Дело о преступлении и наказании
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Санкт-Петербургский институт права имени Принца П.Г. Ольденбургского Центр правового и гражданского образования «Живое право»
Учебные суды Проводятся в честь Принца П.Г. Ольденбургского (1812-1881) и основанного им Императорского училища правоведения Дело № 7 «О преступлении и наказании»
Апреля 2012 г. Тема «Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних»
Проведение конкурса 7-й Конкурс пройдет 28 апреля 2012 г. Каждая школа может выставить 1 команду из 6 учеников любого возраста. Команда будет состоять из 2 групп: «группа защиты» - адвокаты (3 человека), «группа обвинения» - прокуроры (3 человека). Команда школы заранее делится на обвинение и защиту. Мы настоятельно рекомендуем до конкурса провести как минимум одну пробную игру между своими группами обвинения и защиты. Каждая группа во время конкурса проведет по 1 игре. Результаты команды школы будут определяться по сумме баллов, полученных группой защиты и группой обвинения. Все игры запланированы на субботу 28 апреля 2012 г. Первые 16 заявившихся команд будут играть в этот день. Точное время игр будет определено после жеребьевки. При большом количестве заявок возможно назначение игр и на 29 апреля (воскресенье), об этом при необходимости мы сообщим дополнительно. Игры пройдут в Санкт-Петербургском институте права имени Принца П.Г.Ольденбургского (Старорусская ул., 5/3). Команды должны рассчитывать потратить на участие в конкурсе до 3 часов (возможен перерыв между играми групп обвинения и защиты).
Расписание игр: 10.00 – 11.00 11.00 – 12.00 12.00 – 13.00 13.00 – 14.00
15.00 – 16.00 16.00 – 17.00 17.00 – 18.00
18.00 – 19.00
Для участия необходимо до вечера среды 20 апреля сообщить по адресу streetlawrus@gmail.com: - номер школы, - состав команды (6 человек) - ф.и.о. учителя, - желательное время игры (см. расписание выше).
По итогам Конкурса будут вручены дипломы об участии всем участникам и школам, а также призы командам-победителям и лучшим участникам в отдельных номинациях.
ДЕЛО О ПРЕСТУПЛЕНИИ И НАКАЗАНИИ
Осенью 2011 года сотрудники Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) получили информацию о том, что в средней школе №888 торгуют наркотиками. В результате оперативно-розыскных мероприятий удалось установить, что ученик 11 класса 16-летний Тимур Соров покупал наркотик у наркоторговцев в разных районах города. Сотрудники ФСКН предположили, что не только Тимур приобретал наркотики. После очередной покупки Тимура задержали и допросили. Он рассказал, что покупал наркотики только для себя, о торговле и употреблении наркотиков в школе ничего не знает, ни с кем на эту тему не общается. Сотрудникам было известно, что группа одноклассников Тимура привлекалась к административной ответственности. Они были футбольными фанатами и после одного из матчей были задержаны, т.к. распивали на улице пиво, нецензурно выражались и не выполняли требований сотрудников полиции. На прямой вопрос, не употребляет ли кто-то из этой группы наркотики, Тимур ответил: «Не знаю». Полицейские выяснили, что все члены этой группы отличаются слабой успеваемостью. Они выяснили, что один из членов группы 16-летний Георгий Финнов в текущем учебном году часто прогуливает занятия. Георгий живет с мамой, которая периодически работает посудомойкой в кафе или живет на пособие по безработице. Участковый сообщил, что ее часто встречают нетрезвой и от соседей поступают жалобы на ее хамское поведение. Других родственников нет. При этом Тимур Соров показал, что именно Георгий Финнов покупал билеты на футбольные матчи для себя и одноклассников и покупал всем пиво. На основании этих данных сотрудники заподозрили Георгия в торговле наркотиками. Сотрудники предложили Тимуру Сорову принять участие в разоблачении сети наркоторговцев. За это ему пообещали не привлекать его к ответственности за незаконные приобретение, хранение, перевозку наркотических средств.
