Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рассказы и сказки для отраженного чтения и пересказа





Цветы

Один старый художник приехал на дачу возле города Риги. Там он подружился с маленькой девочкой-латышкой. Ее звали Гайдой. Она была веселая и разговорчивая.

Жалко только, что Гайда не умела говорить по-русски, и художник не всегда понимал ее слова.

Гайда любила цветы. На двух грядках она посадила семена и, когда они взошли, каждый день поливала их. И художник тоже стал помогать девочке Гайде ухаживать за цветами.

За лето цветы выросли и расцвели. Это были совсем простые цветы. Вроде тех, что растут в поле. Синие коло­кольчики, желтые ромашки, красные гвоздики. Но худож­нику они очень нравились.

Однажды утром Гайда пришла, сорвала цветы и сде­лала большой красивый букет. Художник спросил, кому она их подарит. Но Гайда не понимала и только улыбалась.

Тогда художник спросил маму Гайды:

— Кому ваша дочка отнесет цветы? Мне жалко, что
она их сорвала.

А мама ответила:

— Вы не жалейте. У нас такой обычай — первого сен­
тября дарить цветы самому дорогому человеку. Вот Ган­
да ему и подарит.

— А кто же тот самый дорогой человек?— спросил ху­
дожник.

Мама улыбнулась:

— А вы поезжайте с нами и увидите.

Ганда надела белое платье и вместе с мамой вышла из дому. Художник пошел с ними тоже.

Они сели в автобус и поехали в город. Автобус остано­вился на площади. Кругом было много народу.

Художник подошел поближе.

Посредине площади он увидел памятник Ленину. Ря­дом стояли школьники. Все они принесли цветы и укла­дывали их к подножию памятника.

Потом среди школьников показалась Гайда. Она вы­соко держала свой большой красивый букет.

Подойдя к памятнику, она осторожно положила его. И среди других цветов ярко засветились синие колоколь­чики, желтые ромашки, красные гвоздики.

Тогда художник все понял...

По Э. Шиму


Какой была девочка Гайда? Какие цветы вырастила Гайда? Почему Гайда срезала цветы?

На аэродроме

Интересно рано утром побывать на аэродроме!

Аэродром—огромное летное поле. По краям поля стоят самолеты. Много их тут, и все они разные.

Вот этот — большой — возит сразу помногу пассажи­ров и поднимает тяжелые грузы. А вот тот — совсем ма­ленький. Кроме летчика, в нем может поместиться толь­ко один или два человека.

Здесь же, рядом, находятся мастерские, склады и боль­шие высокие ангары, куда вкатываются самолеты носле ремонта.

Раньше всех на аэродром приходят техники. Первым делом они проверяют, хорошо ли работают у самолетов моторы.

Вот техник осмотрел машину, проверил исправность мо- торов. Тут к самолету подъехал автозаправщик.

— Будете заправляться?— спросил шофер у техника.

— Обязательно!— ответил техник и взобрался на кры­ло самолета.

Шофер протянул ему длинный резиновый шланг. Тех­ник вставил конец шланга в бак, встроенный в крыло, и бак постепенно стал заполняться горючим.

Для полета нужно много горючего. Чем больше само­лет, чем дальше надо лететь, тем больше требуется горючего.

Но вот баки наполнились до краев.

— Довольно!— крикнул техник.— Спасибо!

— Летите на здоровье!— ответил шофер и повез го­рючее к другому самолету...

Расскажите про аэродром.

Что такое ангар?

Как заправляют самолеты горючим?

Машины на нашей улице

Есть машины, которые милиционеры пропускают без

очереди. Они мчатся, гудя на всю улицу, не останавливаясь на перекрестках.


На одной написано: «Скорая помощь». В окошко видны носилки. На носилках — больной. Рядом с шофером сидит человек в белом халате — врач или санитар.

Почему эту машину все пропускают?

Потому что больного надо поскорее отвезти в больницу.

А вот и другая машина, которая летит, обгоняя всех, и никто ее не задерживает. На ней ничего не написано! Но ты ее сразу узнал бы. Только пожарные машины бы-вают красные, как огонь. Да и как ее не узнать, когда на ней сидят пожарные в блестящих касках, а везет она длинную лестницу и навернутую на большую катушку пожарную кишку!

Пожарную машину пропускают без задержки. Ведь огонь надо погасить поскорее, пока он дом не сжег!

Оттого-то красная машина и летит так быстро. Неда­ром, если кто-нибудь очень торопится, говорят: «Что ты спешишь, как на пожар!»

Много проходит по нашей улице машин, и у каждой свое дело.

