Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Межотраслевые системы (комплексы) стандартов




Своеобразной формой комплексной стандартизации(Комплексная стандартизация – это стандартизация, при которой осуществляется целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом и его основным элементам, так и к материальным и нематериальным факторам, влияющим на объект, в целях обеспечения оптимального решения конкретной проблемы. Она обеспечивает наиболее полное и оптимальное удовлетворение требований заинтересованных организаций путем согласования показателей взаимосвязанных компонентов, входящих в объекты стандартизации, и увязки сроков введения в действие стандартов.) является стандартизация межотраслевых систем, направленная на решение крупных народнохозяйственных задач и обеспечивающая повышение эффективности производства высококачественной продукции. В настоящее время действуют следующие межотраслевые системы (комплексы) стандартов:

1 — Государственная система стандартизации РФ (ГСС);

2 - Единая система конструкторской документации (ЕСКД);

3 - Единая система технологической документации (ЕСТД);

4 — Система показателей качества продукции (СПКП);

6 — Унифицированная система документации (УСД);

7 — Система информационно-библиографической документации (СИБИД);

8 — Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ);

9 — Единая система защиты от коррозии и старения материалов и изделий (ЕСЗКС);

10 — Стандарты на товары, поставляемые на экспорт;

12 — Система стандартов безопасности труда (ССБТ);

13 — Репрография;

14 — Технологическая подготовка производства;

15 - Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП);

17 — Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов (ССОП);

19 - Единая система программных документов (ЕСПД);

21 — Система проектной документации для строительства (СПДС);

22 — Безопасность в чрезвычайных ситуациях (БЧС);

23 — Обеспечение износостойкости изделий;

24 — Система технической документации на АСУ;

25 - Расчеты и испытания на прочность;

26 — Средства измерений и автоматизации;

27 — Надежность в технике;

29 — Система стандартов эргономических требований и эргономического обеспечения;

31 — Технологическая;

34 — Информационная технология;

40 — Система сертификации ГОСТ Р.

В стандартах, входящих в комплекс, первые одна или две цифры с точкой условного обозначения относятся к шифру комплекса.

Процесс комплектования уже существующих комплексов до сих пор еще продолжается. Возможно и создание новых комплексов. Некоторые комплексы уже почти сформированы (например, Система автоматического проектирования — САПР, или Единая система допусков и посадок — ЕСДП), но им пока не присвоен шифр комплекса. Другие только формируются. Очень перспективной, например, является система электронного обмена данными.

Система стандартов безопасности при чрезвычайных ситуациях (БЧС)

Система БЧС сформирована на основе Системы стандартов гражданской обороны реорганизованным в 1993 г. ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций». Стандарты системы БЧС разрабатывались на случай применения вероятным противником современных средств поражения и не учитывали возможность их использования в чрезвычайных ситуациях мирного времени. В 1994 г. МЧС России и Госстандартом России была разработана и утверждена программа комплексной стандартизации «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (ПКС БЧС).

Опыт ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, произошедших в последнее время, показал низкую готовность органов управления и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях (ЧС) и несовершенство или отсутствие нормативных документов, регламентирующих эти вопросы. В связи с этим возникла необходимость создания комплекса национальных стандартов по обеспечению безопасности населения и хозяйственных объектов в ЧС на основе программного планирования.

 

