Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лондонская школа структурализма (школа концептуализма)




направляет свою деят-ть на построение общей теории языка. Лондонцы стремятся к созданию такой общей теории, в рамках которой можно найти место и объяснение, применительно к любому данному случаю, специфическим особенностям какого-либо языка. В большей степени, чем построить общую теорию, лондонцы стремятся выработать адекватные методы структурно-функционального исследования конкретных живых языков. Одновременно лондонцы стремятся к разработке методики формально-лингвистического анализа. Основоположником и теоретическим главой лондонской школы явился Джон Руперт Фёрс (1890-1960).

Организационное оформление лондонской школы как таковой можно датировать 1944 г., когда Фёрс стал руководителем кафедры общего языкознания в Лондонском университете. Отсюда проистекает и само наименование школы. В становлении отправных общенациональных положений Лондонской школы важную роль сыграли культурно-социологические доктрины Б. Малиновского и Дж. Р. Фёрса и затем развитая Фёрсом теория структурно-функционального исследования значения методом формализованного контексту-ально-ситуационного анализа. Материалом лингв-кого анализа многих работ Фёрса м его последователей были малоизвестные и малоизученные языки Юго-Восточной Азии и Африки.

Американский структурализм. Зарождение американского структурализма

В конце 20-х гг. в США возникает и активно развивается в общем русле структурного языкознания дескриптивная лингвистика. Программа дескриптивного направления была намечена Л. Блумфилдом. Главные отличия дескриптивной лингвистики закл. в след.: опора на философские системы позитивизма и прагматизма и психологию бихевиоризма; продолжение унаследованных от предшествующих поколений американских лингвистов традиций полевого исследования америндских языков и апробация новых методов формального описания, прежде всего, на их материале, а лишь затем на материале английского, испанского, тюркских, семитских языков; решение прикладных задач по дешифровке текстов, по языковой адаптации разнородных и многочисленных групп иммигрантов из Европы, Центр. и Южной Америки, Азии.

Дескриптивная лингвистика возникла как реакция на неадекватность традиционной грамматики, ориентированной на описание латинского языка и языков Европы, и неприменимость сравнительно-исторического метода с его понятиями звуковых законов и изменений по аналогии к описанию многочисленных индейских языков, типологически отличающихся от европейских языков и не располагавших достаточно длительной письменной традицией или вообще бесписьменных, не служивших ранее объектами полного и систематического лингвистического описания.

Дескриптивисты имеют значительные достижения в области дистрибутивных описаний фонологических систем многих языков, включающих также описания супрасегментных (просодических) явлений - ударение, тон, явления стыка; в области описания морфологических систем многих языков, строящихся на добавлении к сегментным морфемам морфем супрасегментных (чередования фонем, ударение, интонация, аранжировка), слитных, "отрицательных" и т.п. В русле дескриптивной лингвистики была построена грамматика фразовых структур и разработан применительно к синтаксису метод анализа непосредственно составляющих. Дескриптивная лингвистика оказала значительное влияние на другие лингвистические направления в Америке и на мировое языкознание.

Дескриптивисты внесли огромный вклад в разработку процедур точного формального анализа языка и привлечение методов логики и математики. Они обогатили мировое языкознание многочисленными терминами. Дескриптивизм подвергался резкой критике как извне, так и изнутри. В качестве реакции на его недостатки появились разработанная в этнолингвистике, но отвечающая в целом духу структурализ-ма, теория компонентного анализа, генеративная лингвистика, порождающая семантика, падежная грамматика, референ-циально-ролевая грамматика, различные теории синтаксичес-кой семантики, прагматика, психолингвистика, социолингв-ка, анализ дискурса, когнитивная лингвистики и т.п.

 

Дескриптивная лингвистика

В дескриптивном направлении необходимо разграничить три разные группировки или даже школы. Первая из них известна как Йельская школа. Это была группа учеников и последователей Л. Блумфилда. Вторая известна как Энн-Арборская группа лингвистов (штат Мичиган). Третья школа известна как школа трансформационного анализа. Теоретическая работа Йельской школы, особенно в 1940-х годах, была сосредоточена преимущественно на дальнейшем творческом развитии идей Л. Блумфилда. Характерной чертой этой школы является её антипсихологизм, физикализм. Работа представителей Энн-Арборской группы характеризовалась стремлением объединить теоретические положения Э.Сепира и Л. Блумфилда. Одновременно в отличие от Йельской школы в работах представителей этой школы наблюдалось тяготение к психологизму, рассмотрению языка как одного из видов человеческого поведения.

Основное внимание представителей дескриптивного направления сосредоточено на разработке методики исследования. Дескриптивная лингвистика создала свою технику лингвистического описания, установила свои категории и рабочие приёмы. Дескриптивисты посвящают себя описанию внутренней структуры языка. Внутренняя структура языка складывается, по их мнению, из 3 компонентов: плана выражения (фонология, морфология, фономорфология), плана содержания и словаря. Однако в действительности дескриптивная лингвистика оказывается лишь «теорией о системе выражения языка», поскольку на первый план выдвигается фонология и морфология. Дескриптивная лингвистика никогда не ставила перед собой задачу создания обобщающих, философских или формализованных «теорий» языка. Каждый лингвист-дескриптивист, приступая к описанию какого-либо языка, должен строг придерживаться определённой техники сбора и обработки данных. Работа дескриптивиста состоит из 2 фаз: сбора сырного языкового материала и установления его внутренней организации.

