Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пражская лингвистическая школа. Матезиус, Трнка, Трубецкой, Якобсон




Причины становления лингв-кого структурализма. Система феном-ческой философии школы позитивизма

Возникновение структурализма как ведущего направления первой половины 20 в. связано с широким распространением в науке понятия структуры. Понятие структуры становится в 20 в. одним из самых распространённых понятий. Это связано с более глубоким раскрытием физиологического механизма нервной деятельности с применением кибернетических принципов в различных областях человеческой деятельности. Широкое развитие получили положения структурной психологии. Большую роль в становлении философии лингвистического структурализма сыграла система феноменологической философии и школа неопозитивизма. Значительное место в исходных общетеоретических основаниях дексриптивной лингвистики одного из ответвлений лингвистического структурализма отводилось бихевиоризму.

Начало учению, получившее название феноменологии, было положено Гуссерлем. Суть учения сводится к след.:

1. предмет философии – это явление (феномен) и сознание, рассм-емый как единственно непосредственно данные явления.

2. эти феномены явл. некими абсолютными сущностями, имеющими всеобщее значение. Задача философии закл. в том, чтоб за миром приходящих явлений вскрыть унив-ную сущн-ть

Гуссерль выдвинул требование сделать философию строгой наукой, положения которой были бы близки законам логики и математики. Представители школы феноменологической филологии оказали значит. воздействие на форм-е структурной лингвистики, оказали влияние как на представителей Праж-ской школы, та и на представителей Копенгагенской школы. В основу работ Копенгагенской школы были положены философские взгляды Гуссерля. Неопозитивизм, называемый иначе «логическим атавизмом, логическим импиризмом, логическим анализом», и т.д. с самого начала сложился как международное философское течение. Логический позитивизм берёт своё начало в «Венском кружке», образовавшемся в начале 20-х гг. под руководством М. Шлика. В него входили: Р. Карнак, Ф. Франк, О. Нейран. Наряду с ними в 30-х гг. возникли так называемые группа «аналитиков» в Англии (А. Айер) и Львовской Варшавской школы в Польше (Айдыкевич, Таркский, Тфардовский). Очень большую роль в возникно-вении и развитии неопозитивизма сыграли английский логик-математик и философ Б. Рассел и австрийский Л. Витгейштейн. По мнению неопозитивистов философия должна представлять собой «логический анализ языка» по выражению Витгей-штейна или логико-синтаксичесий по Карнату на основе матем-кой логики. Под общим названием структурализма принято объединять след. школы:

  1. Пражская;
  2. Копенгагенская;
  3. Лондонская;
  4. Американский структурализм (кот. представляет со-бой явление весьма разноликое и поэтому термин «школа» к нему менее удобно применять).

Огромную роль в становлении всех направлений структурализма сыграли идеи Ф. де Соссюра

 

Копенгагенская лингвистическая школа. Датский структурализм Л. Ельмслев, В. Брёндаль и Х. Ульдалль.

Это направление возникло в 1931 г. в результате объединения датских языковедов (в основном Копенгагенского университета в Копенгагенское лингвистическое общество, или копенгагенский кружок). Основателем общества является профессор Луи Ельмслев (1899-1965) (директор института лингвистики и фонетики при философском факультете Копенгагенского университета), а основными представителями были В. Брёндаль (1887-1942), Х. Ульдалль (1907-1957)… Представители Копен-кой шк. хорошо осознавали свою связь с предшествовавшими и совр. направлениями в лингв-ке. Осн. теор-кими источниками нового направления явл.:

1. учение Ф. де Соссюра о языке;

2. логическая теория языка, разработанная Уайтхедом и Расселом, а также Венской логистической школой и особенно Карнапом в его работах по синтаксису и семантике.

Логистическая теория языка профессора Карнапа определила понимание Ельмслевым структуры как явления чистой формы и чистых отношений, т.е. каждое научное утверждение должно быть утверждением об отношениях, не предполагающих описания самых элементов, входящих в отношения. Согласно логистической теории языка теоретическая мысль должна сводиться к идеальному языку, в котором каждый символ был бы однозначен. Очень важными предпосылками для попыток создания общей теории языка как системы исчислений являлся тот факт, что в результате развития теории математики возникло понятие математики как системы знаков, которая конструируется в соотв. с опред. формальными правилами.

Целью Брёндаля явл. построение общей, или логической, грамматики. Датский структурализм иногда определяют также специальным термином «глоссематика». Термин «гл-ка» был введён создателями теории, по их словам, для того, чтобы провести грань между традиционным языкознанием и новым структурным методом исследования. Создателем глоссематики принято считать Л. Ельмслева. Целью глоссематической теории является создание метода описания языка. Л. Ельмслев как и другие представители копенгагенского направления, стремится к точному исследованию языка при помощи чисто лингвистических понятий. Его цель – «алгебра языка, оперирующая неопределёнными единствами».