Вот идет машина с надписью «Хлеб». В ней, как в шкафу, полки, а на полках — деревянные подносы со све­жими, только что испеченными буханками.

Вот другая машина для уборки мусора. Она помогает наводить во дворах и на улицах порядок.

Есть еще одна машина «Скорая помощь», только не для людей, а для больных машин.

Бывает, остановится на улице трамвай или троллейбус. Отчего он остановился? Оттого, что с проводом что-то случилось.

Надо бы провод починить, да как до него достанешь! Он высоко.

Тут-то и приходит машина «Техническая помощь». На машине столб, а на столбе круглая площадка с перилами. На площадке стоит человек. Это мастер, который чинит провода.

И вот столб начинает расти и поднимает вверх площад­ку с человеком. Смотришь, мастер уже достал до провода и чинит его.

А есть еще машины, которые дорогу от снега расчища­ют. Зимой на улицах Москвы было очень много снега. С са­мого раннего утра дворники принимались убирать снег. А он все падал и падал.

Снег мешал людям ходить и ездить. Решили они по­звать на помощь чудесную лопату.


Видел ли ты, как работает чудесная лопата? Она идет по улице, загребает снег лапами и перебрасывает его в грузовик.

Летом чудесная лопата отдыхает.

А за дело берется машина-лейка. Она поливает, моет улицы.

Идет эта огромная лейка, а из нее вода в обе стороны двумя фонтанами брызжет. Сквозь брызги солнечные лучи пробиваются и дробятся на разные цвета, как в гране­ном стекле.

По М. Ильину, Е. Сегал

Какие машины ты видел на улице? Видел ли ты машины, о которых говорится в рассказе? Почему пропускают машину «Скорой помощи»? Расскажи, как теперь убирают улицы города.

Как ребята переходили улицу

Пошли малыши гулять. Дошли до угла, на углу — светофор. Горит в светофоре красный свет — значит, нельзя переходить улицу.

Остановились ребята. Ждут, когда зеленый огонек за­жжется. А машины едут по мостовой друг за другом, и конца не видно машинам. Стоит посреди улицы милицио­нер. Посмотрел на ребят. Поднял палочку. Остановились машины. Красный свет погас, зажегся желтый, а потом зеленый.

Можно улицу переходить.

Перешли малыши улицу, стали играть на бульваре. Взял Саша палочку, говорит:

— Я милиционер.

Загудели машины, поехали ребята-шоферы по улицам. А на перекрестке стоит Саша-милиционер. Все шоферы его слушаются.

Поднимет он палочку — машины остановятся. Махнет палочкой — машины поедут.

Никто друг, на друга не наезжает, никто друг друга не толкает, потому что милиционер за движением следит.

Н. Калинин

Расскажите, как малыши переходили улицу, кто им помог.

Как ребята играли на бульваре?


 




Верблюжья варежка

Вязала мне мама варежки, теплые, из овечьей шерсти.

Одна варежка уже готова была, а вторую мама до по­ловины только связала — на остальное не хватило шерсти. На улице холодно, весь двор замело снегом, гулять меня без варежек не пускают — боятся, что отморожу руки. Сижу у окна, смотрю, как синицы прыгают на березе, ссорятся: наверное, не поделили жучка.

Мама сказала:

— Подожди до завтра: утром пойду к тете Даше,
попрошу шерсти.

Хорошо ей говорить «до завтра», когда я сегодня гу­лять хочу! Вон со двора к нам дядя Федя, сторож, идет без варежек. А меня не пускают.

Вошел дядя Федя, снег веником отряхнул и говорит:

— Мария Ивановна, там дрова на верблюдах привезли.
Будете брать? Хорошие дрова, березовые.

Мама оделась и пошла с дядей Федей смотреть дрова, а я выглядываю из окошка, хочу увидать верблюдов, когда они выезжать будут с дровами.

С одной подводы дрова выгрузили, верблюда вывели и привязали у забора. Большой такой, лохматый. Горбы высокие, как кочки на болоте, и набок свешиваются. Вся морда верблюда покрыта инеем, и губами он что-то все время жует — наверное, хочет плюнуть.

Смотрю я на него, а сам думаю: «Вот у мамы шерсти на варежки не хватает — хорошо бы остричь верблюда, только немножко, чтобы он не замерз».

Надел я быстро пальто, валенки. Ножницы в комоде нашел, в верхнем ящике, где всякие нитки, иголки лежат, и вышел на двор. Подошел к верблюду, погладил бок. Верблюд ничего, только косится подозрительно и все жует.

Залез я. на оглоблю, а с оглобли сел верхом между горбами.

