Ребенок и окружающий мир пояснительная записка
В Программе содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех cocti ляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы. Каждая составляющая раздела имеет свою базовую основу. Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как о творении человеческой мысли и результатов деятельности. В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей. В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы. Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и подгрупповых. Во всех группах детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интерес и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы деятельности. Поэтому сетка занятий предусматривает разумное чередование их в течение каждого месяца. «Природное окружение. Экологическое воспитание» дошкольников - это новый раздел, которого раньше в Программе не было. Цель раздела - ознакомление детей с живой и неживой природой, формирование осознанного бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры. Реализация цели происходит через решение следующих задач: • Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды. • Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие). • Формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса. • Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.
• Формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участи детского сада, группы, города (поселка, деревни и т. д.). • Развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира. • Формирование привычки рационально использовать природные ресурсы. • Развитие умений правильно взаимодействовать с природой. • Развитие интереса к миру природы. • Формирование эстетического отношения к действительности, прежде всего к природ К концу года дети могут: • Называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и об следования. • Проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть. • С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей (взрослого, ребенка). • Уметь рассказывать о своем родном городе (поселке, селе). • Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и т. п.). • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т. п.). Тематическое планирование по разделу может быть представлено предлагаемой табличной формой. Соответственно программе, на составляющую часть «Предметное окружение. Явления общественной жизни» отводится 18 занятий, на составляющую часть «Природное окружение. Экологическое воспитание» - также 18 занятий.
Е. В. Вальчук
Окончание
| Мой город (посёлок)
| Уточнить представления о составляющих улицы (дол тротуар, проезжая часть)
|
| Наш праздник
| Дать элементарные представления о государственных праздниках. Рассказать о празднике «День защитника Отечества»
|
| Мой город (посёлок)
| Рассказать о достопримечательностях родного город; (посёлка)
| Март
|
| Наш праздник
| Дать элементарные представления о государственных праздниках. Рассказать о празднике «День 8 Марта»
|
| Транспорт
| Дать понятие «общественный транспорт». Уточнить знания детей о городском общественном транспорте
|
| Весна
| Закрепить представления о сезонных изменениях в природе
|
| Мой город (посёлок)
| Уточнить правила дорожного движение (переход прохожей части улицы по сигналу светофора, по переходу «зебра»)
| Апрель
|
| Мой город (посёлок)
| Закрепить знания о правилах дорожного движения
|
| Транспорт
| Расширять знания об общественном транспорте (поезд самолёт, теплоход)
|
| Транспорт
| Упражнять в назывании вида и функций транспорта
|
| Деревья
| Знакомить с особенностями внешнего вида и названиями деревьев (берёза, клён, сосна)
| Май
|
| Цветы
| Уточнить названия и отличительные признаки цветов (ромашка, ландыш, роза)
|
| Комнатные растения
| Рассмотреть комнатные растения, находящиеся в гpyппе, дать об одном-двух из них элементарную информацию
|
| Насекомые
| Уточнить названия насекомых (жук, бабочка, муха), элементарные сведения о некоторых насекомых (муравей)
|
| Земноводные
| Дать элементарные сведения о земноводных (лягушка)
| Перспективное планирование
Цели
| Воспитывать любовь к родному краю. Рассказать о самых красивых местах родного города, других его достопримечательностях.
Дать понятие: кто такие горожане, москвичи, волго-градцы и т. п.
| Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, гладкое). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность
| Дать определение понятий «дерево», «куст». Организовать целевое наблюдение за цветом листьев; за сезонными явлениями природы.
Учить работать с календарем
| Познакомить:
- с обобщающим понятием «домашние животные»;
- с коровкой и бычком
| Ноябрь
| Тема
| Труд взрослых
| Путешествие в прошлое (бумага)
| Уголок природы
| Подкормка зимующих птиц
|
Цели
| Закрепить:
- представление о работе шо фера;
- функции и назначение све тофора.
| Познакомить с историей бумаги; с современными видами бумаги
| Познакомить с понятием «уголок природы». Учить вести совместную работу по уходу за растениями в уголке природы
| Учить:
- наблюдать за птицами (как ищут корм, чем можем им помочь);
| Продолжение табл.
Цели
| Дать представление:
- о том, что такое семья;
- о родственных отношениях в семье: каждый из них одно временно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра) и др. Учить знать и называть сво их ближайших родственников
| Учить рассматриванию хох-ломских изделий (отметить характерные детали, их краски).
Познакомить с деревянными игрушками
| Закрепить понятия «дерево», «куст».
Учить рассматриванию, что находится в шишках ели
| Организовать наблюдение: какие звуки издают птицы.
Учить рассматриванию строения птицы, следов, которые птицы оставляют на снегу
| Февраль
| Тема
| Папы, дедушки - солдаты
| Мамин сарафан
| Рассада
| Домашние животные
|
Цели
| Дать доступные детскому пониманию представления о государственных праздниках.
| Дать определение понятию «сарафан».
| Учить осуществлять посев семян цветов для клумбы.
| Закрепить знание характерных особенностей домаш-
| Окончание табл.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|