3. Аккредитация испытательных (измерительных) лабораторий

Аккредитация – официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определённой области оценки соответствия. Порядок аккредитации испытательных лабораторий (центров) устанавливается Правительством Российской Федерации. Критерии аккредитации испытательных лабораторий (центров) и требования к ним устанавливаются федеральным органом испытательной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на основании международных стандартов (из ФЗ «О техническом регулировании»). В международной практике общепризнанным документом, устанавливающим требования предъявляемые при аккредитации испытательных лабораторий (центров), является МС ИСО/МЭК 17025:2005 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» (в Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006). Этот стандарт содержит «все требования, которым должны соответствовать испытательные и калибровочные лаборатории, если они хотят продемонстрировать, что у них действует система менеджмента, что они технически компетентны и способны получать технически обоснованные результаты», в том числе требования к: - компетентности персонала; - обоснованности и приемлемости методов испытаний; - исправности, калибровки и обслуживания испытательного оборудования; - обеспечению условий окружающей среды при испытаний; - отбору, обработке и транспортировке испытуемых образцов; - обеспечения качества испытательных и калибровочных данных.
Порядок аккредитации испытательных лабораторий (центров)
В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» аккредитация испытательных лабораторий (центров) осуществляется национальным органом Российской Федерации по аккредитации в порядке установленным Правительством Российской Федерации. В настоящее время, общие требования и процедуры аккредитации определены в Положении об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, утверждены постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009г. № 163. В общем случае работы по аккредитации включают следующие основные этапы: - подача заявления и комплекта документов, подтверждающих соответствие заявителя установленным требованиям; - оценка (экспертиза) документов, с точки зрения полноты изложенной информации, соответствие документов установленным формам, полнота комплекта представленных документов; - оценка заявителя на месте осуществления его деятельности (аттестация); - принятие решения о соответствии (не соответствии), утверждение и выдача документов о соответствии (аттестат аккредитации) или о не соответствии установленным требованиям. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011г. № 845 образована Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация), которая является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц. Росаккредитация осуществляет функции национального органа Российской Федерации по аккредитации.     Билет №14   1. Принципы выбора измерительного средства Выбор средств измерений связан со множеством факторов, характеризующих метрологические параметры средства измерения, конструктивно-технологические особенности измеряемых величин, задачами на измерение этих величин, разнообразных организационных, технических и экономических факторов и т.д. Комплексность задачи выбора средств измерения определила необходимость разработки различных способов выбора средств измерения. Прежде всего, выбранное средство измерения должно соответствовать по своей конструкции и габаритам для установки измеряемой детали и подходов измерительных устройств к измеряемой величине. В массовом производстве основными средствами измерения являются высокопроизводительные механизированные и автоматизированные средства измерения и контроля. В серийном производстве основными средствами измерения и контроля служат предельные калибры, шаблоны, специальные контрольные приспособления и при необходимости универсальные средства измерения. В мелкосерийном и индивидуальном производстве основными являются универсальные средства измерения. По метрологическим характеристикам выбираемыми параметрами средств измерений являются предельная погрешность измерения (ее часто называют пределом допускаемой погрешности) +ЛНт, а также цена деления шкалы измерительного средства. В соответствии с требованиями ГОСТ 8.051-81 установлены соотношения между заданными допусками (7) на измеряемые (контролируемые) размеры, определенного номинального размера и квалитета, и допускаемыми погрешностями измерения (8), определяющими действительный размер измеряемой величины. Допускаемая погрешность измерения (8) включает в себя случайные и неучтенные систематические погрешности измерения. Случайная погрешность измерения, принимаемая с доверительной вероятностью 0,954 и составляющая ±2а, где о - среднее квадратическое отклонение погрешности измерения, не должна превышать 0,6 от допускаемой погрешности измерения. Цена деления шкалы выбирается с учетом заданной точности измерения. Например, если размер задан с точностью до 0,01 мм, то прибор выбирается с ценой деления шкалы 0,01 мм. Принятие более грубой шкалы вносит дополнительные субъективные погрешности, а более точной - удорожает средство измерения. При контроле технологических процессов используют средства измерения с ценой деления не более 1/6 допуска на изготовление. При