Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное управление в области использования и охраны водных объектов




Управление использованием и охраной водного фонда занимают- ся специально уполномоченные на то государственные органы - бас- сейновые инспекции, входящие в состав министерства природных ре- сурсов РФ.

К полномочиям РФ относятся: определение государственной по- литики в области использования и охраны водных объектов, управле- ние водным фондом, разработка федеральных законов и государствен- ных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, проведение единой научно-технической политики, разработ- ка нормативно-методической базы, проведение мониторинга и т.д. Для оценки наличия и степени использования водных ресурсов использу- ются водохозяйственные балансы, которые представляют собой рас- четные материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами.

Систематизированные материалы исследований, проектные раз- работки о состоянии водных ресурсов и перспективное направление их развития содержатся в схемах комплексного использования и охраны водных ресурсов, которые разрабатываются в целях определения водо- хозяйственных и иных мероприятий для удовлетворения перспектив- ных потребностей общества в водных ресурсах.

Для планирования и осуществления рационального использова- ния, восстановления и охраны водных объектов на основе водохозяй- ственных балансов, схем комплексного использования и охраны вод- ных ресурсов, данных государственного водного кадастра разрабаты- ваются федеральные государственные, в том числе бассейновые и тер- риториальные государственные программы. Например, федеральная целевая Программа “Обеспечение населения России питьевой водой” (1994 г.). Констатируя существующее положение с водными ресурсами страны, Программа предлагает пути решения проблемы на федераль- ном и региональном (муниципальном) уровнях. Предлагаются перво- очередные, среднесрочные и долгосрочные мероприятия, выполнение которых возможно за счет организационно-финансового и техническо- го блоков.

Организационно-финансовый блок заключается в разработке еди- ной законодательной и организационно-финансовой базы Программы, установлении очередности реализации этапов, определении финансо- вой стратегии государства, формулировании научно-технической по- литики реализации Программы.


Блок технических проблем должен оценить количественные запа- сы и качество воды в поверхностных и подземных источниках, их взаимовлияние и связь с состоянием здоровья населения, выявить при- чины ухудшения качества воды; выполнить анализ технологий и кон- струкций водозаборов, технологий водоочистки, техническое состоя- ние систем подготовки, подачи и распределения воды; провести анализ нормативно-законодательной базы (СНиПы, ГОСТы и др.); определить состав и перечень предприятий и отраслей промышленности и комму- нального хозяйства, ответственных за производство оборудования, ма- териалов и реагентов.

Пути реализации Программы сводятся к разработке региональных программ “Питьевая вода”, созданию новых ГОСТов, СНиПов и дру- гих нормативных документов, усовершенствованию контрольно- измерительного комплекса; реконструкции существующих, разработке новых современных технологий и сооружений для подготовки питье- вой воды; оптимизации нормирования водопотребления, экономии и учета воды питьевого качества.

Государство осуществляет мониторинг водных объектов. Госу- дарственный мониторинг водных объектов представляет собой сис- тему регулярных наблюдений за гидрологическими или гидрогеологи- ческими и гидрогеохимическими показателями их состояния, обеспе- чивающую сбор, передачу и обработку полученной информации в це- лях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирова- ния их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий. Государственный мониторинг водных объектов является составной ча- стью системы государственного мониторинга окружающей природной среды.

Государством осуществляется также учет поверхностных и под- земных вод и ведение водного кадастра. Государственный водный кадастр представляет собой свод данных о водных объектах, об их ре- сурсах, использовании водных объектов, о водопользователях и ведет- ся в РФ по единой системе, основываясь на данных государственного учета вод. Данные водного кадастра являются основой для принятия решений при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов. 23.11.96 принято Постанов- ление Правительства РФ № 1403 “О ведении государственного водного кадастра”. Оно осуществляется Министерством природных ресурсов и федеральной службой РФ по гидрометеорологии и мониторингу окру- жающей среды.


В ведении государства находится экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйст- венных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. Государственная экспертиза представляет собой проверку соответст- вия этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строи- тельству.

Государственное управление осуществляется и в виде контроля за использованием и охраной водных объектов. Государственный кон- троль водных объектов призван обеспечить соблюдение:

· порядка использования и охраны водных объектов;

· лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);

· стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов;

· режима использования водоохранных зон;

· иных требований водного законодательства РФ.

Нормирование в области использования и охраны водных объек- тов заключается:

· в установлении лимитов водопользования;

· в разработке и принятии стандартов, нормативов и правил в об- ласти водопользования.

Правительством РФ 19.12.96 принято Постановление № 1504 “О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допусти- мых вредных воздействий на водные объекты”. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий (ПДВВ) на водные объекты разраба- тываются и утверждаются по бассейну водного объекта или его участ- ку в целях поддержания поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям. Разработка указанных нормативов возложена на Минприроды по согласованию с Госкомэко- логией, Минздравом, комитетом по рыболовству, федеральной служ- бой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Полу- ченные нормативы предельно допустимых вредных воздействий необ- ходимо использовать при решении вопросов, связанных с разработкой водохозяйственных балансов, схем комплексного использования вод- ных ресурсов; размещения, проектирования, строительства объектов, влияющих на состояние вод и др.

На основании расчетных материалов по нормативам предельно допустимых воздействий на водные объекты, предоставляемых бас- сейновыми и другими территориальными органами Минприроды, а также исходя из недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, определенных с


учетом целевого использования этих объектов, разрабатываются нор- мативы предельно допустимых сбросов (ПДС) вредных веществ в вод- ные объекты. ПДС используются при выдаче лицензий на водопользо- вание, установлении размеров платежей, связанных с пользованием водными объектами, осуществлении государственного контроля за ис- пользованием и охраной водных объектов.

Лицензирование также является сферой государственного управ- ления в области использования и охраны водных объектов.

Выдачу, оформление и регистрацию лицензии на водопользова- ние осуществляет специально уполномоченный Государственный ор- ган управления использованием и охраной водного фонда по согласо- ванию с Минэкологией.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...