Классификация доходов организации
Доходы и расходы организаций в зависимости от характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на: 1) доходы и расходы от обычных видов деятельности; 2) операционные доходы и расходы; 3) внереализационные доходы и расходы, а также чрезвычайные доходы и расходы. Финансовый отчет об операционной деятельности включает финансовый результат от реализации, а также прочие операционные доходы и расходы. Учет доходов и расходов предприятия и формирование финансового результата его деятельности являются одними из самых сложных участков учета. Специфика учета доходов и расходов и определение финансовых результатов в разрезе видов деятельности тесно связаны с Отчетом о финансовых результатах (далее - Отчет). Финансовый результат реализации. Для отражения выручки от реализации, начисленной или полученной предприятием в отчетном периоде, используется счет 70 «Доходы от реализации» (если выполняются все критерии признания дохода). К доходам и расходам от обычных видов деятельности, как правило, в первую очередь относятся доходы и расходы предприятия, которые связаны с деятельностью, являющейся целью создания предприятия. Доходами и расходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции, товаров (выполнения работ, оказания услуг) и расходы, связанные с изготовлением этой продукции, товаров и их продажей, а также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ и оказанием услуг (п. 5 ПБУ 9/99, п. 5 ПБУ 10/99). Для отражения в учете этих доходов и расходов предназначены счета учета выручки от реализации продукции (работ, услуг) (сч. 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» старого Плана счетов, сч. 90 «Продажи» субсчет 1 «Выручка» нового Плана счетов) и затрат на производство этой продукции (работ, услуг) (сч. учета затрат – 20, 23, 25, 26 и старого Плана счетов, сч. 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж» нового Плана счетов). К доходам и расходам от обычных видов деятельности, как правило, в первую очередь относятся те доходы и расходы предприятия, которые связаны с той деятельностью, которая является целью создания предприятия. В соответствии с требованиями пп. 5, 7 ПБУ 9/99 и пп. 5, 7 ПБУ 10/99, доходы и расходы предприятий, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, могут учитываться как в составе доходов и расходов от обычных видов деятельности, так и в составе операционных доходов и расходов, в зависимости от того, являются ли они предметом деятельности предприятия (пп. 5, 7 ПБУ 9/99). Аналогичный порядок применяется и при предоставлении активов (имущества) в аренду.
Внереализационными доходами и расходами являются: 1) штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора; 2) активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; 3) поступления и возмещения причиненных организации (организацией) убытков; 4) прибыль (убытки) прошлых лет, выявленная (признанные) в отчетном году; 5) суммы кредиторской и депонентской (дебиторской) задолженности, по которым истек срок исковой давности, а также другие долги, нереальные для взыскания; 6) курсовые разницы; 7) суммы дооценки (уценки) активов (за исключением внеоборотных активов); 8) прочие внереализационные доходы и расходы. Чрезвычайными доходами и расходами считаются поступления (убытки), возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п) (п. 9 ПБУ 9/99, п. 13 ПБУ 10/99). При отнесении тех или иных доходов и расходов к числу чрезвычайных следует принимать во внимание следующее. Чрезвычайными обстоятельствами, в соответствии с ГК РФ, считаются непредотвратимые обстоятельства, возникшие вследствие непреодолимой силы. Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст. 1 Федерального закона от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). К чрезвычайным доходам относятся:
суммы страхового возмещения и покрытия из других источников, убытков от стихийных бедствий, подлежащие получению (полученные) организацией, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания, не пригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов. К чрезвычайным расходам относятся: стоимость утраченных материально-производственных ценностей, убытки от списания пришедших в негодность в результате чрезвычайных событий и не подлежащих восстановлению и дальнейшему использованию объектов основных средств и пр. Рассматриваемые доходы отражаются в бухгалтерском учете по сч. 80 «Прибыли и убытки» старого Плана счетов (сч. 99 «Прибыли и убытки» нового Плана счетов) и принимаются для исчисления налога на прибыль в соответствии с требованиями пп. 14 и 15 Положения о составе затрат. Поскольку п. 14 содержит открытый перечень доходов и поступлений, принимаемых для целей налогообложения, то все поступления, возникшие как последствия чрезвычайных обстоятельств, учитываются для исчисления налога на прибыль. Одновременно с этим некомпенсируемые потери от стихийных бедствий (уничтожение и порча производственных запасов, готовых изделий и других материальных ценностей) и некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий и других экстремальных условий принимаются, согласно п. 15 Положения о составе затрат, при исчислении налога на прибыль. Издержки (затраты) производства – один из основных объектов управленческого учета. Они группируются и учитываются по видам, местам их возникновения и носителям затрат. Места возникновения затрат - структурные единицы и подразделения, в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов (рабочие места, бригады, цеха и т.п.). Под носителями затрат понимают виды продукции (работ, услуг) данного предприятия, предназначенные для реализации на рынке.
