Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Немного о терминах «конституция», «слой» и «острое психическое состояние» 2 страница




Многие пациенты и гомеопаты предпочитают избегать сексуальной темати­ки, однако из нее можно извлечь много полезной информации и стоит опро-

сить. пациента на эту тему, если* вы испытываете затруднения с выбором лекар-ства Опять же реакция пациента здесь имеет не меньшее, а возможно, и большеезначение, чем его слова. Очевидное нежелание говорить на тему секса характерно для Natrum muriaticum и Thuja. Для обоих этих препаратов харак-к-рно чувство вины. С другой стороны, некоторые типы легко и даже с неко-торым энтузиазмом обсуждают эти вопросы. К ним относятся Causticum, Ignatia, Lachesis, Medorrhinum, Mercurius, Phosphorus, Sulphur и Argentum Hitncum. Остальные типы занимают промежуточную позицию. У мужчин типа Lycopodium может иметься зацикленность на вопросах потенции, что может выражаться тем или иным образом при обсуждении темы секса. Если такой пациент начинает понимать, что его мужская сила ставится под сомнение, он может попытаться отмахнуться от разговора на эту тему, просто заявив, что «здесь у него все в порядке». С другой стороны, такой пациент может начать хвастаться своей мужской силой, либо непосредственно, либо завуалировано и с пользуя тон, больше подходящий для разговоров в мужской раздевалке: «У меня определенно нет проблем в этом деле». Довольно часто встречается третий вариант— честные и простые ответы на вопросы.

Некоторые довольно осторожные типы вполне непосредственно могут обсуждать сексуальные темы. К ним относятся Alumina, Baryta, Calcarea, China, разные Kali, Phosphorus, Silicea и Staphysagria. Они могут выразить некоторое смущение при первом вопросе о сексуальной жизни, но это обычно не мешает им говорить об этом.

Обычно я стремлюсь получить представление о силе либидо пациента. Одним из способов узнать этго является прямой вопрос: «Как вы оцениваете свое половое желание - оно сильное, слабое или среднее? » Большинство людей выбирают среднее, однако представители некоторых типов, для кото­рых характерно повышенное половое влечение, прямо говорят об этом. Это Argentum nitricum, Hyoscyamus, Lachesis, Lycopodium, Medorrhinum, Nux vomica, Platina и Sulphur. О слабом половом влечении говорят «изнурен­ные» Sepia, а также China n те Natrum, которые испытывают трудности в установлении эмоциональных отношений с партнером. Если по какой-либо причине я сомневаюсь в достоверности сказанного пациентом, я могу спро­сить его так: «Если бы у вас были идеальные отношения с партнером, как часто вам бы хотелось вступать с ним в половую связь? »

В сложных случаях я нередко убеждался в полезности уточнения личност­ного портрета пациента за счет выяснения того, к какому типу (интеллекту­альному, эмоциональному, интуитивному или практическому) он относит­ся. Когда выбор сужается до нескольких лекарств, для уточнения подобия необходимо применять селективные вопросы. Так, если передо мной выбор

из Causticum, Medorrhinum, Lachesis и Phosphorus, вопрос о том, насколько пациент чувствителен к социальной несправедливости поможет подтвердить или исключить Causticum, а специфический вопрос о том, не чувствует ли пациент, что время течет слишком медленно, может помочь идентифициро­вать Medorrhinum.

Иногда может случиться так, что физические симптомы указывают на одно лекарство, а психические — на другое. Мой опыт свидетельствует о том, что в хронических случаях, когда психическая и физическая картины не совпадают, для выбора правильного лекарства все же большее значение будет иметь психи­ка. Частично это связано с чрезмерно раздутыми физическими характеристи­ками «больших» лекарств, наслаивающимися друг на друга, кроме того, фи­зических симптомов полихрестов слишком много, чтобы их реально было запомнить или даже выявить из реперториума. Всегда найдется физический симптом, неизвестный гомеопату. Однако очевидно, что, если несколько клю­чевых физических симптомов указывают на одно лекарство, а психическая картина неопределенна, ориентироваться нужно на соматику.

