Глава 2 механизм обеспечения всесторонности, полноты и объективности предварительного расследования
Принцип всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств дела, являясь одним из основополагающих принципов уголовного судопроизводства, в равной степени должен соблюдаться на всех его стадиях, включая не только стадию предварительного расследования, но и судебного разбирательства в суде первой инстанции. Соблюдение указанного принципа закон вменяет в обязанность прокурору, в том числе и поддерживающему государственное обвинение в суде. Следует отметить, что следователи, прокуроры и судьи нередко не разграничивают понятия «всесторонность», «полнота» и «объективность», понимая их как единое целое. Следствием этого являются многочисленные ошибки при планировании расследования, анализе доказательств при подготовке государственных обвинителей к судебному следствию, при судебном рассмотрении дела [8, с.107]. Наибольшее количество ошибок заключается в том, что в ходе судопроизводства не выдвигаются и не проверяются все возможные в конкретной ситуации версии, в том числе версии защиты, неполно исследуется личность потерпевшего, он недостаточно привлекается к участию в следственных действиях, что снижает возможность объективно оценить доказательства [20, с.29]. Всесторонность, полнота и объективность должны рассматриваться в двух аспектах: цели доказывания и метода исследования обстоятельств дела. Это не противоречит процессу доказывания, в котором сначала анализируется информация и ставятся задачи расследования (цели), а затем эти задачи решаются определенными методами. Если всесторонность, полноту и объективность рассматривать как цель доказывания, то они должны отвечать следующим требованиям: всесторонность – охватывать все стороны элементов состава преступления и другие юридически значимые обстоятельства, т. е. предмет доказывания с некоторыми дополнениями, имеющимися в законе (например, по делам несовершеннолетних); полнота – представлять собой достаточное количество и совокупность доказательств по каждому факту (обстоятельству), дающих возможность утверждать, что искомый факт доказан с достоверностью; объективность – воплощать принятие решений на основе фактов, установленных в соответствии с объективной действительностью, исключая личное отношение государственного обвинителя к подсудимому и потерпевшему [9, с.101].
Объективность в качестве цели доказывания как бы пронизывает весь процесс доказывания, все факты, обеспечивающие всесторонность и полноту исследования обстоятельств дела (так как все они направлены на установление объективной истины по уголовному делу), связывает, таким образом, все три понятия воедино. В качестве метода исследования всесторонность требует проверить все возможные версии по каждому из обстоятельств, подлежащих доказыванию, в том числе версии о самооговоре, оговоре, версии, связанные с явкой с повинной; полнота – предполагает решить, какими методами (приемами) необходимо воспользоваться для сбора достаточного количества доказательств по каждому факту, в частности, допросить всех лиц, чьи показания имеют существенное значение для дела, огласить заключения экспертиз, которые по закону являются обязательными (и при необходимости допросить проводивших их экспертов), исследовать документы и вещественные доказательства, имеющие существенное значение для принятия решений; объективность диктует необходимость собрать все доказательства «за» и «против» конкретного подсудимого, проверить все возможные версии защиты, установить все смягчающие и отягчающие ответственность подсудимого обстоятельства, исключить психологические, эмоциональные моменты оценки данных, характеризующих личность подсудимого [20, с.27].