решении комплексной задачи выбора средств измерения, помимо технических параметров, решается задача по обеспечению минимальных затрат, связанных с риском 1-го и 2-го рода. Главным фактором при выборе средства измерения является допускаемая погрешность измерения 8. Допускаемая погрешность измерения должна быть небольшой по сравнению с допуском контролируемого параметра изделия Т и не превышать значений. Чем ближе значение предельной погрешности измерительного средства к значению допускаемой погрешности измерения, тем Менее трудоемким и более дешевым будет измерение. Значения размеров, полученных при измерении с погрешностью, не превышающей допускаемую погрешность измерения, принимаются за действительные. Абсолютной погрешностью средства измерения называется разность показаний измерительного средства Хи истинного (действительного) Хд значения измеряемой величины: А = ХиД. Значение Хя определяют образцовым измерительным средством или воспроизводят мерой. Приведенной погрешностью называется отношение абсолютной погрешности к параметру нормирования (диапазон измерений, верхний предел измерений и т.д.). Типовыми видами погрешностей, входящих в основные погрешности средств измерений, являются аддитивные, мультипликативные, погрешности линейности и гистерезиса. Аддитивными погрешностями (получаемыми путем сложения различного вида погрешностей), или погрешностями нуля, называют постоянные погрешности при всех значениях измеряемой величины: Если аддитивная погрешность является систематической, то она устраняется корректированием нулевого значения выходного сигнала. Аддитивная погрешность вызывается трением в опорах, контактными сопротивлениями, дрейфом нуля, случайными и периодическими колебаниями в выходном сигнале. Мультипликативной погрешностью (получаемой путем умножения различного вида погрешностей), или погрешностью чувствительности средства измерения, называют погрешность, которая линейно изменяется с изменением измеряемой величины. Наиболее существенной и трудноустранимой погрешностью является погрешность гистерезиса, или погрешность обратного хода. Причиной этой погрешности является люфт и сухое трение в элементах, трение в пружинах, упругие эффекты в чувствительных элементах. Классы точности - это обобщенная характеристика средств Измерений. Исторически сложилось так, что на классы точности разделены все средства измерения, кроме угломерных приборов и приборов для измерения длин. Обозначение классов точности всех видов измерительных средств, кроме названных, производятся в паспортных данных в зависимости от способов задания пределов допускаемой основной погрешности. 2.Межотраслевые системы (комплексы) стандартов. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов   Смотри 2ой вопрос 13 билета и Комплекс стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов представлен более 80 ГОСТами. Он охватывает все отрасли производства и направлен на исключение эксплуатации одних природных ресурсов в ущерб другим, предотвращает неблагоприятные последствия деятельности предприятий всех отраслей народного хозяйства. Основные положения комплексного подхода к природоохранной стандартизации изложены в ГОСТ 17.0.0.01 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения». Согласно этому основополагающему стандарту предусматривается функционирование следующих комплексных стандартов данной системы: «Охрана природы. Гидросфера»; «Охрана природы. Атмосфера»; «Охрана природы. Почвы»; «Охрана природы. Земля»; «Охрана природы. Флора»; «Охрана природы. Фауна»; «Охрана природы. Недра», а также комплекса стандартов организационно-методического характера. Стандарты каждого из комплексов устанавливают термины и определения, классификацию объектов комплекса, показатели состояния. Более всего загрязняют атмосферу автотранспорт и всевозможные технические средства, использующие двигатели внутреннего сгорания (например, сельскохозяйственная техника). Для снижения их вредности в России в качестве государственных стандартов введены Правила ЕЭК ООН № 24, 49, 83, устанавливающие требования к выбросам загрязняющих веществ, дымности отработанных газов автомобилей, а также Правила ЕЭКООН № 103, касающиеся сменных каталитических нейтрализаторов. Эти меры должны привести к уменьшению в 2—2,8 раза выбросов дизельных двигателей грузовых автомашин и автобусов и примерно в 10 раз уменьшить вредные для организма выбросы двигателей легкового транспорта (при условии применения нейтрализатора отработанных газов и неэтилированного бензина). Кроме того, для улучшения экологической обстановки в стандартах на топливо ужесточены требования но содержанию в нем свинца и марганца. Существенный вклад в нормативное обеспечение природоохранной деятельности вносят также следующие стандарты: ГОСТ Р 17.0.0.06— 2000 «Экологический паспорт природопользователя. Основные положения»; ГОСТ Р 17.4.3.07—2000 «Почвы. Требования к составу и свойствам осадков сточных вод при использовании в качестве удобрений». По мнению специалистов, эффективность стандартизации как средства природоохранного регулирования определяется развитием в стране законодательства в сфере защиты окружающей среды. В России природоохранное законодательство развито сравнительно слабо, а сами законы не являются документами прямого действия, так как не содержат конкретных норм.

