Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Народная песня, ее происхождение и формы




Билет №1.

Античная литература: терминология, хронологические рамки, основные черты, художественное и историческое значение.

Ответ:

Термин "античность" происходит от латинского слова antiqvus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

8 век до нашей эры – начало греческой литературы, в это время жил поэт, музыкант Гомер.

Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов. На греческую литературу в эпоху формирования на основе фольклора было влияние восточной культуры.

Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

- эгейский или критомикенский (III - II тыс. до н.э.),

- гомеровский (XI - IX вв. до н.э.),

- архаический (VIII - VI вв. до н.э.),

- классический (V - IV вв. до н.э.),

- эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.).

Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в классический период.

В 3 веке до нашей эры начинает формироваться латинская литература.

 

Основные черты античной литературы:

а) Антропоцентризм - ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Гуманность – человек прекрасен. Основным объектом гуманность сделала человека и воспела его. В греческой литературе создан идеал человеческой красоты.

Б) Многообразие жанров.: Почти все литературные жанры были созданы в античности (в основном греками): эпическая поэма, трагедия, роман, элегия, ода, лирика(разные виды). Были созданы смешанные (синкретические) жанры: историческая проза, философская проза, ораторская проза.

В античности была создана теория литературы – «Поэтика», а также теория ораторского искусства «Риторика» (Аристотель)

В) Античный реализм – правдоподобное воспроизведение действительности.

Г) Античные рецепции в мировой литературе и культуре. Античное наследие очень богато, очень разносторонне, разнообразно. Последующие века находили что-то важное для себя, соответствующее их требованиям.

 

О месте античного художественного наследия в мировой культуре.

Античная культура есть явление, представляющее всемирно-историческую ценность, есть культура, имеющая всемирно-историческое значение как один из важных истоков коммунистической культуры будущего.

Без занятия позиции по отношению к ней, без ее творческого переосмысления невозможен процесс действительно всестороннего овладения наследием прошлого, осуществляемого нами ради развития культуры сегодняшнего и завтрашнего дня.

Изучение античного наследия во всех его аспектах имеет огромное актуальное, а не только общепознавательное значение как средство духовно-художественного обогащения личности.

 

Билет №2

Основные жанры греческого фольклора: пословицы, басни, сказки.

 

Ответ:

К основным жанрам греческого фольклора относятся пословицы, басни, сказки.

Сказки – сохранилась лишь одна греческая сказка: «Об Амуре и Психее». Ее можно прочитать в романе «Метаморфозы». Психея – душа, душечка.

Почему не сохранились греческие сказки? ---- Греки относились к сказкам пренебрежительно, и считали, что этот жанр для детей и поэтому должен быть только на женской половине.

Басни –

Крылов писал басни на основе басен Эзопа (5 в. до н. э.) Басни Эзопа – это небольшие прозаические произведения, персонажами которых являются животные. В конце басни есть обязательно мораль.

Басня «Лисица и виноград» основана на некоторых моментах из жизни Эзопа.

На латинском языке сюжеты басен Эзопа использовали Федр (1 век н.э.) и Авиан (4 век н.э.). Греческие басни на темы Эзопа писал Батрий (2 век н.э.)

В новое время басни писали – Лессинг, Лафонтен, а в России – Измайлов, Хемницер.

Пословицы и поговорки –

Греки относились к ним с большим уважением, потому что в пословицах отражается мудрость других людей. П. и П. связаны с мудростью мудрецов. (Солон, Питак, Пилон)

Пословицы связаны с именами 7 мудрецов: Сократ, Аристотель…

И в латинском, и в греческом и в русском языках есть пословицы, которые переведены с еврейского.

В греческом фольклоре прозаические и поэтические жанры сосуществовали с древнейших времен. В фольклорной прозе преобладали обычно малые формы: пословицы, поговорки, басни и сказки. Многочисленные пословицы и поговорки в качестве сентенций и афоризмов вошли затем в различные прозаические сборники, среди которых наиболее знаменита была народная книга о семи мудрецах, возникшая предположительно в конце VI в. до н. э., существовавшая в различных вариантах и известная нам лишь по поздним источникам.
Басни, предназначенные для наставлений и поучений, были поэтическими и прозаическими. Первые басни в стихах известны у Гесиода и Архилоха. Однако происхождение басен очень древнее; старейшими среди них считаются прозаические басни о животных, возникшие в период, когда охота была основным источником человеческого существования, а звери представлялись могучими существами, во всем подобными людям. Несколько позднее появились басни о людях и сверхъестественных антропоморфизированных существах.
Распространено предположение о восточном происхождении басен. Греки связывали их с именем горбатого и уродливого фригийского раба Эзопа, сказание о жизни и творчестве которого относится ко второй половине VI в. до н. э. Первоначально басни были неотделимы от полулегендарного жизнеописания Эзопа и существовали в устной традиции. Первая, не сохранившаяся запись басен была сделана в Афинах в конце IV в. до н. э., дошедшие до нас сборники возникли еще позднее. Из четырехсот с лишним басен Эзопа, ставших источниками сюжетов последующих басен, наиболее известны «Лиса и виноград», «Муравей и цикада», «Старик и смерть», «Волк и ягненок», «Лягушки, просящие царя», «Ворона и лисица» и многие другие.

