Количественное соотношение референтов трех понятий.
Подобно тому как индивидуальность отрицает человека, личность отрицает индивида. Она еще один виток эволюционной спирали вверх. В индивиде социальное восторжествовало над природным, в личности – культурное над социальным. Личность рвется к чему-то еще более высокому – к Богу.
Современная философия и науки склонны считать, что человек представляет собой единство не двух, а нескольких начал:
Природное
- существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей;
Биологическое
- общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у человека с животными;
Наследственное
- существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей; оно биологическое (хотя не все биологическое наследственно);
Социальное в широком смысле
- приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми.
В свою очередь, социальноев широком смысле разделяют на три составляющих:
Собственно социальное
- совокупность приобретенных черт, минимально необходимых для нормального выполнения своих социальных ролей;
Специфически культурное
- совокупность норм и правил приличествующего поведения, которые соблюдаются автоматически, превратились в неотъемлемые черты индивида и позволяет другим считать его воспитанным;
Нравственное
- высшее проявление социального и культурного начал в человеке, связанное с соблюдением этических норм как абсолютных требований.
Психофизическая, психосоциальная и нравственная индивидуальность (личность).
В процессе эволюции и усложнения психики уменьшается объем врожденного и увеличивается объем приобретенного поведения.
Процесс формирования подсознания
Структура психики по З.Фрейду
Название
Определение
Подсознание
сфера вытесненных желаний
Сознание
совокупность рассудочных правил
Сверхсознание
область нравственных чувств
Внесознательная сфера личности.
Состояние Эго: родителя, взрослого и ребенка
Социальный стереотип - это способность мыслить мир в терминах своей социальной группы. Для бедных богатые - жулики, для богатых бедные лентяи.
Социальный стереотип — перенесение свойств, присущих отдельным людям, на всю категорию или группу — класс, слой, нацию.
Шкала психических состояний по критерию врожденности/приобретенности
Воля - стержень человеческой личности.
Четырехкомпонентная структура Я-концепции по У. Хьюиту.
Цель - мысленное предвосхищение результатов деятельности, а также средств и путей его реализации.
Мотив - внутренний побудитель действия. В отличие от потребностей, которые диктуются нашей биологической природой и которые являются бессознательными, мотивы осознаются.
Мотивация - система ценностей и внутренних побудителей, вызывающих изменение поведения. Мотивация - это цепь взаимосвязанных мотивов, часто подчиняется определенной концепции.
Стимулы - внешние побудители изменения действий: повышение зарплаты, дополнительный отпуск, улучшение условий труда и т.д.
Мотивы определяются направлением целей, которые могут быть как осознанными, так и бессознательными.
Целенаправленная активность является мотивированным поведением, направленным на достижение цели. Если сейчас вам больше всего хочется есть (голод), то различные активности, также как высматривание места для еды, покупки еды, подготовка еды будут считать как целенаправленная активность. С другой стороны, целевая активность выражена в цели сама по себе. В данном случае голода еда есть цель, и прием пищи есть целевая деятельность.
Расширенная диаграмма мотивационной ситуации.
Содержательные и процессуальные теории мотивации
Теоретическая база
Теоретические изыскания
Основатели теорий
Применение в менеджменте
Содержательные теории
Фокусируются на внутренних факторах индивида, которые дают импульс, направляют, поддерживают и прекращают данное поведение. Только эти факторы подразумеваются в качестве переменных
1. А. Маслоу:
5-уровневая иерархия потребностей;
2. К. Альдорфер:
3-уровневая иерархия (ERG);
3. Ф. Херцберг:
два главных фактора -
"гигиенические и
мотивационные";
4. Д. Макклелланд:
три вида потребности,
приобретаемых на
основе культуры -
достижения, участие и
власть
Менеджерам необходима осведомленность о различиях в потребностях, намерениях и целях вследствие того, что многие индивиды по-своему уникальны
Процессуальные теории [1])
Описывают, объясняют и анализируют процессы импульса, направления, поддержания и прекращения данного поведения.