Существуют атипичные случаи, которые с психической точки зрения мо­гут относиться почти к любому лекарственному типу, и здесь гомеопат вполне может запутаться. В таких случаях определение сущности личности пациента будет гораздо важнее, чем выявление частных симптомов. Сущно­стью можно назвать тему, красной нитью проходящую через все аспекты личности; например, для Arsenicum album это будет чувство физической незащищенности. В других случаях на лекарство могут вывести странные, ) редкие и своеобразные психические черты, например навязчивое желание постоянно мыть руки у Syphilinum.

Каждый гомеопат должен хорошо понимать, что информация, спонтан­но высказанная пациентом, имеет гораздо большую значимость, чем та, которая была получена как ответ на специфический вопрос (когда пациент может ответить только «да» или «нет»). Например, по моим наблюдениям, если пациент спонтанно пожалуется, что когда он идет ночью по улице, ему постоянно кажется, словно кто-то идет у него за спиной, то это почти всегда будет Medorrhinum, тогда как, если пациент ответит «да» на соответ­ствующий вопрос, он может относиться к любому конституциональному типу. Однако, если пациент не выдает спонтанный ключевой симптом, ха­рактерный для подозреваемого лекарства, мы можем в качестве компромис­са спросить об этом в завуалированной форме. Например, мы можем спро­сить, не обостряется ли у пациентки интуиция, когда она идет одна по ночной улице, или не разыгрывалось ли у нее при этом воображение. Если пациентка утвердительно отвечает на ваш вопрос, последующая просьба

поподробнее рассказать об этом обычно выявляет типичный ключевой сим­птом Medorrhinum, если он имеется.

Крайне важно начинать опрос с максимально открытым, незашоренным сознанием. Хотя гомеопат очень быстро начинает видеть одно или два воз­можных лекарства, он должен проявить достаточную гибкость, чтобы не зациклиться на них, и отбросить их, если будут выявлены новые сведения, изменяющие картину.

Нередко говорят, что во время гомеопатического приема пациент должен хотя бы один раз заплакать или зарыдать. Хотя это и не буквальное правило, в словах этих содержится важная истина: во время приема гомеопат должен суметь добраться до сердца пациента. Слишком часто гомеопаты оказываются не способны прочесть «между слов» пациента и в результате получают повер­хностное и обманчивое впечатление о личности больного. Частично это мо­жет быть связано с банальной ленью, однако чаще всего это является следстви­ем страха смутить своими вопросами даже не столько пациента, сколько себя, страха увидеть выражение неприятных, болезненных эмоций. Чем больше го­меопат способен работать с этими эмоциями и чем лучше он знает самого себя, тем легче ему будет войти в доверие к пациенту и под маской поверхно­стного впечатления разглядеть его настоящую личность.

Alumina

Сущность: дестабилизация мышления.

Alumina не является распространенным конституциональным типом. Alumina относится к группе лекарств, о которых гомеопат думает при пси­хической нестабильности пациента с тенденцией к истерии. Часто от этих пациентов можно услышать историю о неустроенности в детстве, включая психические заболевания и алкоголизм родителей, что отражает наличие выраженного сифилитического миазма в семье. Те несколько больных Alumina, которых мне пришлось видеть, все были женщинами.

Расстройство мышления

Первое впечатление, которое производит пациентка Alumina, — ощущение спутанности. Она жалуется на неспособность четко формулировать мысли, что подтверждается замедленностью и запинками в ее речи с мучительными попытками подобрать правильное слово (Кент: «Неспособность следовать ходу мысли», «Делает ошибки в речи и при письме»). Одна пациентка Alumina пожаловалась мне, что в ее голове «словно идет постоянная борь­ба», отчего ясно мыслить становится совершенно невозможно. Ей прихо­дится постоянно иметь перед глазами лист со списком того, что она соби­ралась сделать, так как сознание периодически затуманивается, оставляя ее полностью дезориентированной, когда она «оглядывалась назад». (Хоро­шей иллюстрацией, способной помочь понять работу мозга Alumina, явля­ется неисправный, часто «зависающий» компьютер, при перезапуске кото­рого стирается все, что находилось в оперативной памяти. Такой компью­тер также часто «борется» сам с собой, а информация на экране может смешиваться в случайных комбинациях. ) Во многих случаях Alumina психическая спутанность отмечается с детства.