Грамотный специалист понимает, что выполнить указанные требования закона без глубоких криминалистических знаний, криминалистического мышления, в частности, без знаний методики расследования преступлений, обогащенной программно-целевым методом, методом моделирования, комплексным подходом к раскрытию и расследованию преступлений и другими тактическими приемами и способами, использованием современной техники невозможно [17, с.65]. Программы детализируют предмет доказывания по конкретному виду преступлений, помогая обосновывать все возможные версии. Модели направляют мысль на принятие решения о том, сколько и каких доказательств нужно собрать по каждому факту, где их искать и какими приемами можно этого достигнуть. Комплексный подход – анализ событий, произошедших до преступления, во время его совершения и после, – помогает представить суду убедительное обоснование выводов государственного обвинителя, на которых будет построена линия его поведения в ходе судебного разбирательства и выступление в прениях. Также следует отметиться, что на практике некоторыми судами не выполняются требования о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела, вследствие чего отдельные приговоры отменяются с направлением дел на новое расследование или новое судебное рассмотрение. Во многих судах снижена требовательность к качеству дознания и предварительного следствия. Невосполнимая в судебном заседании неполнота дознания или предварительного следствия нередко обнаруживается в стадии назначения судебного заседания. Однако ввиду допускаемого некоторыми судьями формального отношения к этой стадии процесса назначаются к слушанию дела, по которым имеются основания для возвращения их на дополнительное расследование [10, с.59]. Не единичны случаи, когда вопреки требованиям закона о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела суды ограничиваются проверкой материалов расследования, содержащих лишь данные, уличающие обвиняемого и отягчающие его ответственность. В то же время остаются невыявленными обстоятельства, оправдывающие его и смягчающие ответственность. Это создает условия для различных нарушений прав и законных интересов граждан, вынесения необоснованных и несправедливых судебных решений, а иногда и обвинительных приговоров в отношении невиновных лиц [6, с.29].
В некоторых судах не соблюдается должным образом принцип равенства прав участников судебного разбирательства по представлению доказательств, участию в исследовании и заявлению ходатайств, что приводит не только к ущемлению их прав, но и к одностороннему и неполному выяснению обстоятельств, установление которых могло иметь существенное значение при постановлении приговора. В целях устранения отмеченных недостатков, обеспечения всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств уголовных дел и совершенствования расследования преступлений в уголовном процессе нами выдвигаются следующие рекомендации: 1. Всем участникам уголовного процесса необходимо учитывать, что обеспечение законности при рассмотрении уголовных дел и вынесение по ним законных, обоснованных и справедливых судебных решений возможно лишь на основе всестороннего, полного и объективного расследования, выявления как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого, а также смягчающих и отягчающих его ответственность обстоятельств, при строгом соблюдении демократических принципов уголовного судопроизводства. 2. Следует иметь в виду, что если представленные материалы не содержат данных, необходимых для всестороннего, полного и объективного расследования, и эта неполнота дознания или предварительного следствия не может быть восполнена в судебном заседании, дело подлежит направлению для дополнительного расследования из стадии назначения судебного заседания. 3. Одной из важнейших гарантий выполнения принципа полноты, объективности и всесторонности расследования является активное участие в судебном разбирательстве прокурора, подсудимого, защитника, а также потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, представителей общественных организаций и трудовых коллективов.
Исходя из этого, суд должен всячески способствовать осуществлению указанными лицами всех предоставленных им законом прав, максимально способствуя их участию в исследовании доказательств в целях установления истины по делу. Ходатайства участников судебного разбирательства должны быть внимательно рассмотрены судом; решение суда об отказе в удовлетворении ходатайства должно быть мотивированным [20, с.28]. Как показывает судебная и следственная практика, от качества и объективности предварительного расследования, от мастерства следственных работников во многом зависят законность, обоснованность и справедливость приговора, выполнение комплекса задач уголовного процесса. Поэтому значение предварительного расследования определяется тем, что только высококачественное, умелое и успешно проведенное расследование дает возможность суду правильно разобраться в существе уголовного дела, принять законное и обоснованное решение о виновности и ответственности подсудимого. Если же в ходе предварительного расследования допущены ошибки и пробелы, то они в большинстве своем уже не могут быть исправлены и восполнены судом. Таким образом, для вывода о наличии или отсутствии события и состава преступления, виновности лица в совершении преступления необходимо установление обстоятельств, имевших место в действительности, т.е. установление объективной истины. Способом достижения истины в уголовном процессе является исследование обстоятельств дела с позиций всесторонности, полноты и объективности, а критерием истины соответственно соблюдение уголовно-процессуальной формы (правил и порядка, закрепленных в УПК Республики Беларусь) доказывания по уголовному делу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель курсового исследования достигнута путем реализации поставленных задач. В результате проведенного исследования необходимо сделать ряд выводов. Уголовно-процессуальное законодательство и регулируемая им уголовно-процессуальная деятельность опираются на ряд коренных, руководящих положений, которые определяют характер всего уголовного процесса, играют в нем особую, главенствующую роль. Эти основы уголовного процесса принято называть его принципами. Принципы уголовного процесса – это основополагающие, руководящие правовые нормы, определяющие характер уголовного процесса, содержание всех его институтов и выражающие взгляды о построении процессуального порядка, обеспечивающего справедливое правосудие по уголовным делам, эффективную защиту личности, ее прав и свобод, интересов общества от преступных посягательств.
Всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела образуют отдельный принцип уголовного процесса, в том числе предварительного расследования. Принцип полноты, объективности и всесторонности способствует усилению гарантий конституционных прав личности на свободу и личную неприкосновенность, права обвиняемого на защиту, презумпции невиновности, обеспечению потерпевшему доступа к правосудию. Этот принцип ориентирует следователя (дознавателя) на отказ от поспешных, недостаточно обоснованных выводов и решений, на вдумчивое исследование обстоятельств дела, внимательное отношение к показаниям и ходатайствам подозреваемого и других участников уголовного процесса. Необходимо законодательно закрепить дефиниции понятий полноты, объективности и всесторонности. Полнота исследования – это установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу: события преступления, виновности лица в совершении преступления, формы вины и мотива, обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого, характера и размера вреда, причиненного преступлением, обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния, а также смягчающих и отягчающих наказание, обстоятельств, могущих повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания, обстоятельств, способствовавших совершению преступления – каждое из этих обстоятельств должно быть доказано. Полнота означает также проверку данных о совершении обвиняемым или иными лицами других преступлений и принятие по этим фактам соответствующих решений, констатацию отсутствия события или состава преступления, либо недоказанности участия обвиняемого в совершении преступления. Неполнота предварительного расследования – есть сужение пределов доказывания, недостаточность доказательств, ставящих под сомнение достоверность выводов. Всесторонность – это проверка всех возможных версий по делу, объяснений, исходящих от обвиняемого, получение и проверка в полном объеме необходимых доказательств, выявление обстоятельств, как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого, смягчающих и отягчающих его наказание. Односторонность расследования – есть недостаточное выяснение какого-либо существенного обстоятельства дела, оставление без внимания того или иного обстоятельства, уличающего или оправдывающего подозреваемого или обвиняемого, результат увлечения одной из версий. Объективность – это беспристрастное, непредвзятое исследование обстоятельств дела, собирание как обвинительных, так и оправдательных доказательств, доказательств, говорящих «за» и «против», установление всех данных, характеризующих личность обвиняемого. Объективность исследования предполагает также внимательное отношение к объяснениям подозреваемого и обвиняемого, его ходатайствам и жалобам. Обеспечение полноты, объективности и всесторонности предварительного расследования является обязанностью лица, осуществляющего производство по уголовному делу, и надзирающего прокурора. Деятельность лица, производящего предварительное расследование, имеет многофункциональное содержание и не сводится лишь к осуществлению функции уголовного преследования (обвинения). Наряду с уголовным преследованием (обвинением), следователь (дознаватель) осуществляет и иные функции, в том числе, обеспечения подозреваемому (обвиняемому) права на защиту, обеспечения прав иных участников процесса, предупреждения преступлений, которые в целом образуют направление его деятельности – предварительное расследование, как более общую (родовую) функцию. Механизмом, обеспечивающим всесторонность, полноту и объективность предварительного расследования, являются законодательные и нравственные начала, процессуальные права участников и порядок предварительного расследования, прокурорский надзор, ведомственный контроль, судебный контроль и судебная проверка. Теоретическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в курсовой работе выводы и предложения, могут служить основой для дальнейших научных исследований.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|