«Часовое» и «целевое» время. Некоторые типичные сценарии. Розовая Шапочка, или Бесприданница
«Часовое» и «целевое» время
Способы заполнения кратких промежутков времени уже обсуждались в настоящей книге. Мы рассматривали такие формы, как замкнутость, ритуал, времяпрепровождение, деятельность, игра и близость. У каждой из них можно обнаружить начало и конец, называемые точками переключения. Если взять более длительные промежутки времени, то свои точки переключения можно обнаружить у каждого сценария. Обычно это переключение исполнителя с одной роли на другую в пределах драматического треугольника. Анализ промежутков времени, наблюдаемых в театральных постановках, можно применить и к драматургии реальных жизненных сценариев. Выделим две наиболее важнейшие формы: «постановочное время» и «событийное время». «Постановочное время» определяется по часам или календарю. Действие начинается и заканчивается в определенный момент, то есть представление укладывается в некоторый отрезок времени, как футбольная игра. Применительно к сценарному анализу назовем его «часовым временем» (ЧВ). По «событийному времени» действие должно быть полностью завершено, как игра в бейсбол, независимо от того, сколько времени уйдет на это по часам. Назовем это «целевым временем» (ЦВ). Существуют сочетания этих двух форм. Схватка боксеров может завершиться либо по окончании назначенного числа раундов («постановочное» или «часовое время»), либо в случае нокаута («событийное» или «целевое время»). Знание этих положений мы считаем очень важным для психотерапевта, имеющего дело со сценариями «Можно» и «Нельзя». Ребенок, выполняющий домашнее задание, может получить пять различных инструкций: 1. «Тебе надо выспаться, поэтому можешь прервать занятия в девять часов». Это – «ЧВ‑ Можно». 2. «Тебе надо выспаться, поэтому после девяти работать нельзя». Это – «ЧВ‑ Нельзя». 3. «Домашнее задание – важное дело, поэтому можешь закончить его и после девяти». Это – «ЦВ‑ Можно». 4. «Домашнее задание надо выполнить, поэтому нельзя ложиться, пока его не закончишь». Это – «ЦВ‑ Нельзя». «Можно» во всех вариантах не требует от ребенка особых усилий. Все «Нельзя» могут ему не понравиться, но ни одна из четырех инструкций не загоняет его в тупик. 5. «Ты должен закончить работу к девяти часам, чтобы вовремя лечь спать». Здесь мы встречаем комбинацию «часового» и «целевого времени», назовем ее «Поспеши». Ясно, что каждая из этих инструкций по‑ своему отразится на домашнем задании, на сне ребенка, а когда он вырастет, проявится в стиле его работы, режиме сна и бодрствования. С точки зрения «марсианина», сценарный эффект таких инструкций можно свести совсем не к тому результату, который намеревались получить родители. Например, «ЧВ‑ Нельзя» может вылиться в бессонницу, а «ЦВ‑ Нельзя» – закончиться признанием своего поражения. Этот аспект очень важен, поскольку помогает понять, как люди заполняют свое время, следуя сценарным предписаниям. Например: «Ты можешь жить долго» («ЧВ‑ Можно») человек с таким предписанием обычно старается его выполнить. «Ты должен жить, пока не умрет твоя жена» («ЦВ‑ Можно») – этот человек, наверное, будет жалеть свою жену. «Ты не должна соглашаться на интимные отношения, пока не встретишь достойного человека» («ЦВ‑ Нельзя») – героиня такого сценария может много времени провести в поисках. «Ты не должна соглашаться, пока тебе не стукнет двадцать один» («ЧВ‑ Нельзя») – у этой героини много времени найдется и на другие дела. Разделение этих форм помогает объяснить, почему одни люди руководствуются соображениями времени, а другие – соображениями дела.
