирост спроса за период; D – уровень спроса за период;

∆Х – изменение фактора за период; Х – значение фактора.

Для прогнозирования спроса на товары можно использовать мо-

дели поведения потребителей в условиях товарно-денежных отноше-

ний. Они базируются на принципах оптимального удовлетворения по-

требностей по группам потребителей. При этом потребители предва-

рительно подразделяются на однородные группы по социально-

демографическим признакам. Считается, что внутри каждой группы

предпочтения на множество товаров и услуг одинаковы.

Прогноз спроса на конкретные виды товаров следует выполнять

с учетом данных об изменении доли отдельных товаров в общем объ-

еме товарооборота.

Исходя из прогнозных расчетов спроса, определяется структура

платежеспособного спроса населения и разрабатывается сводный за-

каз торговли на производство важнейших товаров народного потреб-

ления на плановый период.

68. Прогнозирование покупательных фондов и товарных ресурсов.Формирование структуры товарооборота.Баланс спроса и предложения, его содержание и назначение.

Обоснование объема розничного товарооборота на прогнози-

руемый (планируемый) период предполагает, с одной стороны, опре-

деление покупательных фондов, с другой – товарных ресурсов.

Покупательные фонды характеризуют совокупный спрос насе-

ления на товары народного потребления. Они представляют собой

сумму денежных доходов населения, которая расходуется на покупку

товаров. Покупательные фонды рассчитываются па основе баланса денежных доходов и расходов населения, который характеризует

движение массы денег по основным источникам образования доходов

и направлениям их использования.

Определение покупательного фонда в целом по стране сводится

к расчетам всей суммы денежных доходов населения и исключению

из этой суммы оплаты услуг, обязательных платежей, взносов, при-

роста вкладов и приобретение ценных бумаг, валюты. Схема расчета

покупательного фонда представлена на рис. 5.

Покупательный Фонд = Денежные Доходы – Нетоварные Расходы + - Изменение сбереже ний в банках, у населения, покупка валюты, ценных бумаг

 

Рассчитанный таким образом покупательный фонд определяет

необходимый объем продажи товаров населению в денежном выра-

жении. К этой величине прибавляется оборот по продаже товаров ор-

ганизациям и учреждениям в порядке мелкооптовой торговли и в ре-

зультате устанавливается необходимый объем товарооборота.

На совокупный спрос существенное влияние оказывает ожида-

ние потребителей. Поэтому при прогнозировании покупательных

фондов на краткосрочный период целесообразно учитывать этот фак-

тор. Ожидание потребителей относительно возможности повышения

цен в будущем могут побудить их покупать теперь же, чтобы «упре-

дить» угрожающий рост цен.

Для увязки совокупного спроса на товары народного потребле-

ния с товарными ресурсами наряду с прогнозированием покупатель-

ных фондов определяется возможный объем продаж товаров.

Все предметы народного потребления относят к товарным ре-

сурсам. Источниками товарных ресурсов являются продукция легкой,

пищевой и других отраслей промышленности, сельского хозяйства,

поступление товаров по импорту.

Величина товарных ресурсов определяется исходя из потребно-

стей в товаре и возможности их удовлетворения. Потребность в това-

рах служит базой для составления заказа на их производство.

Общая потребность товаров рассчитывается на основе следую-

щих элементов:

– необходимого объема продаж товаров (необходимого объема

розничного товарооборота, определенного на основе покупательного

фонда);

– предполагаемой реализации товаров организациям и учрежде-

ниям;

– необходимого прироста или снижения товарных запасов;

– возмещения потерь товаров в пределах естественной убыли;

– ожидаемых потерь от уценки товаров устаревших фасонов и

моделей, а также товаров, потерявших первоначальное качество.

Сумма перечисленных элементов количественно отражает ем-

кость рынка и показывает, какой объем поступления товаров необхо-

дим для обеспечения торговли в прогнозируемом периоде.

Возможный объем товарных ресурсов определяется на основе

данных по производству товаров народного потребления, импорту и

запасам товаров. Для этого составляются балансы предметов народно-

го потребления (табл. 6), которые разрабатываются по отдельным то-

варам и группам товаров.

Ресурсы Распределение
1.Производство 2. Импорт 3. Прочие поступления 4. Запасы на начало периода   Итого 1. Рыночный фонд 2. Внерыночный фонд: – промышленная переработка – промышленное потребление – потребление госбюджетных организаций – прочее потребление 3. Экспорт 4. Пополнение государственных резервов 5. Запасы на конец периода Итого

 

Главной статьей использования товаров является рыночный

фонд, т. е. та часть товарных ресурсов, которая направляется для про-

дажи населению, пополнения запасов товаров в розничной торговой

сети, на возмещение потерь от уценки и естественной убыли.