 

 

Билет №3

Греческая песня и ее разновидности.

Ответ:

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ, ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ФОРМЫ

В мифах, сказках, пословицах, устных рассказах и песнях находили выражение взгляды народа на окружающий мир. Но прочно удерживалась в памяти только такая речь, которая была облечена в ритмическую форму, имела вид песни. Поэтому история литературы и должна начинаться с изучения народной песни.
Исследование первобытных форм песни показывает, что возникновение ее надо связывать с первобытной магией и обрядами, а особенно с трудовым процессом. Равномерность и правильная последовательность движений облегчают работу. А в многократном повторении однообразных и равномерных движений устанавливается ритмичность. К движению и производимому им шуму человек присоединяет соответствующие возгласы — сначала без всякого смысла, простые звукоподражания, но позднее они заменяются отдельными словами и даже целыми фразами, ритмически построенными.
Образцом такой песни может служить песня мукомолов. О простых ручных мукомолках упоминается еще в поэмах Гомера («Одиссея», VII, 104; XX, 105—108). Можем представить себе утомительно долгую работу женщины, которая, склонившись над камнем, долбит и растирает рассыпанные на нем зерна и в такт своим движениям и стуку маленького жернова напевает песенку:

Мели, мельница, мели:
И Питтак молол когда-то,
Митилены царь великой2.

Упоминаемый тут Питтак возглавлял революционное движение на острове Лесбосе в VI в. до н. э. и, опираясь на поддержку народа, взял власть в свои руки. Этим и определяется время происхождения этой песенки.

Из обрядовых песен у греков получили особенно большое развитие, как и у других народов, песни свадебные и похоронные. Первые упоминания об этих песнях мы находим в поэмах Гомера. В «Илиаде» (XVIII, 491—496) описывается свадебная процессия, с которой вечером при свете факелов невесту отводили в дом жениха. При этом пелась свадебная песня — «гименей». Впоследствии этим словом стали называть божество брака. Разновидностью этой песни был «эпифала-мий» — песня перед свадебным чертогом. В «Илиаде» же есть замечательное описание погребального обряда и песни, которая его сопровождала. Поэма заканчивается рассказом о погребении троянского героя Гектора и плачем вдовы, матери и других женщин над телом убитого (XXIV, 720—722). Эти песни назывались «френами». У первобытных народов они имели религиозное значение. Оплакивать покойника считалось обязанностью родичей, своего рода умилостивлением его духа. Для придания обряду большей пышности приглашали даже наемных плакальщиков и особенно плакальщиц (ср. Лукиан, «О скорби», 12—15). Некоторые из них достигли в этом деле подлинного мастерства. «Илиада» рисует полную глубокого драматизма сцену, которая живо воспроизводит этот род народного творчества.
В «Илиаде» и в «Одиссее» содержится немало сведений о народной поэзии предшествовавшего времени. Так, в «Илиаде» упоминается (II, 595—600) имя древнего певца Фамирида, который будто бы дерзнул состязаться в искусстве с самими музами и за это был лишен ими своего дара и ослеплен. Некоторые из песнопений, исполнявшихся в историческую эпоху в греческих храмах, приписывались древним певцам — Орфею, Myсею, Лину, Олену и др.1
Приведенные данные позволяют нам восстановить в общих чертах основные формы первобытного народного творчества (о героических песнях будет сказано в дальнейшем). На основе этого первобытного творчества постепенно вырабатывались художественные формы позднейших времен.
В нашей литературе первым обратил внимание на значение греческих народных песен Н. И. Гнедич. Он дал перевод нескольких «Простонародных песен нынешних греков», а в «Введении» к их изданию коснулся и древних предшественниц их и сделал перевод цитированной выше песни «Ласточка»2.

 

 

Билет №4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...