3. Сертификация систем качества

В настоящее время, особенно в условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок, они сталкиваются с проблемой оценки качества и надежности своей продукции.

В процессе проведения сертификации системы качества можно выделить два этапа:

предварительная проверка и оценка системы качества;

окончательная проверка, оценка и выдача сертификата соответствия системы качества предприятия соответствующего стандарта.

Каждый из указанных этапов содержит определенный состав работ (табл.1).

Предприятиям, претендующим на сертификацию системы качества, и орган но сертификации вместе с заявкой и сопроводительным письмом следует направлять: анкету-вопросник для проведения предварительной проверки системы качества; общее руководство по качеству (или основной СТП системы качества), информационные данные о качестве продукции (сведения о рекламациях, потерях от брака, результатах ранее проведенной на предприятии сертификации, испытаниях продукции и т.п.); декларацию о соответствии системы качества; счет оплаты за проведение первого этапа проверки системы качества. По просьбе органа по сертификации могут быть представлены также другие сведения и данные о предприятии и системе качества.

 

Таблица 1 Этапы оценки системы качества

Состав работ Исполнитель
1. Этап предварительной проверки и оценки системы качества  
1.1. Подготовка системы качества и ее документации к сертификации Предприятие
1.2. Заявка на проведение сертификации системы качества Предприятие
1.3. Предварительная проверка и оценка системы качества Орган по сертификации
1.4. Заключение договора на проведение сертификации системы качества Предприятие, орган по сертификации
2. Этап окончательной проверки и оценки системы качества  
2.1. Подготовки системы качества к окончательной проверке Предприятие
2.2. Разработка программы проведения окончательной проверки системы качества Орган по сертификации
2.3. Проведение предварительного совещания по организации на предприятии проверки системы качества Предприятие, орган по сертификации
2.4. Проведение проверки системы качества Орган по сертификации, предприятие
2.5. Подготовка предварительных выводов по результатам проверки для заключительного совещания Орган по сертификации
2.6. Проведение заключительного совещания Орган по сертификации, предприятие
2.7. Составление и рассылка отчета о проведении на предприятии проверки системы качества Орган по сертификации
2.8. Оформление, регистрация и выдача (при положительном решении) сертификата системы качества Орган по сертификации

 

По результатам первого этапа орган по сертификации составляет заключение, в котором указывается готовность предприятия и целесообразность проведения второго этапа работ по сертификации системы качества либо раскрываются причины нецелесообразности или невозможности проведения работ по второму этапу. При положительном заключении при подписании договора устанавливаются сроки проведения работ по второму этапу – окончательной проверке и оценке системы качества. Если при проведении работ второго этапа органом по сертификации обнаруживается несоответствие системы качества требованиям соответствующего стандарта, то совместно с предприятием определяется срок ее доработки и устанавливается ориентировочный срок повторной проверки. При положительном решении сертификат выдается на определенный срок (обычно этот срок ограничивается тремя годами).

Развитие деятельности по сертификации в промышленной сфере отечественной экономики создало предпосылки и обусловлю необходимость создания свода правил по аккредитации различных объектов (органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий). В этих целях был сформирован комплекс требований, применяемых в РФ к системам аккредитации объектов, осуществляющих оценку соответствия, включая испытания, измерения и сертификацию в обязательной (законодательно регулируемой) и добровольной сферах. В настоящее время Российская система аккредитации (РОСА) регламентирована комплексом государственных стандартов. В этих стандартах реализованы положения законов РФ "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг", "Об обеспечении единства измерений" в части аккредитации испытательных и измерительных лабораторий, органов по сертификации, а также руководств ИСО/МЭК 55, ИСО/МЭК 38, ИСО/МЭК 40, европейских стандартов Е серии 45000 и работ Международной конференции по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК). Объектами аккредитации в рамках этой системы определены(ГОСТ 51000.1-95):

лаборатории, осуществляющие испытания, измерения, калибровку;

органы по сертификации продукции, услуг, производств и систем качества;

метрологические службы юридических лиц, осуществляющие поверку средств измерений;

организации, осуществляющие специальную подготовку экспертов в этих областях деятельности.

Аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в обязательной сфере, организуют и проводят Госстандарт России и другие федеральные органы исполнительной власти (в случаях, определенных законодательством). Организация работ по аккредитации объектов приведена на рис. Вполне естественно, что организации-заявители аккредитуются в определенной области. Их аккредитация осуществляется применительно, к конкретным видам продукции, услуг, работ. При этом однозначно устанавливаются проверяемые параметры и методы исследований (контроля, проверок), соответствующие им стандарты и другие нормативные документы. Работа по аккредитации включает следующие шесть основных этапов:

1. Представление заявки на аккредитацию и ее предварительное рассмотрение.