Рыночный фонд определяется в соответствии с объемом произ-

водства товаров и импорта. При прогнозировании рыночных фондов

необходимо учитывать платежеспособный спрос населения; динамику

потребительских цен; состояние товарных запасов и др.

Важной задачей при разработке прогнозных балансов товаров

народного потребления является оптимальное распределение товар-

ных фондов между рыночным и внерыночным фондами, обеспечение

товарами платежеспособного спроса.

На основе балансов продовольственных и непродовольственных

товаров производится сводный расчет товарного обеспечения рознич-

ного товарооборота. В нем находят отражение товарные ресурсы по

всем источникам поступления и направлениям их использования.

Формирование структуры товарооборота

Сопоставление совокупного спроса с товарными ресурсами в

целом по всей товарной массе не позволяет судить о возможности

полного удовлетворения спроса на товары в групповом и внутригруп-

повом ассортименте. Появляющиеся диспропорции в соотношении

спроса и предложения обусловлены чаще всего несоответствием то-

варных ресурсов покупательскому спросу по ассортименту и качеству

товаров. Поэтому необходимо определить спрос на отдельные группы

товаров, сопоставить с ресурсами этих товаров и, в конечном итоге,

сформировать структуру товарооборота.

Структура товарооборота характеризует соотношение товар-

ных групп и отдельных товаров в общем объеме розничного товаро-

оборота.

Формирование структуры товарооборота и обеспечение сбалан-

сированности спроса и предложения осуществляется по этапам.

На первом этапе определяется структура товарооборота на ос-

нове прогнозов спроса. При разработке прогнозов используются рас-

смотренные выше методы прогнозирования спроса и учитываются

важнейшие факторы, влияющие на спрос. При формировании струк-

туры спроса следует учитывать конкретную потребность в товарах

определенного ассортимента и качества, платежеспособность потре-

бителей, уровень потребительских цен.

В практике прогнозы структуры товарооборота чаще всего раз-

рабатываются на основе среднегодовых темпов изменений реализо-

ванного спроса, данных прироста или снижения продажи товаров ли-

бо изменений удельного веса объема реализации товарных групп в

общем товарообороте.

Результаты расчетов корректируются на коэффициент неудов-

летворенного спроса в предшествующем периоде, и определяется

спрос на группу товаров в прогнозируемом периоде.

На втором этапе осуществляется прогноз структуры товарного

предложения.

Предложение товаров на потребительском рынке формируется из

товаров, произведенных в республике (регионе), за ее пределами (им-

порта товаров), и товарных запасов. Размеры товарного предложения

устанавливаются на основе балансов товаров народного потребления.

Объем производства и продаж продукции определяется двумя

способами:

1) путем заключения предприятиями-изготовителями прямых

договоров на поставку продукции;

2) посредством доведения до предприятий заказа на поставку

продукции для государственных нужд.

Наряду с этим часть продукции, произведенной сверх заказа го-

сударства и прямых договоров, предприятия могут реализовывать на

свободном рынке.

На третьем этапе с целью определения степени соответствия

спроса и предложения и формирования окончательной структуры то-

варооборота разрабатываются балансы спроса и предложения по важ-

нейшим товарам, согласно определенной номенклатуре. При разра-

ботке прогнозных балансов должны анализироваться данные предше-

ствующих периодов.

Объем продаж товаров, спрос которых удовлетворяется не пол-

ностью, определяется их предложением, а по недефицитным това-

рам – спросом на них с учетом взаимозаменяемости и сопряженности

товаров. Конкретный ассортимент товаров в пределах общих объемов

торгующие организации согласовывают с промышленными предпри-

ятиями путем прямых договоров.

Существенные различия между фактическими и прогнозными по-

казателями спроса и предложения в натуральном выражении, ценами и

стоимостью продукции являются основой для формирования предложе-

ний о мерах государственного воздействия на потребительский рынок.

Проблемы сбалансированности спроса и предложения решаются

путем воздействия государства на отдельные отрасли, являющиеся

либо стратегическими, либо убыточными, но жизненно важными. К

таким отраслям относятся сельское хозяйство, транспорт, связь и др.

По другим отраслям спрос и предложение формируют рынок исходя

из реально складывающейся ситуации, налоговой политики государ-

ства, доходов потребителей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...