Областью исследования для дескриптивной лингвистики является единичный язык или диалект, а само исследование заключается в собирании высказываний в каком-либо едином диалекте и в анализе собранного материала. Для дескриптивной лингвистики характерно строгое разграничение отдельных уровней языкового анализа. В языке выделяются несколько уровней: фонологический, морфологический, синтаксический, которые образуют определённую иерархию. Низшим уровнем считается фонологический уровень, а высшим – синтаксический, причём предполагается, что единицы каждого более высокого уровня строятся из единиц непосредственно предшествующего уровня. Одним из основных положений дескриптивизма является требование объективности описания материала, т.е. независимости получаемых результатов от исследователя. Соответственно дескриптивная лингвистика (в терминологическом смысле) – это особая область исследования, имеющего дело с «регулярностями определённых признаков речи». Регулярности заключаются в повторяемости признаков относительно друг друга в пределах высказываний, т.е. в их дистрибуционных отношениях.

 

Синтаксический анализ

К середине 1940-х годов дескриптивисты всё чаще обращаются к исследованию проблем синтаксиса, а в 1950-х синтаксис оказывается в центре внимания ведущих америк. лингвистов. В качестве осн. методов анализа синтаксического уровня стали разрабатываться анализ по непосредственно составляющим и трансформационный анализ.

Сущность анализа непосредственно составляющим закл. в том, что всякое высказывание воспринимается как бинарное и делится на две непосредственно составляющие.

Метод анализа по непосредственно составляющим позволяет установить иерархические отношения между синтаксическими конструкциями внутри предложения. Подобное деление синтаксических сочетаний, основанное на установлении определённой иерархии языковых структур и последовательно проводимом в соответствии с этой иерархией дроблением исследуемого отрезка на всё более мелкие единицы, выявляет действующие в языке нормы соединения слов и соответствует современным системным отношениям.

При анализе по непосредственно сост-щим выделяются 2 понятия: модель конструкции и класс составляющих. Осн. критерием при группировке элементов (слов) в виде сост-щих явл. возможность синтаксической подстановки одного слова вместо целой группы. Это положение оказалось чрезвычайно важным при разработке в дальнейшем другого метода анализа синтаксического уровня – трансформационного анализа.

Ю. Найда выделяет 5 осн. принципов анализа по непо-средственно составляющим:

1. деление по непосредственно составляющим должно строиться с учётом смысловых отношений;

2. деление основано на заменяемости более крупных единиц более мелкими;

3. число делений должно быть минимальным;

4. деление должно произв-ся с учётом всей структуры яз-а;

5. при прочих равных условиях следует предпочитать деление на непрерывные непосредственно составляющие делению на прерывные непосредственно составляющие.

В 1950-е годы была сделана попытка распространения анализа по непосредственно составляющим на фонологию, особенно в работе Ч. Хоккета «Руководство по фонологии». За основу фонологического анализа Хоккет принимает деление на слоги.

Трансформационный метод

С середины 1950-х годов в американской лингвистике разрабатывается и применяется новый метод синтаксического анализа, называемый трансформационным. Распространение и внедрение идей трансформационного метода сопровождалось резкой критикой классической дескриптивной методики описания материала. К сер. 1960-х годов трансформационный метод превратился в один из наиболее широко применяемых методов не только в США, но и в других странах. Успеху трансформационного метода способствовало его коренное отличие от дескриптивной техники анализа.

Непосредственным толчком к созданию метода и к разработке понятий трансформаций явилась, как отмечает Хэррис, попытка создания метода анализа речевых отрезков, больших, чем предложение, или изолированных предложений, не поддающихся другим методам лингвистического анализа. С помощью трансформационного метода пытаются найти ответ на вопрос, из какого предложения или предложений выведено путём структурных преобразований данное конкретное предложение. В трансформационном анализе используются понятия конструкций, трансформов и трансформаций.

В основе трансформационной теории лежит положение о делении всех предложений исследуемого языка на две категории: на так называемые ядерные предложения и все остальные предложения языка. Ядерные предложения принадлежат к ядру грамматики, которая «представляет собой множество элементарных предложений и соединительных элементов». Другая категория состоит из множества производных предложений или дериватов.

Трансформация – это формальные операции, которые производятся над ядерными предложениями, чтобы получить более сложные предложения. Трансформация – это преобразование языкового материала, производимое по определённым, заранее заданным правилам.

Трансф. метод чаще всего применяется в тех случаях, когда требуется установить наличие многозначности или омонимич-ности тех или иных языковых единиц. С помощью трансфор-маций удаётся определить структуру конструкций, не поддаю-щихся обычному лингвистическому анализу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...