Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнения для детей трех-четырех лет




ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ТОНУСА

1. Помахать руками, как птичка крылышками.

2. Помахать руками, как бабочка крылышками.

3. Помахать руками над головой, как при прощании.

4. Помахать расслабленными кистями рук у пола, ими­тируя полоскание белья.

5. Уронить расслабленные руки из положения рук в стороны.

6. Встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг воды.

7. Наклонить голову вперед, назад, направо, налево.

8. Медленно вращать руки над головой.

9. Медленно покачивать расслабленными руками по бо­кам туловища.

10. Медленно, плавно раскачивать руки справа нале­
во, имитируя кошение травы.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Навыки правильного дыхания надо вырабатывать, на­чиная с простейших игровых приемов, постепенно ус­ложняя их.

Задуть свечу. Одному ребенку или группе детей, по­ставленных в ряд или в круг, воспитатель предлагает спокойно вдохнуть через нос и так же спокойно выдох­нуть через рот на «свечу», произнося шепотом ффф (свечой служит указательный палец правой руки).

Сдуть с руки ватку или мелко нарезанные бумажки. Воспитатель кладет ребенку на ладонь маленький кусо­чек ватки. Держа ладонь с ваткой на уровне рта, дети на выдох сдувают ватку на пол.

Для повышения интереса к этим упражнениям можно провести соревнование, кто из детей сдует ватку дальше.


Чем дальше улетит ватка, тем лучше ребенок сделал вдох и выдох.

При вдохе понюхать цветок. Навыки естественного вдоха и выдоха хорошо прививать детям на таких дыха­тельных играх-упражнениях: дать ребенку понюхать цве­ток, духи, фрукты.

На выдохе подуть на пригоршни рук, имитируя дутье на горячий чай, на озябшие руки, произнося при этом шепотом ф—ф—ф—ф—ф.

Понюхать ветку. Логопед поднимает ветку в руке и предлагает ребенку ее понюхать. Дети, поднимаясь на носочки, делают вдох, опускаясь,— выдох.

Выдох на «ушибленное» место руки. Вдохнув через нос, на выдох дуют на «ушибленное» место руки — на па­лец, ладонь и др.

Понюхать надушенный платочек. На вдох понюхать надушенный платочек, на выдох произнести слово хоро­шо. Произношение должно быть спокойное, медленное, по слогам: хо-^ро—шо.

Потом на выдох произнести фразу в два-—три слова: «Очень хорошо», «Очень хорошо пахнет».

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА

Игровые упражнения для развития голоса проводятся на хорошо знакомых детям звукоподражаниях:

паровозному гудку— ууу;

вою волка — ууу;

ауканью в лесу — ау—ауау; упражнение про­водится по типу игры «Эхо»: один ребенок или несколько детей громко произносят ау, другая группа детей эхом, чуть тише отвечает ау;

плачу ребенка — уауа; при произношении гласных а, о, у надо показать ребенку правильную артику­ляцию этих звуков;

шипение гуся — ш —ш— ш; при произношении это­го звука зубы стиснуты, губы вытянуты чашечкой.

жужжанию пчелы, жука — ж—жж; положе­ние зубов, губ то же, что и при произношении звука ш, только с участием голоса;

комару, мухе — зз —з; для произношения этого звука надо предложить детям растянуть губы, как при улыб­ке, и произносить длительно и громко з— з —з;

лопающемуся пузырю — ссс; артикуляция этого звука та же, что и звука з, только без участия голоса;


вою ветра — ввв;

крику гусей — га—га—га.

Для голосовых упражнений можно использовать це­лый ряд и других звукоподражаний, например, крику кукушки — ку-ку, вороне — кар, кар, корове — ну—у.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ СЛОВА И ДВИЖЕНИЯ

Ладушки

При произнесении текста ребенок хлопает в ладоши. При словах «шу, полетели!» поднимает руки к голове.

— Лады-лады-ладушки, Где были?

— У бабушки. Лады-лады-ладушки Побыли у бабушки.

Попили, поели, Шу, и полетели! На головку сели!

Сорока

При произнесении текста ребенок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой руки. При словах «Этому дала» загибает поочередно каждый палец руки кроме мизинца:

Сорока, сорока,

Сорока-белобока

Кашку варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала —

Он мал.

Этот пальчик

При произнесении текста ребенок загибает каждый па­лец. При словах: «А этот пальчик —наш малыш» держит мизинец в руке и вертит пальцем.


Этот пальчик — дедка,

Этот пальчик — бабка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот пальчик — наш малыш,

Его зовут... (ребенок называет свое имя).

Пальчик-мальчик

Движения такие же, как и в предыдущей игре:

— Пальчик-мальчик, где ты был?

— С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел.

Эхо1

Дети становятся в два ряда друг против друга у про-
тивоположных стен. Одна группа громко произносит а,
вторая эхом тихо произносит а.

Потом группы меняются ролями. Так проигрываются ) все гласные звуки. Можно давать и сдвоенные гласные: ау, уа, аи, ая и т. д.

Поезд

Вариант I

Дети кладут руки друг другу на плечи и идут по комнате, изображая поезд, гудят: у-у-у.