2. Экспертизу документов по аккредитации;

3. Аттестацию заявителя;

4. Анализ всех материалов по результатам экспертизы и аккредитации;

5. Принятие решения об аккредитации или об отказе в аккредитации, и, соответственно, оформление, регистрацию и выдачу аттестата аккредитации.

6. Последующего инспекционного контроля аккредитованной организации.

Общие требования проведения к испытательным лабораториям определены ГОСТ Р 51000.3-96, который гармонизирован с ЕН 45001. Стандарт определяет требования к юридическому статусу лаборатории в соответствии с действующим законодательством, устанавливает условия ее беспристрастности, независимости и неприкосновенности. Требования по технической компетенции дифференцированы по таким элементам, как требования к управлению организацией, персоналу, помещениям и оборудованию, помещениям и окружающей среде, рабочим процедурам методам испытаний, систем качества систем регистрации результатов, обращению с образцами, конфиденциальности и безопасности, субподрядным работам, а также требования по взаимодействию с заказчиком и аккредитующим органом.

В настоящее время системы управления качеством продукции основываются на Государственной системе стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р) и трех, вышеназванных, стандартах качества. Переход от разработки отдельных стандартов к программе комплексной стандартизации позволяет активно влиять на качество и технический уровень продукции не только в сфере ее производства на предприятии, но и в сфере ее эксплуатации или потребления. В качестве объектов такой комплексной стандартизации приняты предметы производства (продукция), стадии производства, технические средства производства и организация производства, стадии реализации и эксплуатации или потребления продукции и, что особенно важно, стадия исследования и проектирования предмета производства.

На межотраслевом уровне управления качеством, в данном случае, осуществляется на основе государственных стандартов, определяющих общую терминологию по качеству, выбор показателей качества и методов их оценки, принципов построения систем управления качеством.

На отраслевом уровне управление качеством продукции производится на основе государственных и отраслевых стандартов и других нормативных документов. Последние разрабатываются для учета специфических особенностей отраслей. Отраслевые стандарты позволяют согласовывать специфические условия организации производства и управления конкретных отраслей промышленности с требованиями государственных стандартов и другой межотраслевой научной и нормативно-технической документации.

На уровне предприятия (объединения) управление качеством осуществляется на основе государственных и отраслевых стандартов, технических условий и стандартов предприятий и других нормативно-технических документов. Последние отражают организационно-техническую и технологическую специфику работ на предприятии и условия их выполнения. Таким образом, образуется единая система, позволяющая увязать требования к уровню качества продукции, формируемые на всех стадиях жизненного цикла изделия.

Важным моментом в повышении качества продукции эффективности управления качеством и производством стало использование международных стандартов ИСО серии 9000 – 9004 и новых версий этих стандартов.

Опыт работы отечественных и зарубежных предприятий показывают, что разработка и внедрение системы управления качеством не решает проблему качества, конкурентоспособность продукции и уверенность в ее реализации, для этого необходимо сертифицировать продукцию, систему обеспечения качества и если это предусмотрено выбранной схемой сертификации, сертифицировать производство.

Термин "сертификация" в переводе с латыни означает "сделано верно". Для того, чтобы убедиться в том, что продукт "сделан верно", надо знать, каким требованиям он должен соответствовать и каким образом возможно получить достоверные доказательства этого соответствия и доказательства того, что производство способно стабильно на протяжении определенного времени обеспечивать соответствие готового продукта установленным требованиям. Общепризнанным способом такого доказательства и служит сертификация соответствия.

Сертификация соответствия продукции – установление соответствия показателей (параметров) качества продукции заданным требованиям. Она сопряжена с понятием испытание.

Под испытанием понимается техническая операция, заключающаяся в определении одного или нескольких показателей качества продукции, определяющих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее названием и соответствующих установленным требованиям. Испытания проводятся в аккредитованных испытательных лабораториях. Такие лаборатории обязаны постоянно соответствовать требованиям ГОСТР 51000.3-96 и другим критериям, которые применены аккредитующим органом при их аккредитации.

По данным на начало 2007г., в системе сертификации ГОСТ Р аккредитовано более 3.5 тыс. лабораторий, из них около 450 лабораторий, занимающихся испытаниями продукции машиностроения, надзор, за соответствием и обеспечение соответствия.