Составляющая этой схемы должна находиться под постоянным вниманием и контролем. Эта задача решается на основе организации учета затрат по системе директ-костинг. Система директ–костинг – подход, согласно которому в разрезе объектов калькулирования планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость. Себестоимость может включать только прямые затраты; только переменные, т.е. зависящие от изменения объемов производства. Себестоимость может калькулироваться на основе только производственных расходов, связанных с изготовлением данной продукции, выполнением работ или оказанием услуг, даже если они носят косвенный характер. Но, несмотря на различную комплектацию себестоимости объекта калькулирования различными видами расходов, другие виды затрат, которые также по своей экономической сущности составляют часть текущих издержек, не включаются в калькуляцию, а возмещаются единой суммой из выручки (или валовой прибыли). Особенностью системы директ-костинг является разделение затрат на постоянные и переменные. Переменные расходы прямо зависят от объема и ассортимента выпускаемой продукции и с незначительными отклонениями колебания их величины синхронны с колебаниями объема выпуска. Напротив, постоянные расходы не зависят от изменений объема продукции. Их величина зависит только от длительности отчетного периода. Несмотря на некоторую условность деления затрат на постоянные и переменные, ценность такого разделения – в упрощении учета и повышении оперативности получения данных о прибыли. Еще одна особенность системы директ-костинг – соединение производственного и финансового учета. По системе директ-костинг учет и отчетность на предприятиях организованы таким образом, что появляется возможность регулярного контроля данных по схеме «затраты – объем – прибыль».
Система директ-костинг предлагает методику экономико-математического и графического представления и анализа отчетов для прогноза чистых доходов. Важно, что, применяя систему директ-костинг (систему учета сумм покрытия или маржи на доход), можно оперативно изучать взаимосвязи между объемом производства, затратами (себестоимостью, выручкой, прибылью, маржей на доход). Эту взаимосвязь можно изучать и графически, и аналитически. Действующая система бухгалтерского учета во многом еще остается учетом директивной экономики и выполняет функции расчета налогооблагаемой базы. До сих пор на предприятиях применяется затратный метод бухгалтерского учета, предусматривающий учет и исчисление полной фактической себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Однако весь мировой опыт свидетельствует об эффективности использования маржинального метода бухгалтерского учета - системы учета директ-костинг, в основе которой лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржи на доход. Исторически маржинальный подход стал использоваться в западных странах тогда, когда модель экстенсивного развития производства исчерпала себя и ей на смену пришла новая модель – модель интенсивного развития. Использование этой модели, в свою очередь, потребовало решения стратегических задач управления на основе четкого деления затрат на прямые и косвенные, основные и накладные, постоянные и переменные, производственные и периодические. Переменными называются затраты, величина которых изменяется вместе с изменением объема производства, т.е. зависят от характера деятельности организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. К производственным затратам относят прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты. К непроизводственным переменным затратам можно отнести расходы на упаковку готовой продукции, для отгрузки ее потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, комиссионное вознаграждение посреднику за продажу товара, которое напрямую зависит от объема продажи. К постоянным относят затраты, величина которых по абсолютной сумме в течение отчетного периода практически не изменяется или слабо изменяется при изменении объема производства. К ним относятся расходы на рекламу, арендная плата, амортизация основных средств и нематериальных активов и др.
