Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет 21 Прибыль и рентабельность предприятия.




Прибыль — выступает как превышение доходов от продажи товаров (услуг) над произведенными затратами (капиталом).

Различают:

бухгалтерская прибыль — разница между суммой реализации (доходами от продажи) и расходами (издержками);

экономическая прибыль — это остаток от общего дохода после вычета всех издержек, разница между бухгалтерской прибылью и дополнительными расходами, такими как: некомпенсированные собственные издержки предпринимателя, не учтённые в себестоимости, в том числе «упущенная выгода», затраты на «стимулирование» чиновников в коррупционных экономиках, дополнительные премиальные работникам.

Рентабельность предприятия – это показатель эффективности, с которой используются основные фонды, рассчитываемый как отношение прибыли к усредненной стоимости основных, а также оборотных активов.

Прибыль выполняет две важнейшие функции:

1) характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;

2) является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие предприятия (налог на прибыль — важнейший элемент доходов государственного бюджета).

Основной принцип деятельности предприятия (фирмы) состоит в стремлении к максимизации прибыли. По этой причине прибыль выступает основным показателем эффективности производства.

Факторы, влияющие на величину прибыли

Для определения резервов увеличения прибыли необходимо рассмотреть ряд факторов, как зависящих, так и независящих от усилий предприятия.

Факторы, влияющие на величину прибыли: внутренние, внешние. Внутренние делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные делятся на экстенсивные и интенсивные.

К внешним факторам относятся: конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, государственное регулирование цен и тарифов, процентных и налоговых ставок и т.п. Эти факторы не зависят от деятельности предприятий, но могут оказывать значительное влияние на его деятельность.

Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов, и, в свою очередь, подразделяются на экстенсивные и интенсивные.

Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др.

Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через качественные показатели: повышение производительности оборудования, совершенствование технологических процессов, ускорение оборачиваемости оборотных средств, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда, более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

К внепроизводственным факторам относятся снабженческо-сбытовая, природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.

Источники получения прибыли:

Первый источник образуется за счет монопольного положения фирмы по выпуску продукции или уникальности продукта.

Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью фирмы. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и проведения соответствующего маркетинга.

Третий источник определяется инновационной деятельностью фирмы, которая предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечивая ее конкурентоспособность, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

Формирование и распределение прибыли:

Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия является балансовая (валовая) прибыль, которая включает в себя три составляющих:

- прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг); разница между выручкой от реализации продукции без НДС, акцизов, экспортных пошлин и затратами на производство и реализацию продукции, включаемыми в себестоимость продукции.

- прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия; разница между продажной ценой реализованного имущества и его остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации.

- финансовые результаты от внереализационных операций. как разница между доходами от внереализационных операций и расходами по ним. Пример от внереализционных: доходы от сдачи имущества в аренду; - расходы на оплату услуг банков; и т.д.

Как известно, не вся полученная прибыль остается предприятию, так как подвергается налогообложению. Для получения величины налогооблагаемой прибыли валовая прибыль корректируется следующим образом (ст. 270 гл. 25 НК РФ):

После уплаты налога на прибыль и других платежей образуется чистая прибыль, которая остается в распоряжении предприятия и используется им самостоятельно.

Чистая прибыль предприятия распределяется по следующим направлениям:

1) на создание:

- фонда накопления; предназначен для финансирования производственного и социального развития предприятия.

- фонда потребления; используется на финансирование социальных нужд и материальное стимулирование работников.

- резервного фонда; должен составлять не менее 15% уставного капитала

- фонда валютных отчислений; если предприятие осуществляет экспорт своей продукции.

2) прибыль к распределению между учредителями (акционерами);

3) нераспределенная прибыль (резерв по прибыли).

Безубыточность работы предприятия

Точка безубыточности (критический объем производства) – это такой объем реализации, при котором полученные доходы обеспечивают возмещение всех затрат и расходов, но не дают возможности получать прибыль, иначе говоря, это нижний предельный объем выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...