13 декабря 2011 г. Тимур встретил Георгия и между ними состоялся такой диалог (обо всех нижеприведенных разговорах известно из показаний Тимура Сорова, Георгий показал, что точного содержания разговоров не помнит): Тимур: Не хочешь подзаработать? Есть тема. Георгий: Почему у меня спрашиваешь? Тимур: Ну, ты крутой. Не растеряешься, если что. Георгий: А что за работа? Тимур: Да ничего сложного. Привезти-отвезти. Сам понимаешь. Ну, типа курьер. Георгий: А конкретно? Тимур: Ну, надо будет съездить на метро Дыбенко, там встретить человека, привезти от него пакет и тут отдать. Георгий: И что за это будет? Тимур: За поездку – пятьсот рублей. За две поездки - штука. Но надо обязательно на этой неделе смотаться туда-сюда. Георгий: А чего сам не съездишь? Тимур: Ну, такое дело, мне там светиться нельзя. Георгий: А мне, значит, можно? Тимур: Ну, тебя там никто не знает, а мне рисково там нарываться на знакомых, разборки всякие. Георгий: А что привезти-то надо? Тимур: Ну, это не важно. Травка там... Твое дело: привезти-отвезти. Нет проблем. Нормальные деньги. Просто срочно это надо, а то бы сам съездил. Георгий: Я не знаю. Какая-то левая тема. Что за трава? Тимур: Ну, что тебе стоит – пару часов потратишь, и никаких проблем. Георгий: Да, нет. Не мое это дело. Подобные разговоры Тимур заводил с Георгием в последующие два дня. Георгий отказывался. Тогда Тимур обратился к нему с новым предложением.
Тимур: Слушай, больше некого просить. Выручай. Срочно нужно съездить. Давай поедешь всего один раз. За пятьсот. Сегодня последний день, когда еще можно. Вся надежда на тебя. Очень надо. Георгий: Да, что ты так пристал. Предложи еще кому. Тимур: Да, я не могу об этом с каждым трепаться. Ты - надежный, крутой парень. Я знаю, ты можешь выручить. Туда-обратно на метро – займет час. Я тебя тут встречу прямо у метро. Давай сегодня вечером!
Георгий: Ну, ты надоел. Что привезти-то надо? И у кого взять? Тимур: Я предупрежу. В шесть ровно жди у выхода из метро «Улица Дыбенко». К тебе сам подойдет парень. Зовут Василий. Он для меня должен передать конверт с травой. Ты просто возьми и привези. Вот тебе сто рублей - на метро и на всякий случай. Это сверх оплаты. Я тебя буду ждать на площади Ленина у памятника в семь. Договорились? Георгий: Ну, ладно. Курьер - тоже работа. Деньги не помешают. Значит, 500 рублей с тебя. 16 декабря 2011 г. в 19.00 в Санкт-Петербурге у памятника Ленину на площади у Финляндского вокзала Георгий передал Тимуру полиэтиленовый пакет. Тимур передал Георгию 1000 рублей. После этого Георгий был задержан сотрудниками полиции. В пакете было обнаружено сухое растение конопли в количестве 150 граммов (после высушивания). На внешней и внутренней стороне пакета обнаружились отпечатки пальцев Георгия. Георгия обвинили в перевозке наркотиков. Георгий себя виновным не признал, объяснял, что просто помог товарищу по его просьбе. О содержимом пакета не догадывался. Сам он наркотики не употребляет, что установлено медэкспертизой.
После предварительного следствия, во время которого Георгий находился на свободе, дело было передано в суд. Защитник Георгия заявлял, что Георгий невиновен, так как не имел умысла на перевозку наркотиков. Обвинитель утверждал, что наличие умысла установлено. 2 апреля 2012 г. Георгий Финнов был осужден за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 228, а именно за незаконную перевозку растения, содержащего наркотические средства или психотропные вещества, в особо крупном размере к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в воспитательной колонии для несовершеннолетних. При назначении наказания суд учел несовершеннолетие виновного и применил ст. 64 УК РФ. После оглашения приговора Георгий Финнов был взят под стражу и помещен в следственный изолятор до вступления приговора в силу.
