Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Редакция как профессионально-творческая, организационно-производственная и экономическая структура.




Редакционный коллектив представляет сложную социальную систему, в которую входят многочисленные структурные элементы.

Основная функция редакционного коллектива – производство общественно значимой информации для определённой аудитории, которая испытывает в ней потребность.

Цель издателя и редакции – найти такую структурную форму коллектива, которая бы оптимально способствовала поставленным перед изданием задачам. Структура редакции зависит от функций, выполняемых её сотрудниками, складывается из их действий, составляющих последовательный рабочий процесс, из социальных и индивидуальных особенностей.

Чем сложнее задачи, стоящие перед газетой, чем шире охват общественной жизни, чаще периодичность, тем разветвлённее структура её редакции. Кроме этого для проведения долгосрочных политических и хозяйственных кампаний создаются временные отделы.

Трудовой коллектив редакции – сложное, неоднородное по своей структуре объединение людей. В одних редакциях к трудовому коллективу относятся все работники редакции, включая её администрацию, при этом чаще употребляется понятие «редакционный коллектив», в других под трудовым коллективом понимается объединение работников, находящихся в трудовых отношениях с редакцией.

А.А. Грабельников заключает, что членами трудового коллектива, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями, являются все, кто заключил с редакцией трудовой договор (контракт). Количественный состав трудового коллектива редакции может насчитывать от одного до нескольких сотен человек.

Структура редакции, как и любого другого трудового коллектива, если её рассматривать с точки зрения социальной психологии, складывается из нескольких локальных структур:

- функциональной;

- организационной;

- социально-психологической;

Социально-демографической, активно влияющих на деятельность редакционного коллектива.

Функциональная подструктура – это такое распределение труда между членами коллектива, при котором функции каждого сотрудника определяют его место в данной структуре. Исследователи выделяют несколько типов функциональной подструктуры:

А) «цепь» - рабочий процесс разбивается на ряд последовательных операций, каждая из которых выполняется отдельным работником;

Б) «звезда» - каждый член коллектива выполняет свою работу независимо от других, но конечные результаты её стекаются в общий центр;

В) «круг» - конец одной операции становится началом следующей.

Организационная подструктура определяет основные профессиональные роли, нормы и правила деловых взаимоотношений сотрудников, обеспечивает их выполнение при помощи трудового законодательства, устава редакции. Она выражается в системе должностей, в документах, фиксирующих права и обязанности работников. Организационная подструктура определяется функциональной подструктурой так, чтобы обеспечить чёткое выполнение и координацию функций каждого работника. Её называют внешней подструктурой.

Социально-психологическая подструктура отражает психологические связи сотрудников – симпатии, антипатии, авторитет отдельных членов коллектива, общность интересов и т.д.

Социальная подструктура отражает неформальные, эмоциональные связи. Её называют внутренней подструктурой. Постоянное совмещение внешней и внутренней структур отдела и редакции является источником для качественного улучшения коллектива и его успешного функционирования.

Социально-демографическая подструктура даёт представление о составе сотрудников редакции с точки зрения пола, возраста, профессии, социального положения и т.д. По мнению исследователей, более слаженно трудится коллектив, в котором представлены лица разного возраста и пола.

Редакция газеты состоит из двух основных частей – звена управления и звена исполнения.

Руководителем редакционного коллектива является главный редактор, который трактуется законом о СМИ как лицо, возглавляющее редакцию и принимающее окончательные решения в отношений производства и выпуска средств массовой информации. Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями, государственными органами, а также в суде. Он несёт ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности СМИ законом о СМИ и другими законодательными актами РФ.

Устав редакции определяет правовое положение, юридический статус редакции, содержит основные сведения о редакции. Устав редакции принимается на общем собрании коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции большинство голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.

Редактор в редакционном коллективе – это не только административное лицо. Это ещё и творческий лидер, материалы которого должны быть образцом для других сотрудников. Он всегда должен быть готов написать сам. В новых рыночных условиях на плечи главного редактора легла и забота о бюджете газеты, разработкой которого под его руководством занимаются экономист, бухгалтер, другие специалисты. В крупных изданиях за этой стороной дела контроль осуществляет коммерческий директор редакции. Бюджет газеты состоит из двух частей – доходной и расходной.

Редакционная коллегия состоит из руководителей редакционного коллектива – главного редактора, его заместителей, ответственного секретаря, редакторов по отделам, некоторых ведущих журналистов. Её цель – коллективное обсуждение и принятие решений по всем важнейшим вопросам жизни редакции.

Секретариат редакции осуществляет оперативное руководство газетой. В его обязанности входит:

- планирование работы редакции;

- выпуск номера газеты;

- руководство работой собкоров;

- руководство работой спецкоров;

- руководство работой технических служб редакции;

- организация творческой работы отделов, координация их деятельности.

В небольшой районной газете ответственный секретарь самостоятельно выполняет весь объём функций секретариата – редактирует материалы и макетирует полосы, руководит процессом выпуска номера. Под непосредственным руководством секретариата осуществляются все виды редакционного планирования, начиная от долгосрочного и заканчивая планом номера газеты, контролируется качество текстовых материалов, сроки их подготовки.

Отделы являются сегодня основными творческими ячейками редакции и составляют в своей совокупности её большую часть. Здесь непосредственно планируются, организуются и пишутся литературные материалы по основным проблемно-тематическим направлениям газеты, осуществляется редактирование материалов, обеспечивается их точность, качество, действенность.

На характер и специфику отделов влияют многие факторы:

- тип издания;

- особенности экономического региона, в котором издаётся газета;

- возрастные и социальные особенности аудитории;

- конкретные задачи, стоящие перед газетой.

Отделы газетной редакции можно разделить на несколько групп, различных по своему назначению и задачам:

- отраслевые (каждый из них освещает определённую сферу общественной жизни);

- функциональные (информации, писем, иллюстрации, корреспондентской сети);

- жанровые (литературная деятельность, ограниченная рамками одного жанра, но безграничная в тематическом отношении);

- региональные;

- временные (создаются на основе временной перестановки кадров редакции и выделения в отдельные структурные звенья сотрудников разных творческих подразделений);

- нештатные (помогают штатным отделам более широко и всестороннее разрабатывать собственную проблематику).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...