Народная песня, ее происхождение и формы
Стр 1 из 36Следующая ⇒ Билет №1. Античная литература: терминология, хронологические рамки, основные черты, художественное и историческое значение. Ответ: Термин "античность" происходит от латинского слова antiqvus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров. 8 век до нашей эры – начало греческой литературы, в это время жил поэт, музыкант Гомер. Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов. На греческую литературу в эпоху формирования на основе фольклора было влияние восточной культуры. Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами: - эгейский или критомикенский (III - II тыс. до н.э.), - гомеровский (XI - IX вв. до н.э.), - архаический (VIII - VI вв. до н.э.), - классический (V - IV вв. до н.э.), - эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.). Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в классический период. В 3 веке до нашей эры начинает формироваться латинская литература.
Основные черты античной литературы: а) Антропоцентризм - ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
Гуманность – человек прекрасен. Основным объектом гуманность сделала человека и воспела его. В греческой литературе создан идеал человеческой красоты. Б) Многообразие жанров.: Почти все литературные жанры были созданы в античности (в основном греками): эпическая поэма, трагедия, роман, элегия, ода, лирика(разные виды). Были созданы смешанные (синкретические) жанры: историческая проза, философская проза, ораторская проза. В античности была создана теория литературы – «Поэтика», а также теория ораторского искусства «Риторика» (Аристотель) В) Античный реализм – правдоподобное воспроизведение действительности. Г) Античные рецепции в мировой литературе и культуре. Античное наследие очень богато, очень разносторонне, разнообразно. Последующие века находили что-то важное для себя, соответствующее их требованиям.
О месте античного художественного наследия в мировой культуре. Античная культура есть явление, представляющее всемирно-историческую ценность, есть культура, имеющая всемирно-историческое значение как один из важных истоков коммунистической культуры будущего. Без занятия позиции по отношению к ней, без ее творческого переосмысления невозможен процесс действительно всестороннего овладения наследием прошлого, осуществляемого нами ради развития культуры сегодняшнего и завтрашнего дня. Изучение античного наследия во всех его аспектах имеет огромное актуальное, а не только общепознавательное значение как средство духовно-художественного обогащения личности.
Билет №2 Основные жанры греческого фольклора: пословицы, басни, сказки.
Ответ: К основным жанрам греческого фольклора относятся пословицы, басни, сказки. Сказки – сохранилась лишь одна греческая сказка: «Об Амуре и Психее». Ее можно прочитать в романе «Метаморфозы». Психея – душа, душечка.
Почему не сохранились греческие сказки? ---- Греки относились к сказкам пренебрежительно, и считали, что этот жанр для детей и поэтому должен быть только на женской половине. Басни – Крылов писал басни на основе басен Эзопа (5 в. до н. э.) Басни Эзопа – это небольшие прозаические произведения, персонажами которых являются животные. В конце басни есть обязательно мораль. Басня «Лисица и виноград» основана на некоторых моментах из жизни Эзопа. На латинском языке сюжеты басен Эзопа использовали Федр (1 век н.э.) и Авиан (4 век н.э.). Греческие басни на темы Эзопа писал Батрий (2 век н.э.) В новое время басни писали – Лессинг, Лафонтен, а в России – Измайлов, Хемницер. Пословицы и поговорки – Греки относились к ним с большим уважением, потому что в пословицах отражается мудрость других людей. П. и П. связаны с мудростью мудрецов. (Солон, Питак, Пилон) Пословицы связаны с именами 7 мудрецов: Сократ, Аристотель… И в латинском, и в греческом и в русском языках есть пословицы, которые переведены с еврейского. В греческом фольклоре прозаические и поэтические жанры сосуществовали с древнейших времен. В фольклорной прозе преобладали обычно малые формы: пословицы, поговорки, басни и сказки. Многочисленные пословицы и поговорки в качестве сентенций и афоризмов вошли затем в различные прозаические сборники, среди которых наиболее знаменита была народная книга о семи мудрецах, возникшая предположительно в конце VI в. до н. э., существовавшая в различных вариантах и известная нам лишь по поздним источникам.
Билет №3 Греческая песня и ее разновидности. Ответ: НАРОДНАЯ ПЕСНЯ, ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ФОРМЫ В мифах, сказках, пословицах, устных рассказах и песнях находили выражение взгляды народа на окружающий мир. Но прочно удерживалась в памяти только такая речь, которая была облечена в ритмическую форму, имела вид песни. Поэтому история литературы и должна начинаться с изучения народной песни. Мели, мельница, мели:
Упоминаемый тут Питтак возглавлял революционное движение на острове Лесбосе в VI в. до н. э. и, опираясь на поддержку народа, взял власть в свои руки. Этим и определяется время происхождения этой песенки. Из обрядовых песен у греков получили особенно большое развитие, как и у других народов, песни свадебные и похоронные. Первые упоминания об этих песнях мы находим в поэмах Гомера. В «Илиаде» (XVIII, 491—496) описывается свадебная процессия, с которой вечером при свете факелов невесту отводили в дом жениха. При этом пелась свадебная песня — «гименей». Впоследствии этим словом стали называть божество брака. Разновидностью этой песни был «эпифала-мий» — песня перед свадебным чертогом. В «Илиаде» же есть замечательное описание погребального обряда и песни, которая его сопровождала. Поэма заканчивается рассказом о погребении троянского героя Гектора и плачем вдовы, матери и других женщин над телом убитого (XXIV, 720—722). Эти песни назывались «френами». У первобытных народов они имели религиозное значение. Оплакивать покойника считалось обязанностью родичей, своего рода умилостивлением его духа. Для придания обряду большей пышности приглашали даже наемных плакальщиков и особенно плакальщиц (ср. Лукиан, «О скорби», 12—15). Некоторые из них достигли в этом деле подлинного мастерства. «Илиада» рисует полную глубокого драматизма сцену, которая живо воспроизводит этот род народного творчества.
Билет №4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|