Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и цели денежно-кредитной политики




кредитный денежный регулирование банк

Денежно-кредитная политика является частью общей финансовой политики. Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. Финансовая политика государства является лишь средством осуществления его социально-экономической политики и выполняет вспомогательную роль.

Именно в рамках социально-экономической политики может разрабатываться и проводиться в жизнь эффективная финансовая политика.

Как известно, финансовая политика состоит из следующих главных компонентов:

налоговой политики;

бюджетной политики;

денежно-кредитной политики;

ценовой политики;

таможенной политики;

социальной политики;

инвестиционной политики;

политики в области международных финансов.

К основным задачам финансовой политики можно отнести:

1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

.   организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

.   выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

.   создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами".

В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитную политику.

ЦБ РФ ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на три предстоящих года и не позднее 1 декабря - окончательный вариант основных направлений. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству России.

Основные направления денежно-кредитной политики:

1. концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой ЦБ РФ;

2. краткую характеристику состояния экономики РФ;

.   прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;

.   количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных ЦБ РФ на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;

.   сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики РФ на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;

.   прогноз основных показателей платежного баланса РФ на предстоящий год;

.   целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые ЦБ РФ на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;

.   основные показатели денежной программы на предстоящий финансовый год;

.   варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях социально-экономической конъюнктуры;

10. план мероприятий ЦБ РФ на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

Государственное регулирование при помощи денежно-кредитных инструментов - это количественное изменение, во-первых, предложения свободных денег, во-вторых, "цены кредита" - процента.

Денежно-кредитная политика имеет значительный временной лаг - время от принятия решения до его результата. Влияние ее на размер валового внутреннего продукта в значительной степени связано (через колебания ставки процента) с изменением инвестиционной активности в экономике, что само по себе является довольно длительным процессом. Запаздывание результата может даже ухудшить ситуацию. Например, антициклическое расширение денежной массы (и вызванное этим снижение процентной ставки) для предотвращения спада может дать результат, когда экономика будет уже на подъеме и вызовет нежелательные инфляционные процессы.

Субъектом денежно-кредитной политики является центральный банк. По закону он выполняет установки правительства, но не является правительственным институтом, а имеет определенную степень самостоятельности. Такие права даны ему на основе принципа разделения властей. Правительство не вправе требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного количества денег.

В основном ЦБ РФ использует методы косвенного воздействия на денежно-кредитную сферу и сопряженные области экономики. Однако при проведении определенного круга операций ЦБ РФ вправе и прямо вмешиваться в те или иные процессы..

Денежно-кредитная политики содержит несколько элементов:

эмиссионная политика;

политика стабилизации национальной валюты;

кредитная политика.

В рамках проведения эмиссионной политики обеспечивается оптимизация необходимой массы денег в обороте. Разумная эмиссионная политика направлена также на некоторое увеличение доходов бюджета - так называемых эмиссионных доходов. Второе направление требует особой осмотрительности, поскольку при переходе определенных количественных границ денежная система подвержена инфляции, т.е. реальному обесценению доходов бюджета. Если государство не в состоянии регулировать размер денежной массы, это подрывает экономическую безопасность страны, поскольку национальная валюта не в состоянии противостоять экспансии более сильных валют и национальное богатство может быть обесценено либо в значительной степени утеряно.

Функции эмиссии денег:

1. обеспечение экономики средствами обращения, платежа, накопления;

2. покрытие в критической ситуации дефицита государственного бюджета;

.   регулирование экономики - путем увеличения или уменьшения в различных пределах эмиссии денег государство может способствовать либо оживлению экономики, либо ограничению роста цен.

Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег. В настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.

Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры рынка государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

Также принято разделение методов на две группы:

1) общие (влияют на рынок ссудных капиталов в целом);

2) селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.).

Учетная (дисконтная) политика - это условия, на которых центральный банк покупает векселя у коммерческих банков. Учетная политика относится к прямым методам регулирования и представляет собой вариант регулирования качественного параметра рынка, а именно стоимости банковских кредитов.

В России подобную функцию выполняет ставка рефинансирования Центрального Банка РФ, т.е. предоставление кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг (ломбардные кредиты), а также организации кредитных аукционов. При установлении данной ставки учитывается влияние процентной политики на формирование производственных затрат и на уровень доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках.

К селективным методам денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ относятся следующие:

. Контроль по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить их в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса.

. Регулирование риска и ликвидности банковских операций. В многочисленных правительственных положениях и документах (законах, актах, инструкциях, директивах, указаниях и т.д.), регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяется риску и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском усилился в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...