Ребенок Alumina с трудом осваивает новые умения, особенно трудно ему дается обучение речи и письму; такие пациенты могут рассказать, что в детстве их считали вялыми и заторможенными. Подобная заторможенность на самом деле является проявлением спутанности. Более очевидно это становится, когда субъекты Alumina покидают дом и начинают жить взрослой жизнью. Эта жизнь ошеломляет их и делает неспособными принимать решения и реализо-вывать себя. В результате возникает тревога, делающая их неуверенными в себе, отчего спутанность мыслей еще более усугубляется.

Одним из характерных следствий спутанности Alumina является нереши­тельность (Кент: «Колебания, нерешительность»). На нерешительность жа­луется большинство пациенток Alumina, и для многих из них эта проблема является основной. Одна пациентка, молодая женщина двадцати лет, обра­тившаяся по поводу тревоги и спутанности, рассказала мне, что обычно часами лежит по ночам без сна, будучи не в силах выбрать правильное решение, при этом ужасно переживая, что может выбрать неправильно. Причем выбор, встававший перед ней, обычно не носил принципиального характера. Часто это был какой-нибудь пустяковый вопрос типа: «Что при­готовить завтра на обед? » После дозы Alumina ЮМ она стала явственно более «собранной» и с благодарной улыбкой сообщила, что теперь она не тратит бессонные ночи на решение мелких проблем.

Страх принять неверное решение — закономерное следствие спутанности, переживаемой Alumina. В реальности пациентка боится, и боится небезос­новательно, что, если она окончательно потеряет способность логически мыслить, ее внутренний мир превратится в хаос. Очень часто пациентка Alumina целиком перекладывает груз принятия решений на родителей или партнера, при этом она понимает, что это нездоровая ситуация, но сделать ничего с этим не может.

Потеря себя

Еще одна очень характерная особенность расстройства мышления Alumina — ощущение нереальности. Это ощущение может выражаться по-разному. Неко­торые пациентки говорят: «Словно меня нет здесь». Под этим они скорее подразумевают не то, что в голове стало пусто, а потерю ощущения собствен­ного «я». Это состояние, которое трудно представить— восприятие окружа­ющего мира сохраняется, а вот ощущение себя пропадает. Другие говорят: «Мне кажется, что это не я смотрю на эти вещи, а кто-то другой». Ганеман в «Хронических болезнях» использует тот же самый образ: «Когда он что-то говорит, ему кажется, что слова произносит кто-то другой». Это состояние,

когда объективная реальность (включающая собственные мысли и поступки субъекта) отделяется от сознания. Одна моя пациентка, хорошо отреагиро­вавшая на прием Alumina, говорила: «Словно я смотрела на мир из-за стекла» (после приема лекарства это ощущение постепенно прошло). На самом деле • то ощущение отделенности может быть крайне мучительным, убеждающим пациентку Alumina в том, что с ее психикой что-то серьезно не так.

Иногда Alumina можно спутать с Medorrhinum и даже с Cannahis indica, гак как все три препарата могут переживать ощущение нереальности и расщепленности сознания. Пациенты Medorrhinum нередко рассказывают об ощущении растянутости времени (оно словно течет слишком медленно) или об ощущении отделенности от мира, однако эти ощущения у Medorrhinum носят транзиторный характер, в сравнении с постоянным чувством потери « я » у Alumina. Я никогда не слышал от пациента Medorrhinum об ощуще­нии, словно он не существует или словно кто-то другой говорит за него. По-видимому, состояния этих лекарств только на поверхности кажутся сходными, по сути же они различны. Состояние отделенности у Medorrhinum напоминает состояние человека, который долго пребывал в углубленной молитве и у которого «я» ощущается совершенно спокойным и «растянутым» в пространстве, отделенным от мышления. Напротив, па­циентка Alumina чувствует полную потерю ощущения «я», что является полностью патологичным. (Различия в других психических особенностях этих препаратов обычно бывает вполне достаточно, чтобы аккуратный го­меопат смог выбрать между Alumina, Medorrhinum и Cannabis indie a. )

Некоторые пациентки Alumina описывают относительно более мягкие формы нарушений самовосприятия. Когда во время опроса им задают воп­рос об основных чертах их личности, они могут ответить: «У меня нет личности». При этом они не шутят. Если попросить их пояснить, что они имели в виду, они расскажут, что у них нет ощущения собственной личнос­ти, так как они постоянно заняты одним — борьбой со своей спутанностью и попытками преодолеть тревогу.

