Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История налога на добавленную стоимость




 

Самым эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети нашего столетия стало, пожалуй, широкое распространение налога на добавленную стоимость - НДС (Value - Added Tax /VAT/ англ.). Некоторые страны используют другие наименования: налог на товары и услуги (Канада, Новая Зеландия), налог на потребление (Япония). В многовековой истории налогового права НДС - относительно новый вид косвенного налогообложения.

В конце 80-х - начале 90 годов он был установлен в государствах Восточной Европы (Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Словакии, Чехии), а также в некоторых странах СНГ (Белоруссия, Казахстан). И хотя налог на добавленную стоимость находит все более широкое распространение в мировой практике, его часто называют «европейским налогом», отдавая должное как самому месту появления нового налога, так и роли НДС в становлении и развитии западноевропейского, а сегодня уже - общеевропейского, интеграционного процесса. Достаточно сказать, что НДС является важным источником бюджетной базы Европейского сообщества: на данный момент каждая страна - участница ЕС перечисляет 1,4 % поступлений от налога в «европейский» бюджет. Первенство в изобретении налога на добавленную стоимость принадлежит Франции. В основе его лежало развитие методики взимания и применения налога с оборота, которое прошло последовательно три этапа. Первый был ознаменован переходом в 1937 г. от налога с оборота к единому налогу на производство. Второй - созданием в 1948 г. системы раздельных платежей, в соответствии с которой каждый производитель платил налог с общей суммы своих продаж за вычетом налога, входящего в цену купленных им комплектующих, с разницей в один месяц. Третьим этапом стало собственно введение в налоговую практику в 1954 г. вместо единого налога на производство налога на добавленную стоимость.

Изобретение налога принадлежит французскому финансисту Морису Лоре. Он описал схему действия НДС и обосновал его преимущества перед налогом с оборота, выражающиеся в устранении каскадного эффекта при взимании последнего. Однако в течение более чем десяти лет НДС применялся в экспериментальном, так сказать «локальном варианте, а опытным полигоном для его применения послужило зависимое от Франции африканское государство Кот ди Вуар.

Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке.В то же время добавленная стоимость начала использоваться в статистических и аналитических целях еще с конца прошлого века. НДС относится к группе косвенных налогов. Необходимо отметить, что для них характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано с возрастанием потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали акцизы, которые взимались с отдельных видов товаров. В противоположность им НДС представляет собой универсальный акциз, так как обложению им подлежат все товары.Одной из первых форм косвенного налогообложения явился налог с продаж, сходный по характеру с НДС. Предпосылкой возникновения налога с продаж послужила острая нехватка средств в связи с огромными военными расходами в период I Мировой войны. Данный налог взимался многократно на каждой стадии движения товара от производителя к потребителю. В результате его функционирования цена реализуемого товара значительно повышалась, что вызывало огромное недовольство как покупателей, так и производителей. Прежде всего это было связано с тем, что потребители вынуждены были покупать товары по сильно завышенной цене, вытекающей из многократного обложения оборотов налогом с продаж. С другой стороны производители несли значительные убытки вследствие снижения спроса на свою продукцию. Это явилось предпосылкой к тому, что после I Мировой войны непопулярный налог был упразднен, но ненадолго. Государственный бюджет, сильно обремененный возросшими расходами в период II Мировой войны, требовал дополнительных источников пополнения доходов. Налог с продаж, отвечавший фискальным требованиям, был введен вновь. Необходимо отметить, что произошло некоторое совершенствование механизма обложения данным налогом. Во-первых, он начал взиматься однократно и, как правило, на стадии розничной торговли, тем самым не сильно замедляя оборот капитала. Во-вторых, поступление средств в казну также происходило более быстрыми темпами, так как возросла оборачиваемость средств. В то же время при таком положении вещей государство терпело некоторые убытки в результате потери части доходов из-за невозможности осуществлять полный контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При многократном обложении объекта фискальные органы имели возможность получать оперативную информацию о движении капитала при подаче налоговых деклараций. При однократном обложении только последней стадии обращения - розничной торговли - такая возможность терялась. Вышеперечисленные факторы послужили основными причинами к возникновению налога на добавленную стоимость, который давал возможность государству контролировать весь процесс производства и обращения товаров (в том числе оптовую и розничную торговлю). Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны его подписавшие должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года. В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 - в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе.

Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС.

Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. Во Франции налог на добавленную стоимость в том виде, который он имеет сегодня, был введен 1 января 1968 г. с вступлением в силу Закона Пятой Республики N 66-10. Своей целью Закон ставил: объединить, упростить и обобщить порядок взимания и исчисления налога на добавленную стоимость с тем, чтобы превратить его в единый и современный налог на производственные расходы (издержки).

В 7О-е годы распространение НДС стало общеевропейским. Этому в значительной степени способствовало принятие ЕЭС 17 мая 1977 г. специальной директивы об унификации правовых норм, регулирующих взимание налога на добавленную стоимость в странах - членах Сообщества, в которой НДС утверждался в качестве основного косвенного налога, и устанавливалось его обязательное введение для всех стран - членов ЕЭС до 1982 г. Для стран же имеющих намерение в будущем вступить в Сообщество, необходимым условием становилось наличие функционирующей системы НДС. Налог на добавленную стоимость относится к семье налогов, удерживаемых с оборота. Последние появились в 1916 году в Германии и облагали по пропорциональной шкале ставок оборот предприятия в течение определенного времени.