1. В. Врум:
вероятностная теория
выбора;
2. Б. Скиннер:
теория "навязывания",
связанная с
обучением,
вытекающим из
данного поведения;
3. Дж. С. Адамс:
теория равновесия,
базирующаяся на
сравнениях, которые
делает индивид;
4. Э. Локк:
теории системы целей,
согласно которым
сознательные цели и
намерения определяют
поведение
Менеджерам необходимо понимание процесса мотивации и того, как индивиды делают свой выбор, основываясь на преимуществах, вознаграждении и достижении цели
Источник: Гибсон Дж. Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х.-мл. Организации: поведение, структуры, процессы / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000. С.132.
Пирамида потребностей А.Маслоу.
Согласно теории А. Маслоу, там, где начинаются высшие потребности, начинается личность
Соотношение иерархии потребностей теории А.Маслоу и теории К.Альдорфера
Двухфакторная теория мотивации Ф.Херцберга
Графическое сравнение четырех содержательных теорий мотивации.
Цикличность потребностей
Согласно А.Маслоу, удовлетворенная потребность перестает быть мотивом. Потребности А и С удовлетворены и уже выступают побудителями. Потребность В не удовлетворена, она обладает такой потенциальной силой, что уже перескочила уровень, начиная с которого она превращается в мотив, становится актуальной. Потребность D находится на пути к своему превращению в мотив.
Связь потребностей, их проявления и средств удовлетворения
Группы потребностей
Формы проявления потребностей
Средства удовлетворения потребностей
Самовыражение
Стремление к достижению результатов
Предоставление творческой работы
Признание и самоутверждение
Желание занимать определенное положение в коллективе
Присвоение рангов или званий
Принадлежность и причастность
Стремление к установлению дружеских отношений
Поощрение создания неформальных групп
Безопасность
Стремление к предотвращению опасных изменений
Создание системы страхования
Физиологические потребности
Желание регулярно и качественно питаться
Создание легко доступных систем питания
В иерархии А.Маслоу потребности возвышаются одна над другой и по мере своего взросления человек шагает по ним, как по ступенькам. Иначе говоря, потребности следуют друг за другом филогенетически.
В пирамиде Маслоу число людей, нуждающихся в удовлетворении потребностей данного типа, по мере продвижения наверх уменьшается
Противоречие между возрастающим объемом информации в обществе и остающимся постоянным объемом духовных желаний и потребностей у человека.
Структура потребностей в обществе с доминированием
низшего уровня.
Структура потребностей в обществе с доминированием
среднего уровня.
Структура потребностей в обществе с доминированием
высшего уровня.
Сравнение моделей развития России и США
С помощью опроса населения такие модели можно построить для любого общества и сказать, к какому типу оно относится. На двух схемах показана степень неудовлетворенности потребностей. Хотя можно поступить по-другому и изобразить степень удовлетворенности потребности. Рассмотрим это на примере сравнения моделей США и России.
Если в стране недостаточно удовлетворены первичные потребности, то население в первую очередь будет требовать их удовлетворения. Отсюда понятно, почему населению России сейчас так притягательны коммунистические и социалистические идеи, так как они ассоциируются у людей с прошлой жизнью, когда эти потребности были удовлетворены.
Тот же профиль удовлетворённости общественных потребностей, но уже с процентными распределениями (цифры выражают экспертные оценки), для США и России будет выглядеть приблизительно так (белым обозначена Россия, а тёмным - США).
Профиль удовлетворения общественных потребностей в двух странах.
Ценности и потребности тесно связаны, это две стороны одного целого. Если потребность - побудительная сила, коренящаяся внутри человека, то ценность обозначает те объекты, которые удовлетворяют эту потребность и находятся вовне.
Шкала ценностей человека. На одном уровне могут находиться несколько ценностей.
Многомерная шкала индивидуальных ценностей. Они расположены по степени предпочтения от высших до низших. В левой части находятся позитивные ценности (патриотизм, честность и т.п.), а в правой – их «антидвойники». Так, ценности патриотизма противопоставлена антиценность космополитизма. На каждом уровне шкалы между собой конкурируют несколько равномасштабных ценностей. Стрелками показаны возможные перемещения – своего рода «ценностные флуктуации».асположены по степени предпочтения от высших до низших.
Социально-этические ориентации 17-летних россиян (% от числа ответивших; без затруднившихся ответить) [2]