Глоссематика

У стоков Копенгагенской школы структурализма стоят Брёндаль (1887-1942), Ульдалль (1907-1957) иЕльмслев (1899-1965), заложившие основы новой лингвистической теории, известной под названием «глоссематика» (от греч. - язык). Школа Ельмслева сложилась в Копен-ском универ-е в 1930-е годы. При небольшом числе лингвистов, работавших в рамках глоссематики, ее положения в течение нескольких десятилетий оставались весьма влиятельными. К 1970-м годам глоссема-тика прекратила существование. Число сторонников этого направления сравнительно невелико; кроме того, между ними существуют известные теоретические расхождения.

В статье «Метод структурного анализа в лингвистике» Ельмслев указывает на теоретические источники глоссематики – учение Ф. де Соссюра и логистическую теорию языка, вышедшую из математических рассуждений А. Уайтхеда и Б. Рассела, а также положения венской логической школы, и особенно идеи Р. Карнапа. Чтобы провести принципиальную грань между традиционным языкознанием и чисто структурным методом исследования языка, и чтобы отличать новую лингвистику от традиционной, весьма тесно связанной с психологией, физиологией, историей и т.д., Ельмслем предлагает для нового метода особое назв – глоссематика.

Философской основой глоссематической теории является позитивизм, который последовательно отрицает реальное существование предметов материальной действительности, объявляя эти предметы пучками пересечения их взаимных зависимостей – функций. Глоссематики совершенно не учитывают практику, в которой осуществляется единство материального бытия и сознания. Широкое заимствование понятий математической логики привело к тому, что глоссематики свою теорию называют иногда имманентной (внутренне присущей, свойственной) алгеброй языка, оперирующей безыменными сущностями, т.е. произвольно названными сущностями без естественного обозначения. Ельмслев сознавал, что его подход к языку ведет к «временному ограничению кругозора», но считал это ограни-чение «ценой, заплаченной за отторжение у языка его тайны». Концепция глоссематики, в целом не принятая другими направлениями структурализма, оказалась слишком абстракт-ной и непосредственно не применимой к конкретной лингв-кой практике. С точки зрения теории моделей, глоссематика оказа-лась слишком сильной моделью, пренебрегающей многими свойствами естественного языка и описывающей скорее семио-тическую систему вообще. Некот. принципы глоссематики все же вошли в научный обиход; весьма удачными оказались мно-гие терминологические новации, предложенные Ельмслевым.

 

 

Пражская лингвистическая школа. Матезиус, Трнка, Трубецкой, Якобсон

Пражская школа – это одно из осн. направлений структура-лизма, причём именно в Праге последний впервые оформился как цельное течение в современной лингвистической науке. Философской основой Пражской школы являются теория познания неопозитивизма и феноменология Э. Гуссерля. Возникновение Пражской школы было обусловлено не только закономерными тенденциями развития мировой науки вообще, но и, в частности, некоторыми особенностями развития науки о языке в Чехословакии. С одной стороны, наблюдалось преобладание младограмматизма, а с другой – уже в конце 19 – нач. 20 в. в работах ряда языковедов появлялись положения, созвучные идеям Соссюра.

Пражская школа с самого начала противопоставила свою лингвистическую концепцию положениям младограм-кого направления, его историзму и атомизму. По мнению Трнки, о Пражской школе можно говорить как о школе функциональной лингвистики. Поскольку понятие функции пронизывает все области исследований пражцев. Они понимают язык как функ-циональную систему, т.е. «систему средств выражения, служа-щих опред. цели». Пражцы в отличие от Ф. де Соссюра стре-мятся к сближению синхронического и диахр-кого анализа. Язык является системой, которая находится в определённом движении во времени. Поэтому они считают, что при исследовании развития отдельных явлений нужно иметь в виду всю систему, ибо только тогда можно прийти к удовл-ным результатам. Даже при реконструкции элементов языка следу-ет учитывать всю систему языка в целом. Ведь конечные цели исторического и структурно-реконструктивного исследования, по мысли пражцев, не отличаются от задач синхронного структурного исследования, поскольку и в том и в другом случае необходимо выявить определённые языковые связи и закономерности. Примером подобных работ могут служить работы Р.О. Якобсона, создавшие основы для разработки диахронической фонологии, а также работы В. Матезиуса, Б. Трнки. В исследовательской практике пражцы сосредоточили своё внимание на синхронном изучении языка. Представители Пражского кружка не стремились выработать некий новый глобальный объективный метод описания языка. С новых позиций они стремились изучать целый ряд проблем: фонологии, грамматики, типологии, форм существования и функционирования литературного языка. Но центральным звеном исследования явились вопросы фонологии.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...