Ребенок и окружающий мир пояснительная записка
В Программе содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех cocti ляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы. Каждая составляющая раздела имеет свою базовую основу. Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как о творении человеческой мысли и результатов деятельности. В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей. В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы. Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и подгрупповых. Во всех группах детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интерес и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы деятельности. Поэтому сетка занятий предусматривает разумное чередование их в течение каждого месяца. «Природное окружение. Экологическое воспитание» дошкольников - это новый раздел, которого раньше в Программе не было. Цель раздела - ознакомление детей с живой и неживой природой, формирование осознанного бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры. Реализация цели происходит через решение следующих задач: • Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды. • Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие). • Формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса. • Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.
• Формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участи детского сада, группы, города (поселка, деревни и т. д.). • Развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира. • Формирование привычки рационально использовать природные ресурсы. • Развитие умений правильно взаимодействовать с природой. • Развитие интереса к миру природы. • Формирование эстетического отношения к действительности, прежде всего к природ К концу года дети могут: • Называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и об следования. • Проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть. • С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей (взрослого, ребенка). • Уметь рассказывать о своем родном городе (поселке, селе). • Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и т. п.). • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т. п.). Тематическое планирование по разделу может быть представлено предлагаемой табличной формой. Соответственно программе, на составляющую часть «Предметное окружение. Явления общественной жизни» отводится 18 занятий, на составляющую часть «Природное окружение. Экологическое воспитание» - также 18 занятий.
Е. В. Вальчук
Окончание
| Мой город (посёлок) | Уточнить представления о составляющих улицы (дол тротуар, проезжая часть) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наш праздник | Дать элементарные представления о государственных праздниках. Рассказать о празднике «День защитника Отечества» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мой город (посёлок) | Рассказать о достопримечательностях родного город; (посёлка) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Март | Наш праздник | Дать элементарные представления о государственных праздниках. Рассказать о празднике «День 8 Марта» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Транспорт | Дать понятие «общественный транспорт». Уточнить знания детей о городском общественном транспорте | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Весна | Закрепить представления о сезонных изменениях в природе | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мой город (посёлок) | Уточнить правила дорожного движение (переход прохожей части улицы по сигналу светофора, по переходу «зебра») | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Апрель | Мой город (посёлок) | Закрепить знания о правилах дорожного движения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Транспорт | Расширять знания об общественном транспорте (поезд самолёт, теплоход) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Транспорт | Упражнять в назывании вида и функций транспорта | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деревья | Знакомить с особенностями внешнего вида и названиями деревьев (берёза, клён, сосна) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Май | Цветы | Уточнить названия и отличительные признаки цветов (ромашка, ландыш, роза) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комнатные растения | Рассмотреть комнатные растения, находящиеся в гpyппе, дать об одном-двух из них элементарную информацию | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Насекомые | Уточнить названия насекомых (жук, бабочка, муха), элементарные сведения о некоторых насекомых (муравей) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Земноводные | Дать элементарные сведения о земноводных (лягушка) |
Перспективное планирование
Месяц | Тема и цели занятия 1 -й недели | Тема и цели занятия 2-й недели | Тема и цели занятия 3-й недели | Тема и цели занятия 4-й недели | |
Сентябрь | Тема | Детский сад | Незнайкин клад | «Во саду ли, в огороде» | Кто живет в аквариуме? |
Цели | Познакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду. Уточнить знание адреса детского сада и маршрута в детский сад и домой. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Приобщать детей к деятельности по оформлению своей группы и других помещений детского сада | Закреплять знания детей о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы. Упражнять в классификации предметов по цвету, форме, материалу, назначению | Закрепить понятия «фрукты», «овощи». Познакомить с некоторыми видами овощей: форма, цвет, вкус (баклажан, кабачок, редька) | Организовать: - целевое наблюдение за оби тателями аквариума; - рассматривание строения рыбок. Воспитывать доброжелательное отношение к рыбкам | |
Октябрь | Тема | Мой родной город | В мире стекла | «Люблю березку русскую» | Коровушка и бычок |
|
|
Цели Закрепить: - представление о работе шо фера; - функции и назначение све тофора. Познакомить с историей бумаги; с современными видами бумаги Познакомить с понятием «уголок природы». Учить вести совместную работу по уходу за растениями в уголке природы Учить: - наблюдать за птицами (как ищут корм, чем можем им помочь);
Продолжение табл.
