Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общероссийские и региональные СМИ как различные уровни коммуникации.




Аудитория и типологический вектор региональных и местных СМИ. Высокая степень влияния на типологию средств массовой информации осуществляется через аудиторию. Если телеви­дение и радио, несмотря на трудности, достаточно доступны для россиян, то газеты практически утратили свой когда-то универ­сальный охват населения. Значительная часть российских граждан не выписывает газеты, не покупает их в киосках, обходится толь­ко телевизионной информацией, прежде всего из-за высоких цен на газеты и журналы. Конечно, это не единственная причина па­дения тиражей газет и журналов. Немалое значение имеет и опре­деленная потеря доверия к ним со стороны аудитории. Вместе с тем и низкая покупательная способность населения мешает разви­тию тесных контактов между газетами, журналами и массовой ауди­торией. Отсутствие регулярного взаимодействия с аудиторией обед­няет прессу, делает ее еще большей заложницей в политических играх, которые ведут владельцы некоторых изданий.

В рамках регионов наблюдаются очень любопытные тенденции структурного характера. Местные газеты в большинстве случаев как бы распадаются на две категории: газеты для области, рассчитан­ные не только и не столько на областной, краевой или республи­канский центр, сколько на города и поселки, находящиеся в пре­делах этой области, края или республики, и газеты городские. И они часто очень серьезно отличаются друг от друга, во-первых, ауди­торией и, во-вторых, методами своей работы. Городская газета имеет большие преимущества для поддержания контактов с аудиторией: постоянного читателя проще приобрести в рамках города, чем об­ласти.

Кроме того, в ряде регионов существует противостояние мэ­ров региональных столиц и губернаторов, которое проявляется и на уровне газет. В данном случае структуризация прессы идет по пути создания двух административных уровней: с одной стороны, газеты с участием губернатора, поддержкой губернаторской влас­ти в соучредительстве, с другой — газеты с участием городской мэрии и ее соучредительством.

Местное радио по-прежнему использует проводное веща­ние, хотя сейчас частные радиостанции развиваются все более активно.

Телевидение делится на две категории — частное, имеющее больше возможностей для развития с точки зрения капиталовло­жений, и государственное, подчиняющееся местной власти. Регио­нальное телевидение, по сравнению с телевидением московским, российским, имеет преимущество в плане поддержания контактов с аудиторией, но проигрывает с точки зрения размещения рекла­мы и возможностей развития собственной продукции. По части финансирования государственные телекомпании существенно ус­тупают частным.

Сегодня важнейшие моменты развития региональной прессы связаны также с особыми местными проблемами, которые суще­ственно отличаются в зависимости от района, географической си­туации. К примеру, районы Южно-Европейской части России — Ростовская область, Краснодарский край — в значительной сте­пени связаны с событиями в Чечне. Это заставляет их больше вни­мания уделять проблемам этнических конфликтов и в связи с этим — международным проблемам. В приграничных регионах, где активно развиваются двусторонние связи, много внимания также уделяется международным проблемам. В результате региональные газеты становятся более разнообразными.

Если же говорить о влиянии прессы на население, то, бес­спорно, основными носителями информации в регионах являют­ся СМИ местного уровня: местное телевидение, местные газеты, местное радио. И это было бы нормально, если бы местные СМИ соответствовали современным стандартам информирования насе­ления.

К сожалению, местная пресса, как правило, замыкается в локальных проблемах, меньше внимания уделяя общероссийским и тем более международным. В этом отношении она уступает обще­российским СМИ. Такой подход способствует не только регионализации страны, информационной фрагментации России, но и в значительной степени уменьшает возможности самой местной прессы.

Развитие региональной прессы требует уточнения типологи­ческих характеристик областной, республиканской, краевой газе­ты, всех региональных СМИ, для того чтобы обеспечить единство российского информационного пространства, когда общероссий­ская пресса не в состоянии доходить до читателей в регионах.

На смену региональному изданию, посвященному, прежде всего местным проблемам, должны прийти такие типы изданий, кото­рые, делая основной акцент на проблемах края, области, республи­ки, могли бы вместе с тем активно освещать участие своего террито­риального образования в решении общероссийских проблем, спо­собствовать приобщению региональной аудитории к событиям и процессам общероссийского и международного характера.

В современных условиях, когда региональная пресса играет все более значительную роль и начинает укрепляться экономически, а иногда становится рентабельной, разумно было бы добиваться уточ­нения ее типологического статуса с тем, чтобы она могла в боль­шей степени объективно информировать население обо всем про­исходящем в мире и в России. В современном же виде регионализация средств массовой информации часто по объективным причинам не способствует интеграции России и может стать одним из фак­торов сегментации не только информационного пространства, но и России как государства. В связи с этим уточнение, детализация, развитие типологии местных газет имеет очень важное значение.

Аудитория и типологические характеристики общероссий­ских СМИ. Развитие общероссийских средств массовой инфор­мации имеет два направления. Одно из них связано с попыткой доставлять газеты во все регионы, что характерно для многих из­даний. Другое представлено двумя московскими газетами — «Ком­сомольской правдой» и «Московским комсомольцем», которые стремятся издавать свои особые приложения в тех городах, где они печатаются. «Комсомольская правда» выпускает во многих регио­нах такие приложения. К этому же стремится и «Московский ком­сомолец», который перешел на выпуски своих еженедельных из­даний в различных регионах России. Новым типологическим направлением является содержательная структура этих изданий — стремление соединить московское видение общероссийских, фе­деральных, общенациональных проблем и международной жизни с проблемами региона. Складывается принципиально иной под­ход, чем тот, который существовал в Советском Союзе, когда цен­тральные газеты были сосредоточены исключительно на общесо­юзных и международных вопросах. Сегодня подобные издания мо­гут получить развитие только лишь при условии существенного повышения материального благосостояния граждан и более тес­ного экономического и информационного обмена внутри России.

В этом смысле перспективы развития общероссийских СМИ тесно связаны с учетом региональных интересов, с созданием в общероссийских газетах некоего подобия телевизионных сетей, когда газеты, предназначенные для распространения в регионах, будут иметь, по крайней мере, свой специальный раздел, посвя­щенный местным новостям и проблемам.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...