Одна моя пациентка Alumina, очень худая, нервозная женщина, с пробле­мами во взаимоотношениях с людьми, довольно точно проанализировала эту ситуацию. Она сказала, что у нее нет личности, поскольку у нее с детства не было образца для подражания, так как отец появлялся в доме редко, а мать была равнодушна к ней. Хотя данные обстоятельства действительно были не самыми благоприятными для развития в ребенке ощущения собственной лич­ности, столь глубокое нарушение самоидентификации могло возникнуть толь­ко у человека с конституциональным типом Alumina.

Депрессия и саморазрушительные импульсы

Спутанность и нарушение самоидентификации могут напомнить о другом лекарстве — Phosphoricum acidum. Однако в отличие от последнего пациентка Alumina склонна к мощным проявлениям эмоций, особенно отчаяния, трево­ги и гнева. Настроение Alumina часто колеблется между отчаянием и относи­тельно удовлетворительным состоянием, иногда по нескольку раз в день пере­ходя от одного к другому и обратно (Кент: «Переменчивость настроения»). Во время депрессивных периодов пациентка Alumina испытывает чувство без­надежности и нередко думает о самоубийстве. Может быть много слез, либо пациентка, наоборот, совсем не будет плакать, а лишь безмолвно тосковать, как Natrum или Аиrит. Одна пациентка Alumina начинала бурно рыдать сра­зу, как только садилась в моем кабинете (Кент: «Плач, непроизвольный») и плакала все время, пока я с ней разговаривал. После попытки назначить Sepia, оказавшей только незначительное действие, я дал пациентке Alumina ЮМ, после которой в следующий прием она уже не плакала и сказала, что ее настроение стало значительно более стабильным.

Alumina — преимущественно женское лекарство, и у него часто отмечается заметное ухудшение настроения перед менструацией. В это время могут одновременно нарастать депрессия и агрессивность вместе со страхом, что она может нанести себе увечье. У Alumina имеется очень характерный им­пульс к самоубийству при виде ножа или другого острого предмета. Одной пациентке постоянно приходилось удерживать себя от порывов покончить с собой при помощи бритвы (Кент: «При виде крови или ножа у нее возника­ют ужасные мысли о самоубийстве, хотя она с отвращением их отвергает»). По наблюдению Кента, Alumina склонна к подобным импульсам даже в отсутствии депрессии.

Те же изменения настроения, которые сопровождают предменструальный период, могут возникать у Alumina в виде длительной послеродовой депрес­сии. При этом более выраженными могут быть не суицидальные импульсы, а порывы убить ребенка, что может вызывать ужас и глубокое чувство вины у несчастной матери Alumina,

В реперториуме Кента Alumina не отмечена ни в рубрике « Стремление к обществу» ни в рубрике «Отвращение к обществу», и я также не могу здесь сказать ничего определенного. Некоторые пациентки Alumina стремятся к людям во время периодов депрессии, другие избегают общества. Одна паци­ентка Alumina жаловалась на сильное чувство отвращения к себе и зыражен-ное желание никого не видеть и ни с кем не общаться. После приема препа­рата эти ощущения прошли.

 