Некоторые типичные сценарии
Сценарии – эго искусственные системы, ограничивающие спонтанные творческие человеческие устремления, так же как игры, а которые играют люди, – искусственные структуры, лимитирующие спонтанную творческую интимность. Сценарий – это как бы «матовый экран», который многие родители помещают между ребенком и окружающим его миром (и самими собою) и который ребенок, вырастая, оберегает, держит в целости и сохранности. Через этот «экран» смотрит он на мир, а мир в то же время глядит на него, ожидая от него яркой искры, а может быть, хотя бы небольшой вспышки истинно человеческих чувств. Но поскольку мир глядит через свой собственный «матовый экран», видимость не лучше, чем у ныряльщиков в масках с запотевшими стеклами на дне илистой речки. «Марсианин» в состоянии протереть запотевшие стекла и поэтому видит немного лучше. Вот несколько примеров того, что ему открывается. Может быть, они помогут объяснить, каким образом сценарии дают ответ на вопрос: Что вы говорите или делаете после приветственных слов? »
Розовая Шапочка, или Бесприданница
Розовая Шапочка была сиротой. Она любила сидеть на лесной поляне, ожидая, пока появится кто‑ то, нуждающийся в ее помощи. Иногда она гуляла по тропинкам в другой части леса в поисках тех, кому нужно помочь. Она была очень бедной, поэтому мало что могла предложить нуждающимся, но чем располагала – делилась охотно. Голова ее была полна мудрых советов, почерпнутых от родителей, когда они еще были живы. Всегда наготове у нее была веселая шутка, например, призванная подбодрить того, кто боится заблудиться. Она приобрела много друзей. Но по выходным дням, когда устраивались пикники на лужайках, она почти всегда оставалась в лесу в одиночестве, чувствуя себя там в эти дни очень неуютно. Иногда ее приглашали в компании, но чем старше она становилась, тем реже это случалось. Она жила не так, как Красная Шапочка. Однажды они встретились и очень не понравились друг другу. Красная Шапочка шла по лесу и, заметив сидящую на поляне Розовую Шапочку, остановилась, чтобы сказать: «Здравствуйте». Минуту они глядели друг на друга, и обе думали, что могут подружиться, ведь они были похожи, только на одной была красная шапочка, а на другой – розовая.
– Куда ты идешь? – спросила Розовая. – Раньше я тебя здесь не видела. – Я несу бабушке пирожки, которые испекла моя мать, – отвечала Красная. – Как это мило, – сказала Розовая. – А у меня нет матери. – Кроме того, – гордо объявила Красная, – когда я приду к бабушке, меня должен съесть волк... – Да‑ а? – удивилась Розовая. – Но волка можно удержать. Давай ему по пирожку каждый день... И какое ты мудрое дитя, если знаешь, где встретишь «своего» волка. – Мне не нравятся твои намеки, – сказала Красная. – Поэтому прощай. – Что‑ то ты воображаешь! – сказала Розовая, но Красная была уже далеко. «У нее нет чувства юмора, – решила Розовая. – Но все равно ей нужно помочь». И она бросилась в лес искать охотника, который спас бы Красную Шапочку. В конце концов она нашла охотника. Это был ее старый друг. Вместе они побежали к бабушкиной хижине, и Розовая Шапочка видела все, что там произошло. Красная Шапочка находилась в постели с волком, который хотел ее съесть. Охотник убивает волка, потом они смеются и шутят. Но Розовая Шапочка не дождалась от Красной даже слова благодарности, отчего, конечно, опечалилась. А потом, когда все кончилось, охотник подружился с Красной сильнее, чем раньше дружил с Розовой, и Розовая стала еще печальнее. Чтобы справиться с печалью, она начала есть пьяные ягоды, но ей стало трудно засыпать, поэтому пришлось прибегать к сонным ягодам. Она все еще была сообразительной девочкой и по‑ прежнему помогала людям, но иногда ей казалось, что самое лучшее для нее – это принять сразу пригоршню сонных ягод.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|