Широкому распространению НДС способствовали соответствующие решения Европейского Экономического Сообщества, которые утверждали НДС в качестве основного косвенного налога для стран-участниц ЕЭС. Одним из необходимых условий вступления в эту влиятельную европейскую организацию является наличие в стране-претенденте функционирующей системы налог на добавленную стоимость. Основными причинами роста популярности НДС являются:

возможность вступления в ЕЭС;

стремление увеличить государственные доходы за счет налогов на потребление. НДС способствует значительному увеличению поступлений в бюджет страны по сравнению с другими налогами;

НДС позволяет оперативно проводить налоговые операции с помощью технические средств и определенной системы документооборота.

НДС более эффективен, по сравнению с налогом с продаж в розничной торговле, для создания льготных условий налогообложения отдельных товаров и услуг.

Вместе с тем, несмотря на популярность НДС, опыт зарубежных стран, в частности Великобритании, показывает, что во многих случаях его использование довольно сложно и требует множества дополнительных уточнений и исключений из общих правил.

В настоящее время НДС введен во всех странах ЕЭС.

С 1992 года НДС действует во всех странах Содружества независимых государств. В Российской Федерации НДС, так же, был введен в 1992 году для продукции, производимой на ее территории, а с 01.02.93 распространен также на ввозимые, на ее территорию импортные товары за исключением тех, по которым в законодательном порядке установлены льготы. Он заменил налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование дохода бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций

3. Налог на добавленную стоимость в Узбекистане Налог на добавленную стоимость введен Законом Республики Узбекистан «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Можно отметить, что объективная необходимость введения НДС в Узбекистане была обоснована рядом факторов: 1. пополнение доходов бюджета, испытывающего острый финансовый кризис и нуждающегося в стабильных налоговых поступлениях;2. создание новой модели налоговой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики;3.  присоединение к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм.

В Республике Узбекистан хозяйствующие субъекты работают в разных режимах налогообложения. Так, в частности, для хозяйствующих субъектов применяется система общеустановленных налогов, но для отдельных категорий субъектов существуют специальные режимы налогообложения.

Общеустановленная система налогов предусматривает уплату НДС. Специальные режимы налогообложения уплату НДС не предусматривают. Однако хозяйствующие субъекты, применяющие специальные режимы налогообложения, оплачивают НДС продавцам при приобретении материальных ресурсов и вместе с НДС относят их на себестоимость. В результате продукция, произведенная такими предприятиями, становится более дорогой и неконкурентоспособной.

Такое положение негативно отражается на хозяйственных отношениях этих субъектов и приводит к повышению себестоимости продукции и сокращению нормы получаемой прибыли, увеличению налогового бремени у плательщиков общегосударственных налогов.

Подобные проблемы отмечаются и в других странах, предусматривающих освобождение мелких предпринимателей от НДС. Однако в большинстве стран эта проблема стоит не так остро.

30 ноября на пленарном заседании Сената Олий Мажлиса был рассмотрен Закон "Об утверждении Налогового кодекса Республики Узбекистан", разработанный в соответствии с распоряжением Президента Республики Узбекистан от 7 января 2005 года. Одобрив Налоговый кодекс, члены верхней палаты рассмотрели также Закон "О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан в связи с принятием Налогового кодекса Республики Узбекистан". Его основной целью является приведение ранее принятых законодательных актов в соответствие с Налоговым кодексом республики.

Новый Налоговый кодекс состоит из двух частей (общая и особенная), 392 статей вместо 135 ныне действующих.

Общая часть регулирует общие вопросы налогового законодательства и разработана на основе положений, заложенных в указах Президента по либерализации финансовой ответственности хозяйствующих субъектов, упорядочению проверок контролирующими органами, совершенствованию системы правовой защиты налогоплательщиков.

Особенная часть регулирует порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и других обязательных платежей и определяет особенности налогообложения для отдельной категории налогоплательщиков.

Налог на добавленную стоимость претерпел наибольшие изменения по сравнению с действующим законодательством. Введено понятие места реализации товаров (работ, услуг) с целью определения оборотов, подлежащих налогообложению в Республике Узбекистан. Что это предусматривает? Если местом реализации товара является Республика Узбекистан, то это рассматривается как облагаемая поставка. Если местом реализации является не Узбекистан, то работа не облагается налогом на добавленную стоимость. Это очень важно, и в кодексе четко определено пять основных направлений, в соответствии с которыми определяется место реализации работ (услуг).

Предусматривается упрощение механизма расчета налога за счет введения четких правил по определению налогооблагаемой базы, а также установление критериев принятия к зачету суммы НДС, уплаченной поставщиком товаров (работ, услуг). Совершенствуется и механизм возврата налога для предприятий, применяющих нулевую ставку по налогу.

Вводятся правила налогообложения работ и услуг, получаемых от нерезидентов.

Согласно Налоговому кодексу Республики Узбекистан плательщиками НДС являются следующие лица.
Схема 1 Плательщики НДС

Второй элемент налога на добавленную стоимость - объект обложения и связанное с ним определение основы налога - облагаемой базы. В настоящее время объектами налогообложения по НДС являются разнообразные юридические факты:

 

Схема 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...