Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. медиаобразование как средство развития творческой личности




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МУЗЫКЕ

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение. 3

глава 1. медиаобразование как средство развития творческой личности 5

глава 2. применение Информационных технологий в процессе обучения музыке. 12

глава 3. Использование информационных технологий для анализа гармонии в музыкальном образовании .. 20

заключение. 29

Список использованных источников. 30

Введение

 

Актуальность. В современном мире учебный процесс немыслим без широкого использования информационных технологий. Однако вопросы организации их эффективного применения при обучении школьников и студентов различным дисциплинам, не связанным формально с информатикой (музыка, математика, физика, география и др.), остаются пока весьма актуальными. До сих пор зачастую их преподавание ведется так же, как и 10-15 лет назад.

А ведь разумное использование информационных технологий при изучении, например, математики может самым существенным образом повлиять на учебный процесс и даже в значительной мере способствовать разрешению назревающего кризиса в образовании.

Важным дополнительным моментом при этом является тот факт, что имеющийся дефицит количества рабочих мест в школьных и университетских компьютерных классах не позволяет рассчитывать на продолжительные сеансы работы в этих классах в рамках изучения конкретной дисциплины. Нельзя пока надеяться и на наличие домашнего компьютера у каждого из обучаемых.

Мировая информационная структура XXI века превратила информацию в экономическую категорию, посредством развития различных информационных технологий, в том числе и в области образования. Рынок учебных информационных технологий повернул отечественное образование в сторону разработки электронных учебных изданий, что помогает решать проблемы интеграции российского образования в мировое образовательное пространство, в котором электронные издания и интерактивные методики стали неотъемлемой частью среды обучения.

Существующая социокультурная реальность и интерес к медиаобразованию вовлекает всё большие слои населения в процесс массовой коммуникационной продукции.

Уже сейчас необходимо изучать, исследовать и открывать новые способы активного усвоения этой информации, поскольку мир информационного поля достаточно широк и разнообразен. Вследствие этого ему трудно выбрать правильные пути ориентации в этом потоке средств массовой коммуникации, в том числе и океане звуковой, музыкальной информации, которая пользуется большой популярностью среди учащихся разных возрастных категорий.

Некоторые средства массовой коммуникации позволяют оценить степень и эффективность их воздействия на обучаемого. Бесконтрольность со стороны учителей и родителей в свободном доступе к средствам массовой коммуникации заставляет учащихся поглощать весь суррогат “грязи”, что не позволяет воспитывать эстетический вкус, формировать правильное мировоззрение и эстетическое сознание. Неумелое или педагогически неграмотное использование средств массовой коммуникации затрудняет формирование эстетической и духовной культуры.

Цель работы – изучить особенности использования информационных технологий в музыкальном образовании в процессе развития творческой личности.

Цель работы потребовала решения следующих задач:

- проанализировать научную литературу по данной проблематике;

- дать понятие медиаобразованию как средству развития творческой личности;

- изучить применение информационных технологий в процессе обучения музыке;

- охарактеризовать использование информационных технологий для анализа гармонии в музыкальном образовании.

 

глава 1. медиаобразование как средство развития творческой личности

 

Знания для современного человека являются важным показателем его интеллектуального развития. Их роль усиливается каждодневным потоком информации, которая определяет принадлежность этих знаний к общекультурным. Как правило, они находятся в постоянном развитии и совершенствуются человеком систематически, но, к сожалению, не каждый человек умеет добывать эти знания в интенсивно развивающемся информационном пространстве[1].

Интерес – это один из ведущих компонентов направленности личности, связанный с той или иной областью человеческой деятельности. Человеку дано право выбора из окружающей жизни того, что для него является наиболее значимым и ценным, т.е. выявляются показатели его общекультурного уровня. Для того, чтобы человеку был интересен не только сам конкретный предмет изучения, но и путь его познания, необходимо создавать соответствующие условия, при которых учение перерастает в увлечение и становится удовольствием.

В настоящее время обучающемуся сложно ориентироваться в переизбытке разнообразной информации, обрушившейся на него в последнее время, охватить, проанализировать и осознать до конца её значение.

В связи с этим, одной из главных задач является разработка современных медиаобразовательных технологий, способствующих активизации познавательного интереса обучающихся, как к предмету «Музыка», так и к процессу его познания.

Технологии, способствующие активизации познавательного интереса учащихся базируются на следующих важных положениях[2]:

1) развитие познавательного интереса к музыке происходит непосредственно в процессе самой деятельности;

2) технология медиаобразования учащихся на уроке музыки включает следующие компоненты:

— целевую установку;

— содержательный компонент;

— технологический (организационный) компонент (конкретные формы, методы, приёмы, средства формирования интереса к музыке);

— экспертно-оценочный компонент (диагностика уровня сформированности интереса к музыке у учащихся гимназии)[3].

