Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое положение учреждений.




Учреждением признается не имеющая членства организация, созданная и финансируемая собственником в качестве субъекта ограниченного вещного права под его дополнительную ответственность для осуществления управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих функций (п. 1 ст. 120 ГК, п. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях).

Учреждения не относятся к числу корпораций, поскольку не имеют строго фиксированного участия. Это единственная разновидность некоммерческих организаций, которым имущество принадлежит не на праве собственности, а на праве оперативного управления (ст. 296 ГК). Они полностью или частично финансируются их учредителями-собственниками, имеют строго целевую правоспособность, в силу чего обладают весьма ограниченными возможностями самостоятельного участия в гражданских правоотношениях.

Опасность их участия в обороте для третьих лиц значительно смягчается правилом о неограниченной дополнительной ответственности собственника-учредителя по долгам созданного им учреждения.

Правоспособность учреждений носит узко специальный характер, в рамках которого законом или учредительными документами учреждению может быть разрешено осуществление некоторых видов приносящей доходы, т.е. предпринимательской деятельности. Как правило, речь идет о предоставлении платных услуг, связанных с основной (уставной) деятельностью учреждения в сфере образования, воспитания, медицины, спорта, организации досуга, проведения научных исследований и пр. Учреждение не вправе самостоятельно создавать другие юридические лица, ибо это означало бы незаконное распоряжение имуществом собственника, если только речь не идет о доходах от разрешенной учреждению предпринимательской деятельности и приобретенном за счет этого имуществе, получающем особый правовой режим (п. 2 ст. 298 ГК).

Учреждениями являются органы государственной и муниципальной власти и управления, а также организации образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта и др. (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки и т.п.), особенности правового положения которых во многих случаях устанавливаются специальным законодательством.

В зависимости от состава учредителей можно выделить публичные (государственные и муниципальные) учреждения, учредителями и собственниками имущества которых являются соответствующие публично-правовые образования: Российская Федерация, субъекты РФ либо муниципальные образования. Иные виды учреждений являются частными, поскольку создаются одним или несколькими физическими и (или) юридическими лицами.

Строго говоря, частным является также общественное учреждение, которое Закон определяет как не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного рода услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям данного объединения (ст. 11 Закона об общественных объединениях). Согласно ст. 6 данного Закона участниками общественного учреждения признаются физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного учреждения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без оформления условий своего участия. Очевидно, что такие участники ни при каких обстоятельствах не могут являться членами общественного учреждения, поскольку оно вообще не имеет членства.

Учреждение создается по решению собственника либо уполномоченного им органа, а также нескольких собственников. Как правило, его учредительным документом является устав или положение, которое утверждается учредителями. Учреждение может действовать на основании общего (типового или примерного) положения об учреждениях данного вида, например типового положения о вузе, примерного положения об учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимость. В учредительных документах собственник должен определить задачи и цели деятельности учреждения, поскольку оно имеет ограниченную, целевую правоспособность.

Решение собственника о создании учреждения не является его учредительным документом, как ошибочно указано в п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях, отождествившего учредительные документы с документами, представляемыми для регистрации некоммерческой организации. Не требуется также заключения никаких договоров учредителя с созданным им учреждением, о чем по недоразумению говорится в п. п. 6 и 12 ст. 39, п. 1 ст. 41 и п. 5 ст. 43 Закона об образовании, ибо собственник самостоятельно определяет условия использования своего имущества. Вместе с тем при создании учреждения несколькими собственниками они могут заключить между собой договор о совместной деятельности (простого товарищества), определяющий взаимоотношения учредителей в процессе создания и деятельности учреждения, в том числе по поводу его финансирования (ст. 1041 ГК). Данный договор также не относится к учредительным документам.

Обычно учреждение финансируется собственником по смете, в которой строго фиксируются направления расходования и размер сумм, выделяемых ему собственником. Поэтому права учреждения на закрепленное за ним имущество собственника носят ограниченный характер и определяются непосредственно законом (ст. 296 ГК), а отчуждение или иное распоряжение данным имуществом без согласия собственника невозможно (п. 1 ст. 298 ГК). Любые доходы учреждения, а также приобретенное за их счет имущество остаются собственностью учредителя и поступают лишь в самостоятельное распоряжение, а не в собственность учреждения (п. 2 ст. 298 ГК).

В отличие от других видов юридических лиц учреждения отвечают перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами, при отсутствии которых наступает неограниченная субсидиарная ответственность их учредителей-собственников (п. 2 ст. 120 ГК; п. 2 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях). Поэтому учреждения не могут быть объявлены банкротами.

Собственник-учредитель назначает руководителя учреждения в качестве его единоличного исполнительного органа. В некоторых видах учреждений могут создаваться коллегиальные исполнительные органы (ученые и аналогичные им советы).

Учреждение может быть реорганизовано, в том числе преобразовано в автономную некоммерческую организацию или в фонд, а также в хозяйственное общество. Для государственных и муниципальных учреждений преобразование в хозяйственное общество допускается лишь в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации (п. 2 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях). Ликвидация учреждения осуществляется по общим правилам гражданского законодательства, причем остаток имущества всегда поступает в собственность учредителя.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...