Постоянные затраты – виды затрат, сумма которых не зависит от натурального объема производства и продаж, – например, амортизация основных фондов и нематериальных активов, арендная плата, расходы по содержанию помещений и др. Однако не случайно переменные и постоянные затраты имеют и более точные названия – условно-переменных и условно-постоянных. Условность состоит в том, что некоторые виды затрат, которые традиционно принято считать постоянными, в определенных ситуациях могут вести себя как переменные, и наоборот. Среди прочих операционных доходов выделяют дивиденды и процентные поступления, которые фирма получает от вложенного капитала, от продажи имущества, от сдачи его в аренду и т.д. К прочим операционным расходам относятся процентные платежи по кредитам и займам, арендные платежи, оплата услуг банка, налоги на рекламу, на имущество и т.д. Внереализационные доходы и расходы — это безвозмездные поступления и потери, курсовые и суммовые разницы, возникающие в расчетах по курсу иностранной валюты. Проценты за пользование кредитом и займом составляют прочие операционные расходы, они уменьшают финансовый результат организации. При этом при расчете налога на прибыль расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер процентной ставки существенно не отличается от среднего уровня процентов, взимаемых по другим долговым обязательствам, выданным в том же периоде на сопоставимых условиях (в той же валюте, на те же сроки под аналогичные по качеству обеспечения и попадающие в ту же группу кредитного риска). Существенным отклонением процентных платежей по долговым обязательствам считается отклонение более чем на 20% в сторону понижения от среднего уровня, который определяется по долговым обязательствам в рассматриваемом периоде времени на сопоставимых условиях. При отсутствии аналогичных долговых обязательств в рассматриваемом периоде времени на сопоставимых условиях предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ России, увеличенной в 1,1 раза (при оформлении кредитов в национальной валюте) или 15 % — по кредитам в иностранной валюте. Это — нормативная величина процентных платежей, которая уменьшает налогооблагаемую прибыль. Если процентные платежи по кредиту превышают нормативный уровень, то превышение не учитывается в налоговом учете при определении базы для расчета налога на прибыль. В случае если полученные заемные средства используются для предварительной оплаты материально-производственных запасов, работ, услуг, то расходы по обслуживанию займов и кредитов относятся на увеличение дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с предварительной оплатой. Затраты по полученным кредитам и займам, непосредственно относящиеся к приобретению инвестиционных активов или строительству, должны включаться в стоимость этих активов. Следует обратить внимание на то, что проценты по кредитам на приобретаемые товары и материальные активы, основные средства, пакеты ценных бумаг могут включаться в их покупную стоимость, если они возникли до поступления их в организацию и ввода в эксплуатацию. Налогооблагаемая прибыль определяется по данным налогового учета. Он отражает все виды доходов, включая выручку от продаж и прочие доходы, а также расходы, которые как и доходы признаются в отчетном периоде. Перечень видов доходов и расходов, влияющих на налогооблагаемую прибыль, приведен в главе 25 Налогового кодекса (глава 3 учебного пособия). Часть чистой прибыли распределяется между собственниками, а остаток, называемый нераспределенной прибылью, вовлекается в расширенный кругооборот средств для наращивания собственного капитала. Прибыль является основным экономическим показателем, характеризующим финансовые результаты предпринимательской деятельности, одним из основных источников формирования финансовых ресурсов предприятий и доходов бюджетов. На величину прибыли предприятия оказывают влияние разного рода факторы, но в первую очередь объемы реализации продукции, работ, услуг. Влияние роста выручки от реализации на величину прибыли зависит от уровня порога рентабельности. Порог рентабельности означает тот уровень выручки от продаж, при котором нет прибыли, но нет и убытка (эта величина порога рентабельности связана с точкой безубыточности). В экономической литературе этот термин имеет разные названия: «критическая точка», «уровень нулевой прибыли», «порог рентабельности», «точка самоокупаемости», «точка перелома», «мертвая точка» и др. Обычно точку безубыточности рассчитывают в количестве (шт.), и она определяется по каждому наименованию объектов продаж. Как правило, условием уровня нулевой прибыли является ситуация, при которой выручка от продаж равна переменным и постоянным затратам. Если фирма оказывает различные виды услуг, продает различные товары, тогда необходимо знать, какой минимум объема продаж должен быть, чтобы покрыть расходы. Этот минимум объема продаж и называется порогом рентабельности или критическим объемом продаж, он измеряется в рублях. Для решения этой задачи используется коэффициент валовой маржи. Прибыльность хозяйствования — это общеэкономическая цель, на реализацию которой нацелены все долгосрочные и оперативные управленческие мероприятия. Прибыль на любом предприятии необходима для удовлетворения различных потребностей, например: обеспечения дальнейшего роста и развития предприятия (при сохранении его финансовой самостоятельности); финансирования инвестиций; покрытие амортизационных потребностей; выплаты дивидендов владельцам собственного капитала; формирования резервов и т.д. Прибыль можно представить как сумму покрытия за вычетом постоянных затрат. Прибыль предприятия используется при расчете показателей рентабельности и оценке доходности капитала [англ. ROl — Return On Investment). Эти показатели должны превышать проценты на рынке капиталов с учетом, величины риска. Это вызвано тем, что денежные средства, инвестированные в производство, как правило, подвергаются большему риску, чем вложения в государственные облигации. Доходность на вложенный капитал — это показатель, характеризующий годовой финансовый результат (прибыль), выраженный в процентах, в отношении всех инвестированных в предприятие средств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|