Была подана кассационная жалоба. Защита просит признать Георгия Финнова невиновным в связи с отсутствием состава преступления, а также указывает на несправедливо суровое наказание и даже в случае признания Георгия виновным требует заменить наказание на не связанное с лишением свободы. Обвинение считает приговор законным, справедливым, обоснованным как в части признания Георгия Финнова виновным, так и в части определения наказания.
При подготовке к учебному суду:
1) Изучите ход упрощенного судебного слушания. 2) Изучите лист оценивания – именно по таким критериям будет определен победитель конкурса. 3) Проведите анализ дела с использованием нормативных актов из приложения, а также дополнительных материалов (нормативных актов, международных документов, комментариев, исследований, публикаций, которые вы можете найти в Интернете). Подготовьте аргументы для стороны защиты и стороны обвинения. Продумайте ответы на возможные вопросы судей. 4) Разделитесь на группы обвинении и защиты и проведите пробную игру по правилам упрощенного судебного слушания (можете пригласить знакомых адвокатов, студентов-юристов, чтобы они сыграли судей и прокомментировали вашу работу).
Вопросы для подготовки: В учебном суде будут рассматриваться 2 спорных вопроса:
1) совершил ли Георгий Финнов действия по перевозке наркотика умышленно? · позиция обвинения - да, поэтому в его действиях есть состав преступления и он осужден законно и обоснованно, обвинительный приговор должен быть оставлен в силе; · позиция защиты – нет, поэтому в его действиях отсутствует состав преступления и он должен быть оправдан, а обвинительный приговор должен быть отменен.
2) если суд оставит обвинительный приговор в силе, то какое наказание он должен назначить Георгию Финнову? · позиция обвинения – наказание, определенное судом, справедливо; суд учел смягчающие обстоятельства и назначил наказание ниже низшего предела, установленного Уголовным кодексом РФ, наказание соответствует целям, указанным в статье 2 и статье 43 Уголовного кодекса РФ; · позиция защиты – наказание, определенное судом, несправедливо; суд назначил слишком жесткий и негуманный вид наказания, наказание не соответствует целям, указанным в статье 2 и статье 43 Уголовного кодекса РФ. ВНИМАНИЕ: в учебном суде будут рассматриваться позиция и аргументы только по этим двум спорным вопросам! Все фактические обстоятельства, приведенные в описании дела, считаются доказанными. Вы должны обсуждать и интерпретировать эти обстоятельства, можете делать предположения, но не можете утверждать наличие иных, придуманных вами обстоятельств.
По первому вопросу о наличии умысла изучите ст. 25 УК РФ и найденные вами комментарии и публикации в Интернете. Соотнесите их с обстоятельствами дела и сконструируйте аргументы для обоснования вашей позиции.
По второму вопросу изучите ст. 228 УК РФ и статьи УК РФ и Постановления Пленума Верховного суда РФ, а также найденные вами комментарии в Интернете о целях и видах наказания, об уголовной ответственности несовершеннолетних. Соотнесите их с обстоятельствами дела и сконструируйте аргументы для обоснования вашей позиции.
В нашем учебном судебном заседании будет использована процедура, аналогичная правилам Международного конкурса учебных судов для школьников (International Moot Court). Она отличается от процедуры рассмотрения дела в обычных судах. Считается, что все представленные в деле документы исследованы, стороны и эксперты допрошены. В суде участвуют: судьи, представители защиты (адвокаты) и представители обвинения (прокуроры). Председательствующий судья следит за ходом и временем проведения заседания, предоставляет слово участникам, может давать им свои указания. Судьи имеют право задавать вопросы. Стороны должны быть готовы немедленно отвечать на вопросы и затем продолжать свое выступление с аргументами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|