Сертификация считается основным достоверным способом доказательства соответствия продукции (системы обеспечения качества, производства, услуги) заданным требованиям.

Процедуры, правила, испытания и другие действия, которые можно рассматривать как составляющие самого процесса сертификации, различаются в зависимости от ряда факторов: законодательства, касающегося стандартизации качества и непосредственно сертификации; особенностей объекта сертификации, что в свою очередь определяет выбор метода испытаний. Другими словами, доказательство соответствия производится по той или иной системе сертификации.

В общем виде система сертификации включает следующие элементы: 1) национальный орган сертификации (Госстандарт РФ); 2) центральный орган по сертификации (государственные органы управления), который управляет системой, проводит надзор за ее деятельностью; 3) правила и порядок проведения сертификации; 4) нормативные документы, на соответствие которыми осуществляется сертификация; 5) процедуры (схемы) сертификации; 6) органы по сертификации однородной продукции, систем обеспечения качества, производства, услуг, персонала; 7) порядок проведения инспекционного контроля.

Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях.

По правовому статусу выделяются: обязательные, добровольные и самостоятельные системы сертификации.

Билет №19

1)Методы поверки средств измерений. Поверочные схемы.

Под методами поверки понимают методы передачи размера единиц физической величины. В основу классификации применяемых методов поверки положены следующие признаки, в соответствии с которыми средства измерений могут быть поверены:

- без использования компаратора или прибора сравнения, то есть непосредственным сличением поверяемого СИ с эталонным СИ того же вида;

- сличением поверяемого СИ с эталонным СИ того же вида с помощью компаратора или других средств сравнения;

- прямым измерением поверяемым СИ значения физической величины, воспроизводимой эталонной мерой;

- прямым измерением эталонным СИ значения физической величины, воспроизводимой подвергаемой поверке мерой;

- косвенным измерением величины, воспроизводимой мерой или поверяемым прибором, подвергаемыми поверке;

- путем независимой (автономной) поверки.

Поверочные схемы - это документ, определяющий средства, методы и точность передачи размера единицы физической величины от государственного эталона или исходного образцового средства измерений рабочим средствам измерений.

Различают государственные, ведомственные и локальные поверочные схемы, создание и реализацию которых определяют ГОСТ 8.061-80

 

2) Методические основы стандартизации. Система предпочтительных чисел

Стандартизация (в соответствии с законом «О техническом регулировании») - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандартизация осуществляется в целях:

q повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

q повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

q обеспечения научно-технического прогресса;

q повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

q рационального использования ресурсов;

q технической и информационной совместимости;

q сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

q взаимозаменяемости продукции.

Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Система предпочтительных чисел является основой параметрической стандартизации.

Применение стандартизованных предпочтительных чисел позволяет широко унифицировать параметры изделий не только в пределах одной отрасли, но и в масштабах всего народного хозяйства.

Предпочтительные числа и их ряды используются:
— при установлении стандартных значений и рядов стандартных
— значений величин;
— при нормировании значений исходных параметров продукции, условий ее существования и процессов, а также разрешенных и допускаемых их отклонений;
— при нормировании значений параметров продукции, связанных логарифмируемой зависимостью с исходными параметрами, значения которых нормируются посредством предпочтительных чисел;
— при приведении значений параметров и процессов (в том числе природных констант), если использование предпочтительных чисел не влечет выхода за пределы допускаемого отклонения.

 

3) Показатели качества продукции

Показатель качества (продукции) — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в её качество, рассматриваемая применительно к определённым условиям её создания и эксплуатации или потребления. Каждая продукция обладает своей номенклатурой показателей, которая зависит от назначения продукции, условий её производства и эксплуатации и многих других факторов. Показатель качества может выражаться в различных физических единицах измерения (например, секунда, метр, кв.метр, куб.метр, км/ч, грамм, вольт, ватт, и др.), условных единицах измерения (балл, рубль, FLOPS, процент избирателей и др.), а также быть безразмерным (вероятность наступления ожидаемого события, и др.). В виде технических требований показатели входят в состав технического задания на разрабатываемую продукцию и технических условий.

 

Билет №20

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...