Неистовство

Гомеопат должен вспоминать об Alumina, когда он сталкивается с сочетанием спутанности мышления с неистовыми мыслями и действиями. Временами Alumina может проявлять неистовство по отношению к себе, иногда — по отношению к другим. Alumina может быть подвержена внезапным вспышкам ярости, хотя чаще она направляет их не на людей, а выражает свой гнев хлопаньем дверей, битьем посуды или громкими проклятиями. Впрочем, обыч­но пациентка Alumina это тихая, вежливая особа, ненавидящая гневливую часть своей натуры (Кент: «Тихий нрав»). Часто гомеопату необходимо в значитель­ной степени завоевать доверие пациентки, прежде чем она признается в нали­чии у нее приступов ярости. Пациентка Alumina нередко будет жаловаться на гневливость, однако чаще всего не расскажет сама о том, что она подвержена разрушительным импульсам, если ее специально об этом не спросить. (Кстати, то же самое можно сказать о сексуальных и яростных импульсах у Hyoscyamus и Platina. ) Только когда она увидит, что гомеопат вовсе не шокирован этими нещами, она бывает в состоянии рассказать о своих странных порывах. Одна пациентка Alumina призналась, что, когда она испытывает гнев, ей кажется, словно она источает яд. Другая пациентка временами чувствовала, что могла бы убить, и представляла, как она отрубает головы своему мужу и ребенку. Почти все разрушительные мысли Alumina как по поводу убийства, так и само­убийства связаны с режущими, колющими или рубящими предметами. Пациен­тки Alumina обычно довольно чувствительны и обладают достаточным самокон­тролем, чтобы сдержать свои порывы, но они очень тяжело переживают их и, вероятно, в конце концов могут перейти и к активным действиям.

Alumina можно легко перепутать с Sepia, так как пациентка этого типа также склонна к разрушительным мыслям по отношению к любимым людям, особенно в предменструальный период, а также к ощущению прогрессирую­щего ухудшения способности думать. Однако интеллектуальная и эмоциональ­ная патология Alumina более серьезна, чем у Sepia. Пациентка Sepia редко подходит к границе реальной психической болезни, совсем не склонна к суи­цидальным импульсам, у нее нет зацикленности на режущих и колющих пред­метах. Никогда у Sepia не бывает ощущений нереальности, переживаемых Alumina. Ну и кроме того, субъекты Sepia в целом обладают гораздо более здоровыми и целостными преморбидными личностными чертами.

Тревога

Учитывая наличие ментальной и эмоциональной нестабильности у пациен-

тов Alumina, неудивительно, что им присуща тревожность. Alumina — край­не тревожный тип, склонный к фобиям и паническим атакам. Типичен страх сойти с ума и связанный с ним страх поддаться импульсу самоубий­ства или убийства. Могут иметь место и любые другие страхи. Часто встреча­ется страх встречи с людьми, особенно с группами людей, который можно наблюдать у большинства пациентов, страдающих выраженной тревожнос­тью. Страхи Alumina часто приводят к бессоннице. Пациентка лежит по ночам без сна, одолеваемая навязчивыми мыслями о завтрашних заботах или мучительным беспокойством о каких-либо предстоящих в ближайшем будущем делах. Из-за затруднений мышления, характерных для Alumina, даже мелкая проблема типа написания поздравительной открытки может вызвать мучительную тревогу, а малейшее изменение в ее окружении или ежедневного распорядка может привести к панике. Такая пациентка не склонна к рискованным предприятиям, типа путешествий во время отпуска, если только с ней не будет очень сильного и надежного партнера, но и тогда подобный отдых будет слишком большим стрессом для нее.

У одной моей пациентки Alumina был очень сильный страх неудачи, из-за чего она была крайне педантичной и редко отваживалась предпринимать что-то, выходящее за рамки ее рутинных ежедневных обязанностей.

Как и у других типов, склонных к дезинтеграции мышления (Argenttim nitricum, Mercurius, Nitricum acidum, Phosphoricum acidum), при тревоге у Alumina имеется склонность к спешке (Кент: «Предрасположенность к спеш­ке»). Обычно это выражается в бесцельной и практически бесплодной суетли­вости вследствие выраженной ментальной спутанности. Чем больше она спе­шит, тем меньше способна преодолевать спутанность — образуется порочный круг. Нередко подобный процесс заканчивается обращением к психиатру по поводу «нервного срыва». Спешка Alumina часто сочетается с желанием убе­жать, спастись, хотя чаще пациентка не осознает этого желания.

Внешность

Я видел не так много пациенток Alumina, поэтому мои замечания по пово­ду внешности этого типа носят скорее пробный характер. Большинство из них отличаются выраженной худобой, осунувшимися лицами и морщинами между бровей. Волосы иногда темные, иногда светлые, причем почти всегда очень длинные. (Подобное описание напоминает Sepia, что еще больше усиливает возможность спутать эти лекарства. Однако в отличие от Sepia кожа у Alumina обычно бледная. )

Anacardium

Сущность: добро против зла.