Повернулся верблюд посмотреть, кто там копошится, а мне страшно: вдруг плюнет или сбросит на землю. Вы­соко ведь!

Достал я потихоньку ножницы и стал передний горб обстригать, не весь, а самую макушку, где шерсти больше.

Настриг целый карман, начал со второго горба стричь, чтобы горбы были ровные. А верблюд ко мне повернулся, шею вытянул и нюхает валенок.

Испугался я сильно: думал, ногу укусит, а он только полизал валенок и опять жует.


Подровнял я второй горб, спустился на землю и по­бежал скорей в дом. Отрезал кусок хлеба, посолил и от­нес верблюду — за то, что он мне дал шерсти. Верблюд сначала соль слизал, а потом съел хлеб.

В это время пришла мама, дрова выгрузили, второго верблюда вывели, моего отвязали, и все уехали.

Мама меня дома бранить стала:

— Что же ты делаешь? Ты же простынешь без шапки!
А я, правда, забыл надеть шапку. Вынул я из кармана

шерсть и показал маме — целая куча, совсем как овечья, только рыжая.

Мама удивилась, когда я ей рассказал, что это мне дал верблюд.

Из этой шерсти мама напряла ниток. Целый клубок получился, варежку довязать хватило и еще осталось.

И теперь я хожу гулять в новых варежках.

Левая обыкновенная, а правая — верблюжья. Она до половины рыжая, и когда я смотрю на нее, то вспоминаю верблюда.

Г. Снегирев

Почему мальчика не пускали гулять? На чем привезли дрова? Кого увидел мальчик возле забора? Расскажите, как выглядит верблюд. Что решил сделать мальчик? Чем угостил мальчик верблюда? Почему удивилась мама? Какие варежки получились?

Лисичкин хлеб

Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял я с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.

— Это что за птица?— спросила Зиночка.

— Терентий,— ответил я.

И рассказал ей про тетерева: как он живет в лесу, как бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болоте собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький с хохолком, и просвистел в дудочку по-рябчи-ному, и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня была в

кармане кровавая ягода костяника, и голубая черника,


и красная брусника. Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолой деревья лечатся.

— Кто же их там лечит?— спросила Зиночка.

— Сами лечатся,— ответил я.— Придет, бывает, охот­ник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта аро­матная смолка и ранку эту затянет.

Тоже, нарочно для Зиночки, принес я разных чудес­ных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста.

И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес,— голодно; а возьму — забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидела у меня под эаячьей капустой черный хлеб, так и обомлела.

— Откуда же это в лесу взялся хлеб?

— Что же тут удивительного? Ведь есть же та:: капуста!

— Заячья...

 

— А хлеб — лисичкин. Отведай! Осторожно попробовала и начала есть.

— Хороший лисичкин хлеб!

И съела весь мой черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берет, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всег­да его весь и похвалит:

— А лисичкин хлеб куда лучше нашего!

М. Пришвин

О чем рассказывал охотник Зиночке? Что принес он Зиночке из леса? Как лечат себя деревья? Что лежало под заячьей капустой? Вкусный ли был лисичкин хлеб?

Белка

В темном еловом лесу с утра до позднего вечера без устали хлопочут проворные белки. То заберутся на верши­ну высокой ели, то перемахнут с сучка на сучок, то вниз головой спускаются на землю собирать грибы.


В развилине елового сучка белки развесили сушить красноголовый подосиновик, тонконогие маленькие опенки. В лесных кладовых спрятали отборные, вкусные орехи.

Поздней осенью переменят белки свои красные платьи­ца на серые зимние шубки.

В вершинах густых елок устроены у белок теплые гнезда. В этих гнездах, в устланных мягким мхом глубо­ких дуплах, белки воспитывают и кормят своих малень­ких бельчат, зимою спасаются от лютых морозов и холод­ных ветров.

Самый веселый, самый проворный и хлопотливый зве­рек в наших лесах — шустрая белка.

И. Сокелов-Микитов

Расскажите про белку близко к тексту. Видели ли вы белок в парке?

Расскажите о внешнем виде белки по своим наблю­дениям.

На лесной полянке

Наконец пришла зима. Еще с вечера небо укрыли тучи. Первые снежинки закружились в воздухе.

Проснувшись, как обычно, на зорьке, Пеструшка осмот­релась кругом и не узнала знакомого леса. Он весь был пушистый и белый.

Скоро проснулись другие тетерева и тоже с удивлением оглянулись по сторонам. А потом вся стая полетела кормиться па лесную поляну.