Уточнить знание правил дорожного движения | - осуществлять подкормку зимующих птиц. Закрепить умение различать и называть птиц, прилетающих на участок | ||||
1Декабрь | Тема | К ребятам приходит Айболит | Путешествие в прошлое предмета (стул) | Здравствуй, зимушка-зима! | Кролик - серенький, зайка -беленький |
Цели | Ввести понятие «профессия». Объяснить, как важно обращаться к врачу, медицинской сестре. Познакомить с трудом врача, медицинской сестры, его содержанием, с их личностными и деловыми качествами. Упражнять в назывании сотрудников ДОУ по имени и отчеству. Формировать интерес к профессиям родителей | Объяснить, что человек создает предметы быта для своего дома. Развивать ретроспективный взгляд на эти предметы | Учить различать смену времен года: выпал снежок, появился лед на лужицах, деревья покрыты инеем. Закрепить знание свойств снега и льда | Познакомить с животными, которые живут в лесу. Учить различать зверей по цвету | |
Январь | Тема | Семья | Наши любимые игрушки | Ель | Птицы |
|
|
Цели Дать доступные детскому пониманию представления о государственных праздниках. Дать определение понятию «сарафан». Учить осуществлять посев семян цветов для клумбы. Закрепить знание характерных особенностей домаш-
Окончание табл.
Цели | Рассказать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину | Учить рассматриванию кукол в национальной одежде и их называнию по имени, национальной принадлежности. Познакомить со свойствами ткани | Организовать наблюдения за всходами рассады | ||
Март | Тема | Моя мама лучше всех | Мебель | «Весна, весна, поди сюда» | Попугайчики |
Цели | Расширять представление детей о семье. Учить: - читать стихи о мамах; - украшать группу к празднику; - проявлению заботы и вни мания к маме | Закрепить понятие «мебель». Учить объединять и классифицировать предметы по разным признакам | Учить: - наблюдать первые признаки весны: капель, кругом вода, солнечные блики; - рассматривать почки на де ревьях; - слушать песенку капели; - называть растущие на уча стке деревья | Познакомить с видами попугайчиков. Учить рассматриванию: какие у попугая крылышки, что он видит, чем питается, как ухаживает за собой | |
Апрель | Тема | Дом, в котором ты живешь | Посуда | Цветы на подоконнике | Насекомые на участке |
Цели | Познакомить с названиями улиц, на которых живут дети. Объяснить, почему важно знать свой домашний адрес, адрес детского сада | Познакомить: - с обобщающим понятием «посуда»; - с классификацией посуды: кухонная, столовая, чайная | Учить рассматриванию комнатных цветов, посаженных в уголке природы в группе. Дать об одном-двух растениях необходимую информацию | Наблюдать за насекомыми. Воспитывать доброжелательное отношение к насекомым | |
Тема | Помощники | На чем я путешествую | Все цветы разные | Насекомые на участке | |
Цели | Побудить к рассказам об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи | Познакомить с обобщающим понятием «транспорт». Закрепить знания о различных видах транспорта, о частях автомобиля. Расширить представления об общественном транспорте. Проверить знание правил поведения пассажира | Учить: - наблюдать за цветами на клумбе, за травой; - рассматривать одуванчик; - замечать отличительные признаки растений | Закреплять умение называть насекомых (жук, бабочка, муха). Дать элементарное представление о муравьях |
|
|