Это редкий конституциональный тип, и мои наблюдения можно вооспри-нимать только как предварительные наброски, так как они основаны: всего на нескольких пациентах. Однако основные характеристики Anacavrdium очень драматичны, и их сложно не заметить, если пациент достаточно доверяет гомеопату, чтобы открыться перед ним и рассказать о них. ССтарые книги по Materia Medica подчеркивают раздвоение воли пациента Anacardium (Кент: «Противоречивые стремления», «Чувствует, словно у него две воли»). На основании своих наблюдений могу сказать, что» здесь имеет место разделение между нормальной чувствительной личностью и остро контрастирующей с ней извращенной или «демонической» суб-лично-стью, пытающейся овладеть индивидуумом и заставляющей его совершать непристойные действия (Кент: «Злая воля навязывает ему неистовые и не­пристойные поступки, а добрая воля удерживает от этого»). В репер ториу-ме содержится множество характеристик «злой» стороны Anacardium (злобность, паранойя, жестокость, бесчувственность, склонность к ручатель­ствам и буйству). Однако те пациенты Anacardium, которые встречались мне, довольно успешно сдерживали все попытки демонической стороны навязать свою волю, хотя порой их доброй воле приходилось выдерживать нешуточную борьбу со своим «противником» (поражает сходство этой си­туации с классическими описаниями одержимых бесами людей).

Наиболее частое навязчивое желание, которое я наблюдал у пациентов Anacardium, — желание сквернословить и выкрикивать непристойности на сексуальные темы. Один из моих пациентов был довольно интеллигентным молодым человеком, очень интересовавшимся духовной жизнью. Он посто­янно практиковал медитацию и хорошо разбирался в мистической филосо­фии. Эта «духовная» сторона ярко контрастировала с другой стороной,

которая присутствовала в нем с рождения. Еще когда он был ребенком, все в семье считали его странным. Он очень долго ходил на горшок, лишь в десять лет согласившись перейти на обычный унитаз. Кроме того, он все время подсматривал за женщинами в туалете, вид которых являлся для него основным стимулом сексуального возбуждения. Возможно, это имело место и на момент нашего разговора (хотя он избегал говорить на данную тему). Но основной его жалобой были приступы навязчивого желания выкрики­вать непристойности находящимся рядом людям. Усилия по преодолению этого желания выражались в том, что он начинал говорить с видимым напряжением, губы напряженно сжимались, тогда как брови его почти постоянно были нахмурены.

Этот молодой человек был достаточно образован и умен, чтобы рацио­нально объяснить свои симптомы и не испытывать по их поводу чувства вины. Однако другой пациент Anacardium ужасно стыдился своей «темной стороны». Он был гораздо менее интеллигентен и не мог разумно объяс­нить себе источник своих навязчивых мыслей и желаний, выражавшихся примерно так же, как и у первого пациента. Когда я впервые встретился с ним, он был крайне измучен постоянной внутренней борьбой'и боялся сойти с ума. Он также признался, что эти навязчивые желания непристой* ностей возникали у него всегда, насколько он мог вспомнить, однако d последнее время они резко обострились после стресса, связанного с разво­дом. Под действием препарата влияние извращенной части его натуры по­степенно стало ослабевать, хотя и не исчезло полностью (во всяком случае, до того времени, когда он перестал ходить ко мне).

Божественное вдохновение

Разделение внутри личности Anacardiim еще более впечатляет, когда оно про­ходит не между демонической и нормальной половиной, а между половиной демонической и божественной. Недавний мой пациент являл собой типичный пример классического разделения между добром и злом внутри человека. Это был вежливый, довольно нервозный молодой человек, обратившийся за помо­щью по поводу «эмоциональных проблем». Сначала он пожаловался на частые приступы депрессии и суицидальные мысли. После этого он сказал, что боится женщин, которые, по его мнению, постоянно пытаются манипулировать им, отчего он стал их избегать. Он сказал, что боится и секса, при этом считая секс чем-то низменным и грязным. На этой стадии в его рассказе не было ничего специфического, подобные жалобы могли возникнуть у любого конституцио­нального типа, особенно если они явились следствием сексуального насилия в