Телевидение, видео, радио, периодическая печать, книги, специальная литература, средства звукозаписи (магнитофоны, музыкальные центры и др.), компьютерные системы являются важным и необходимым средством преподавания различных учебных предметов.

Наблюдения показывают, что наиболее популярными из СМК, используемыми в процессе преподавания музыки, следует выделить видео, музыкальные центры и мультимедийные компьютерные системы. Они помогают выступающим выполнять разнообразные функции: музыковеда, исполнителя, слушателя. Особое значение при этом приобретает компьютер.

Широкие возможности компьютера позволяют ведение музыковедческих баз данных, которые дают возможность ориентироваться в океане накопленной музыкальной информации, сформировать запрос по имеющимся таблицам данных и сохранить, при этом, массу времени, работая на более грамотном и современном уровне. Информационное поле может быть значительно расширено за счет автоматического перевода иноязычных материалов, необходимых музыковеду.

Мир – это единое информационное пространство, в котором происходит постоянное развитие сферы информационного производства – уровень “медиатизированный”, опосредованный техническими устройствами.

Но самое главное – доступ к ресурсам сети Интернет, что даёт колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации. Музыканты начали освоение просторов Интернет значительно позже других, но, несмотря на это количество полезной информации в WWW стремительно продолжает расти, и, очевидно, возникают трудности качественного отбора нужной продукции. Информационные ресурсы сети Интернет достаточно широко используются по предмету “Музыка” – это библиографическая информация, аудио видео фонд. Интернет – это тот мир, где живут сегодня нынешние дети. Общение с компьютером создает удивительную мотивацию для обучения и добывания необходимой информации, в особенности по предмету “Музыка”.

Здесь можно найти ссылки на информацию о музыкальных конкурсах и фестивалях, выйти на серверы музыкальных учебных заведений, обществ, фондов, студий и филармоний, на серверы театров, концертных залов музеев, а также музыкальных коллективов, что так необходимо учащимся нашего города для соприкосновении с прекрасным. Здесь имеются ссылки на звукозаписывающие фирмы и магазины компакт-дисков, а также сетевые магазины компакт-дисков, позволяющие покупать самое необходимое прямо в Интернете. Можно послушать музыкальные произведения хорошего качества прямо из Интернета, найти ссылки на книжные и нотные издательства и библиотеки, информацию о музыке, композиторах исполнителях, музыковедах, а также на сетевые музыкальные конференции, конкурсы.

Компьютерные телекоммуникации вносят существенные преобразования в методы и формы обучения, т.к. считаются на сегодняшний день не только самыми новыми, но и самыми перспективными видами коммуникаций. Внедрение компьютерных телекоммуникаций в сферу народного образования, в жизнь современной школы проходит с возрастающей скоростью.

Область педагогики расширяется с каждым годом и в настоящее время адаптирует новую форму обучения – дистанционное (дистантное) образование. Предмет “Музыка” также не остаётся в стороне и включается в компьютерные телекоммуникационные соревновательные проекты – олимпиады и конкурсы, проводимые с помощью on-line Интернет и электронной почты, что способствует добыванию необходимых знаний, побуждению мотивации, развитию устойчивого познавательного интереса к музыке, формированию положительных эмоций к самому предмету. Новая область педагогики – “ дистанционная педагогика ” позволила расширить и область частных предметных методик. Некоторый практический опыт дистанционного педагога в области музыкального образования обусловил становление дистанционной методики преподавания предмета “Музыка”.

Телекоммуникационная среда побуждает учащихся действовать, принимать соответствующие решения, анализировать и отбирать необходимую информацию, формируя в себе лучшие общекультурные качества и создавая своё собственное понимание предметного содержания обучения.

Несмотря на широкие музыкальные возможности персонального компьютера и компьютерных телекоммуникаций, использование их в учебно-воспитательном процессе не является еще традиционным, на что указывают отечественные исследователи М. Гольцман, Ю. Первин, Н. Первина[4]. Поэтому в данной работе рассматриваются лишь некоторые аспекты этой проблемы, в частности применение СМК в организации учебной, научно-исследовательской деятельности образования по предмету “Музыка”.

В организации учебной деятельности, а именно в процессе преподавания музыки, играющей значительную роль в жизни человечества, можно наблюдать, как она познаётся и рассматривается с точки зрения информатики и позволяет иметь представление о средствах музыкальной информации с использованием музыкальных возможностей компьютера.

Рассмотрим некоторые примеры использования компьютерных технологий в обучение детей начальной школы музыке.