Наелись тетерева березовых почек, пора и отдохнуть. Только теперь, зимою, им незачем прятаться в лесную чащу. Прямо с. деревьев нырнули они вниз, в мягкий пу­шистый снег, и закопались в нем.

Теперь на всю зиму тетеревам убежище есть. Полета­ют по лесу, покормятся — да и в снег отдыхать. Хорошо там! Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно.

Г. Скребицкий

Появились синички

«Тинь, тинь, тииь — слышится ранним утром во дво­ре.— Тинь, тинь, тинь».

Маленькая синичка, словно пушистый шарик, переска­кивает с ветки на ветку. Ее черные, как бусинки, глаза внимательно оглядывают все кругом. Вот она заметила


 




на снегу разные корочки, крошки хлеба, которые выкинули со стола. Синичка мигом слетела вниз, схватила хлебную корочку и вспорхнула обратно на ветку. Тут она прижала добычу лапками к сучку и принялась ее клевать.

Зимой синички всегда поближе к человеку держатся. И в селах, и даже в больших городах их постоянно в эту пору увидеть можно. А как только наступит весна, тут синички по лесам, по рощам, по большим садам раз­летятся, примутся за разными букашками, червячками охотиться. Весною они всюду себе еду найдут.

Г. Скребицкий, Я. Чаплина

Гага

На скалистых островах Белого моря гнездятся боль­шие утки гаги.

На севере и летом налетает холодный ветер, и стано­вится холодно, как зимой.

Но гагам не страшен холод. Гагачий пух самый теп­лый и легкий. Ни один мех с ним не сравнится. Нет ничего теплее его на земле.

Гага устраивает свое гнездо в ямке на земле, вищипы-вает у себя на груди пух и устилает им дно гнезда. Ког­да гага надолго уплывает в море кормиться, она сверху укрывает яйца пухом. Как выведутся птенцы, гага сразу уводит их в море. Там они плавают, ловят рачков и ры­бок, пуховыми шариками качаются на волнах Северного моря.

Г. Снегирев

У страха глаза велики

(Русская народная сказка)

Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, ку-рочка-клохтушка и мышка-норушка.

Каждый день они ходили за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огур­чик, у мышки — с наперсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колод­ца, курочка — из лужицы, а мышка — из следа порося­чьего копытца.

Назад идут,— у бабушки вода тре-е-х, пле-е-х! У внуч­ки — трех! плех! У курочки — трех-трех! плех-плех! У мышки — трех-трех-трех! плех-плех-плех!


Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, «дут домой через огород.

А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку вете­рок, яблоньку качнул, яблоко хлоп — и зайке в лоб!

Прыгнул зайка да прямо нашим водоносам под ноги.

Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабушку спряталась, Шкурочка на печку взлетела, а мышка под печку схорони­лась. Бабка охает: «Ох! Медведище меня чуть не задавил!».

Внучка плачет: «Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!»

Курочка на печке кудахчет: «Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!»

А мышка из-под печки пищит: «Котище-то какой уса­тый! Вот страху я натерпелась!»

А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает: «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет и то еидят».

Расскажите сказку в лицах.

Торопливый ножик

Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая па­лочка получилась. Неровная. Некрасивая.

— Как же это так?— спрашивает Митю отец.

— Ножик плохой,— отвечает Митя.— Косо строгает.

— Да нет,— говорит отец,— ножик хороший. Он толь­ко торопливый. Его нужно терпению научить.

— А как?—спрашивает Митя.

— А вот так,— сказал отец. Взял палочку да принялся её строгать потихоньку, полегонечку, осторожно.

Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торо­пился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло.

Заставил его Митя терпеливым быть.

Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. По­слушно.

Е. Пермяк

Как ты думаешь, действительно ли ножик был то­ропливым?

Если нет, то почему ты думаешь иначе?


 




На горке

Целый день ребята трудились — строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили ее водой и побежали домой обедать.

— Вот пообедаем,— говорили они,— а горка пока за­
мерзнет. А после обеда мы придем с санками и будем
кататься.

А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шел горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает,— как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.

— О,— говорит,— хорошая горка получилась! Сейчас
скачусь.

Только полез на горку — бух носом!

— Ого,— говорит.— Скользкая!

Поднялся на ноги и снова — бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

«Что делать?»— думает.

Думал, думал — и придумал:

«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее».

Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там — ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку та­скать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и вьгше. Взобрался на самый верх.

— Вот теперь,— говорит,— скачусь!

Оттолкнулся ногой и снова — бух носом! Коньки-то пс песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:

— Как же теперь по песку кататься?
И полез вниз на четвереньках.

Тут прибежали ребята. Видят: горка песком по­сыпана.