Вариант II

Первый ребенок изображает паровоз, у него в руках дудочка. Остальные дети —«вагоны». «Вагоны», двигаясь, произносят звук ш-ш-ш. «Паровоз», подходя к станции, дает гудок: у-у-у. Дети по очереди изображают паровоз.


Заблудились

Вариант I

Дети ходят по комнате и все хором произносят текст:

Заблудились мы в лесу, Закричали все: «Ау-ау-ау!»

Ау-ау дети произносят громко, поднося руки ко рту.

Вариант II

Текст произносит один ребенок, а аукают все дети.

Вова, лови!

Дети стоят в кругу на некотором расстоянии друг от друга или в две шеренги друг против друга.; Один из детей держит мяч в поднятых руках и про­износит имя стоящего рядом с ним товарища, затем на ударный слог слова «ло-вй!» плавно бросает мяч к его ногам.

Поймавший мяч таким же образом бросает его следую­щему и т. д. Мяч перебрасывается несколько раз по кругу.

Бросаю — лови!

Эта игра является вариантом предыдущей игры. Мяч бросают об пол при ударном слоге в слове «ло-вй!».

Прыг-скок

Дети стоят в шеренге. На расстоянии примерно семи шагов от шеренги на пол кладется флажок. Дети по оче­реди прыгают по направлению к флажку на одной ноге, произнося при каждом прыжке слово из текста игры.

При последнем слове «флажок» ребенок должен быть У флажка:

Прыг-скок, прыг-скок, Вот мой флажок!

Игру можно проводить и индивидуально.


Еду, еду

Дети садятся на стульчики и изображают, будто ведут машину, поворачивая воображаемый руль то вправо, то влево. При этом они произносят текст:

Еду, еду я домой На машине грузовой.

При коллективной игре текст соответственно меняется.

Едем, едем на коне

Дети садятся на стульчики лицом к спинке, как будто верхом на лошадок. У каждого в руке по флажку, и все произносят текст:

Едем, едем на коне,

По флажку у нас в руке.

Полотер

При произнесении текста дети имитируют движения полотера, т. е. держат руки за спиной и «натирают» пол.

Я хороший полотер, Я отлично пол натер.

Сначала дети произносят текст и «натирают» пол одной ногой, потом снова произносят текст и «натирают» пол другой ногой.

Прыг-скок

При каждом слове текста ребенок делает прыжок. По­сле слов «как зайчонок, под кусток» он прячется за шкаф, за стул, за штору и т. д.

Прыг-скок, Прыг-скок, Как зайчонок, под кусток.

Игру проводят индивидуально.

Мы мячик поднимаем

Дети произносят текст и выполняют соответствующие движения:


Мы мячик поднимаем, Мы мячик опускаем, Мы мячик подаем И бегаем кругом.

Игру можно проводить коллективно и индивидуально.

Ручки в стороны

Дети стоят в кругу или в шеренге, выполняют движе­ния, соответствующие тексту:

Ручки в стороны, в кулачок, Разжимай и на бочок!

Игра выполняется коллективно, сначала по команде воспитателя, а потом некоторых детей.

Мячик

Держа мяч в руках, ребенок произносит первые две строки стихотворения, затем, произнося следующие две строки, он делает броски мячом при каждом слове, сначала подбрасывая его вверх, а затем ударяя об пол:

Друг веселый, мячик мой, Всюду, всюду ты со мной. Раз, два, три, четыре, пять, Хорошо с тобой играть!

Мой конь

Дети садятся в круг на стульчики лицом к спинке. Стульчики —«кони». Воспитатель ставит один стульчик посредине круга и вызывает ребенка. Он садится «верхом» на «коня» и произносит текст:

Гоп, гоп! Конь живой И с хвостом, и с гривой...

(Дети все вместе поглаживают «гриву» своих коней, показывают, какая она шелковистая, красивая).

Он качает головой, Вот какой красивый!

(Дети качают головой).


Я залез на коня

И держусь руками.

Посмотрите на меня,

Я поехал к маме.

(Дети берутся руками за спинку стула и погоняют1 своих «коней» словами: «Но, поехали!»)

I

Руки шире разведи

По команде воспитателя «Руки шире разведи!» дети разводят руки в стороны, по команде «А потом опять сведи!» сводят руки вместе. На счет «раз, два» разводят руки в стороны, «три, четыре»— сводят их вместе.

Запомнив текст, дети выполняют соответствующие дви жения по команде ведущих.

Моем шею...

Дети выполняют движения, соответствующие тексту слушая, как текст читает сначала воспитатель, а потом, когда запомнят, кто-либо из детей. (Вместо зубной щетки дети проводят перед ртом указательным пальцем.)

Моем шею, моем уши. Вытираемся посуше, Не спеша, не спеша. Чистота всего дороже. Мы и зубы чистим тоже Порошком, порошком.

Музыкант

Дети произносят текст и изображают то игру на скрип­ке, то на барабане, при этом они скачут или разбегаются, как зайки.

Я на скрипочке играю,

Тили-тили-тили.

Скачут зайки на лужайке,

Тили-тили-тили.

А теперь на барабане,

Бум-бум-бум,

Трам-трам-трам!

В страхе зайки разбежались по кустам.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...