детском возрасте, так как это часто приводит к депрессии и суицидальным мыслям, а также к страху перед полом человека, осуществившего насилие и отвращением к сексу вообще. Однако после этого мой пациент заговорил на религиозные темы. По его словам, очень близок к Богу, «призван Богом», чтобы нести свет людям. Контраст между депрессией с суицидальными мыслями и божественным вдохновением наводил на мысль о том, что подобие следует искать среди конституциональных типов, относительно склонных к душевным болезням. Пациент далее рассказал мне, что несколько лет назад у него был «нервный срыв», когда он чувствовал себя «окруженным духами» (Кент: «Ил­люзии — видит мертвецов », « Иллюзии — видит бесов (дьявола)»). После этого, по его словам, он стал ощущать, что половину его личности захватил дьявол, а половина осталась божественной (Кент: «Иллюзии — чувствует себя раздвоен­ным»). Он ощущает, что один из духов ведет и охраняет его, однако другие заставляют его совершать непристойности. Я осторожно начал извлекать из него более подробную информацию, изо всех сил стараясь дать понять, что я вполне разделяю его картину мира и вовсе не удивлен и не шокирован тем, что он говорит. Он сказал мне, что, идя по улице, он с трудом удерживает себя от желания начать выкрикивать непристойности и богохульства в лицо прохожим. У него также возникали фантазии, будто он обливает прохожих бензином и поджигает их. Когда он проходил мимо кого-то на улице, некий голос нашеп­тывал: «Поцелуй его! » Контраст между божественным и демоническим очень тяжело переживался пациентом. Этот контраст вызывал у него страх вечной погибели души, и любое малейшее моральное решение было для него равно­значно смертельной борьбе двух сил за обладание волей пациента. Например, когда он работал водителем такси и проезжал мимо человека, явно ждущего запаздывающего такси, в его душе шла страшная борьба — проехать мимо или «украсть» чужого клиента. Ему казалось, что любое его действие очень значи­мо и может либо спасти, либо погубить его душу и, более того, любое событие в его жизни, даже малейшая деталь, по его мнению, либо поднимало его ближе к небу, либо толкало в ад.

Я назначил этому пациенту Anacardium ЮМ, и несколько недель спустя он сказал, что непристойные импульсы свелись к очень слабым мыслям, которые стало очень легко подавлять, а его депрессия прошла. Он по-прежнему остал­ся поглощенным вопросами борьбы добра и зла, однако это перестало сопро­вождаться такими мучительными переживаниями и больше приблизилось к реальности. Подобные пациенты могут никогда не стать полностью психичес­ки нормальными, однако при помощи подобного лекарства они могут стать нормальными настолько, насколько это возможно, и избежать тех крайних проявлений, к которым в силу своей конституции предрасположены.

Неистовство

Я никогда не сталкивался с пациентами Anacardium, чьи буйные порывы вышли бы из-под контроля, но теоретически это может случиться. Кент поместил Anacardium в несколько буйных рубрик, что ясно говорит о том, что пациенты Anacardium не всегда могут сдерживать свои импульсы. Мой экс-таксист говорил, что ему хочется научиться кричать на женщин, попут­но заметив, что женщины, по его мнению, уважают кричащих на них муж­чин. Это заявление навело меня на мысль, что подобный человек вполне способен на значительные проявления жестокости, если бы его контакт с реальностью еще немного ослабел.

Паранойя

Кент поместил Anacardium в несколько параноидальных рубрик, включая «Ка­жется, что его преследуют». Явное свидетельство подобных проявлений я уви­дел лишь в навязчивом страхе женщин у описанного выше пациента. Многие склонные к душевной болезни конституциональные типы склонны к паранойе, и, по-видимому, Anacardium — не исключение. Мягкие формы тревоги часто можно увидеть у пациентов Anacardium в форме недостатка уверенности в себе (Кент: «Недостаток уверенности в себе»). Один пациент, отреагировавший на это лекарство, на первом приеме признался, что обычно очень боится гово­рить в группе людей, за исключением ситуаций, когда он чувствует божествен­ное вдохновение. В этих случаях он, наоборот, испытывал полную уверен­ность (Кент: «Мания»).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...