— Это кто здесь напортил?— закричали они.— Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?

— Нет,— говорит Котька,— я не видал. Это я сам по­сыпал, потому что она была скользкая и я не мог на нее взобраться.

— Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он — песком! Как же теперь кататься?

Котька говорит:


— Может быть, когда-нибудь снег пойдет, он засыплет
1есок, вот и можно будет кататься.

— Так снег, может, через неделю пойдет, д нам се-одня надо кататься.

— Ну, я не знаю,— говорит Котька.

— Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как
[починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!

Котька отвязал коньки и взял лопату.

— Засыпай песок снегом!
Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова во-

дой полили.

— Вот теперь,— говорят,— замерзнет, и можно будет
кататься.

А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки проделал.

— Это,— говорит,— чтоб всем было легко взбираться,
а то еще кто-нибудь снова песком посыплет!

Н. Носов

Что делали ребята?

Расскажите, как они строили горку.

Делал ли с ними горку Котька Чижов?

Как он поступил, когда ушли дети?

Что увидели дети, когда пришли после обеда на горку?

Что сделал Котька, чтобы с горки снова можно было кататься.

Самое страшное

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Со­баке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдер-гивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да не долго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него от­вернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Сотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится.


 


 




Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.

Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, ка­кое только бывает на свете: Вова остался один. Одии-одинешенек!

Е. Пермяк

Каким был мальчик Вова?

Дружили ли с ним ребята?

Боялся ли кого-нибудь Вова?

Что случилось однажды с Вовой? Расскажите.

Ласточки

Как прилетят ласточки из-за моря домой, сразу начи­нают строить гнезда.

Лепят ласточки свое гнездо из речной глины или про­сто из грязи. С рассвета до вечера с щебетом летают ласточки, носят в клювиках глину и лепят, лепят — стро­ят гнездо. Вот уже готов глиняный шар под крышей са­рая — ласточкино гнездо. Изнутри выстилает его ласточка мягкими травинками, конским волосом, перышками.

Как выведутся птенцы, с утра до вечера летает ласточ­ка над рекой и над полем, ловит насекомых, выкармли­вает птенчиков.

Вырастут молодые ласточки и покинут гнездо, скоро пора в дальний путь собираться, за моря, в теплые страны.

Г. Снегирев

Расскажите, как ласточки строят гнезда. Как ласточки кормят своих птенцов?

На льдине

Зимой море замерзло. Рыбаки всем колхозом собрались на лед ловить рыбу. Взяли сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ними — его сынишка Володя. Выехали далеко-далеко. И куда кругом ни глянь, все лед и лед: это так там замерзло море. Андрей с то­варищами заехал дальше всех. Наделали во льду дырок


и сквозь них стали запускать сети. День был солнечный, всем было весело. Володя помогал выпутывать рыбу из сетей и очень радовался, что много ловилось. Уже большие кучи мороженой рыбы лежали на льду. Володин папа сказал:

— Довольно, пора по домам.

Но все стали просить, чтобы остаться ночевать и с утра снова ловить. Вечером поели, завернулись поплот­ней в тулупы и легли спать в санях. Володя прижался к отцу, чтобы было теплей, и крепко заснул.

Вдруг ночью отец вскочил и закричал:

— Товарищи, вставайте! Смотрите, ветер какой! Не
было бы беды!

Все вскочили, забегали.

— Почему нас качает?— закричал Володя. А отец крикнул:

— Беда! Нас оторвало и несет на льдине в море. Все рыбаки бегали по льдине и кричали:

— Оторвало, оторвало! А кто-то крикнул:

— Пропали!

Володя заплакал. Днем ветер стал еще сильней, вол­ны набегали на льдину, а кругом было только море. Воло­дин папа связал из двух шестов мачту, привязал на конце красную рубаху и поставил как флаг. Все глядели, не видать ли где парохода. От страха никто не хотел ни есть, ни пить. А Володя лежал в санях и смотрел в небо: не глянет ли солнышко. И вдруг в прогалине между туч Володя увидел самолет и закричал:

— Самолет! Самолет!

Все стали кричать и махать шапками. С самолета упал мешок. В нем была еда и записка: «Держитесь! Помощь идет!» Через час пришел пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу. Это начальник порта узнал, что на льдине унесло восьмерых рыбаков. Он послал им на помощь пароход и самолет. Летчик на­шел рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти.

По Б. Житкову

Куда собрались рыбаки?

Кто поехал вместе с рыбаком Андреем?

Почему рыбаки остались ночевать на льду?

Что случилось ночью?

Как спасли рыбаков?


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...