Так, в 1-ом классе III четверти при прохождении темы “Что такое музыкальная речь?” или “Как говорит музыка?” можно использовать программно-методические средства музыкального редактора “Шарманщик”, которые позволили разделить данную тему на два уровня:

I уровень – общеобразовательный, включающий понятие нотного стана, высоты звука и его длительности, темпа;

II уровень – углублённый, который содержит знаки альтерации, паузы, ноты с точкой и др. Этот вариант предлагается учащимся с повышенным уровнем обученности.

Во 2-ом классе при прохождении тем II четверти “Интонация” и III четверти “Развитие музыки” развиваются творческие способности учащихся в плане композиционного сочинения музыки, в основе которого лежит заданное учителем зерно интонации, имеющее развитие за счёт элементов музыкальной речи.

После объяснения теоретического материала учащимся можно предложить практическое задание по отработке определённых и необходимых при этом умений и навыков. Дети должны придти к выводу, что музыка – это организованная звуковая информация, которую можно записать последовательностью специальных символов.

Как видно, темы, предлагаемые программой по предмету “Музыка” интегрируются с курсом информатики, переплетаясь в две основные линии – информационную и творческую.

Научно-исследовательская деятельность учащихся также является важным фактором активизации их познавательного интереса к музыке, т.к. она способствует развитию интеллектуальной инициативы, создаёт предпосылки для развития научного образа мышления, воспитывает эстетический вкус и развивает интерес к духовным ценностям.

Научно-исследовательскую деятельность по предмету “Музыка” можно рассматривать в следующих аспектах:

— теоретико-исследовательская работа, направленная на изучение литературных источников, составление рефератов, докладов, написание статей;

— экспериментальная работа, ориентированная на опытную проверку тех или иных в науке и музыкальном искусстве закономерностей с использованием классических методик, с последующим описанием результатов;

— создание творческих проектов, направленных на различные культурные и духовные ценности с использованием известных методик и написание отчётов, рецензий.

Все эти положения позволяют говорить о том, что научно-исследовательская деятельность учащихся по предмету “Музыка” может стать крепкой основой для разработки новых подходов к организации образовательного процесса, освоения инновационных технологий, наиболее полно отвечающим современным потребностям образования.

Учащимся 6-7 классов можно дать право выбора темы, которую они желают изучать и исследовать, а также с кем бы они хотели сотрудничать в процессе исследования своей проблемы: в паре, индивидуально или творческой группой. Предлагаемый тематический выбор достаточно широк и разнообразен, например:

1. Жизненный и творческий путь любимого композитора (русского, зарубежного).

2. Представители “Могучей кучки” – кто они?

3. История одного шедевра (о любимом произведении).

4. Из жизни музыкальных инструментов: клавишные; струнные; струнно-смычковые; духовые и т.д..

5. Образ природы в искусстве.

6. Женские образы в творчестве Н.А. Римского-Корсакова.

7. Что есть красота в искусстве?

8. Сказка в музыке.

9. Богатырские образы в искусстве.

10. Поэзия в музыке.

11. Битлз – любовь моя.

12. Музыкальный калейдоскоп современности.

Учащиеся, занимаясь научно-исследовательской работой по предмету “Музыка”, приобретают соответствующие навыки в формировании умения адекватно воспринимать и оценивать продукцию СМК (развивать сферу информационного производства, используя “медиатизированный” уровень опосредованный техническими устройствами).

Телекоммуникационные олимпиады, турниры, конкурсы являются переходными формами обучения от традиционного к дистанционному и способны сыграть важную роль в активизации познавательного интереса к музыке.

Компьютерная телекоммуникационная олимпиада – это “…соревновательная групповая вопросно-ответная игра с использованием как E-mail, так и WWW для связи между группами, учащимися из различных городов (школ, лицеев, колледжей, училищ, ВУЗов и пр.)…”[5].

Под компьютерной телекоммуникационной викториной мы понимаем “… такую разновидность олимпиады, в которой основную роль играют качественные вопросы по предмету, а общее число этапов олимпиады и её продолжительность невелики – 1,5 – 2 месяца[6].

Компьютерный телекоммуникационный турнир – это “…более длительное командное соревнование, предполагающее решение достаточно сложных задач продолжительностью до 3-х месяцев”[7].

Современные информационные технологии обусловливают необходимость в создании медиатеки и определения психолого-педагогических условий её оптимального функционирования. Необходимо уделять первостепенное внимание развитию новых информационных и образовательных технологий, в котором создаются и систематически пополняются информационные папки, базы данных по всем учебным дисциплинам, в том числе и по предмету “Музыка”.

Решение этих задач, включения учащихся в активную познавательную, поисковую и исследовательскую деятельность, в значительной мере позволит усилить образовательный и воспитательный потенциал медиаобразования, а также будет способствовать расширению и углублению интереса учащихся к музыке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...