Использование и охрана водных объектов
Водные объекты по основному назначению могут использоваться для целей: питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; здра- воохранения; промышленности и энергетики; сельского хозяйства; лесного хозяйства; гидроэнергетики; рекреации; транспорта; строи- тельства; пожарной безопасности и др. По техническим условиям существует общее, специальное и осо- бое водопользование. Общее водопользование осуществляется без применения техни- ческих средств и устройств при использовании водных объектов граж- данами и юридическими лицами без получения лицензии на водополь- зование. Специальное водопользование осуществляется с применением сооружений, технических средств и устройств гражданами и юридиче- скими лицами только при наличии лицензии на водопользование. Для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных и муници- пальных нужд федеральные водные объекты могут предоставляться в особое пользование по решению Правительства РФ. По условиям предоставления может быть совместное или обособ- ленное водопользование, по срокам представления - бессрочное (по- стоянное) без установления срока, временное, краткосрочное (до 3 лет), долгосрочное (от 3 до 20 лет). Представление водных объектов в пользование осуществляется на основании лицензии, заключенного в соответствии с ней договора, а также лимитами водопользования. Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) представляют собой предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые ус- танавливаются водопользователю на определенный срок. Водные объ- екты предоставляются в пользование путем выделения участков аква- тории или мест забора и сброса воды.
Водопользователи при использовании водных объектов имеют право осуществлять водопользование и получать в установленном по- рядке необходимую информацию о состоянии водных объектов в соот- ветствии с Водным законодательством РФ. Водопользователи обязаны: · рационально использовать водные объекты; · не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде; · не допускать ухудшения качества используемых вод; · содержать в исправном состоянии водохозяйственные соору- жения и технические устройства; · информировать госорганы об аварийных и других чрезвычай- ных ситуациях; · своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварий; · вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод; · своевременно вносить платежи за пользование водными объек- тами; · выполнять другие обязанности в соответствии с водным зако- нодательством РФ. При использовании водных объектов необходимо принимать ме- ры по их сохранению, предотвращению загрязнения, засорения и ис- тощения, а также по ликвидации последствий указанных явлений. Во- допользователи обязаны осуществлять производственно-технологичес- кие, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию объектов, а также при внедрении новых техно- логических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов и окружающую природную среду. Для этого необхо- димо создание замкнутых систем технического водоснабжения. При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается осуществлять сброс в водные объекты неочищенных и необеззаражен-
ных в соответствии с установленными нормативами сточных вод; про- изводить забор воды из водных объектов, существенно влияющих на их состояние; осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний. Поддержание подземных и поверхностных вод в состоянии, соот- ветствующем экологическим требованиям, обеспечивается установле- нием и соблюдением нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, которые устанавливаются исходя из: · предельно допустимой величины антропогенной нагрузки, дли- тельное воздействие которой не приведет к изменению экосистемы водного объекта; · предельно допустимой массы вредных веществ, которая может поступать в водный объект и на его водосборную площадь. Нормативы предельно-допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты устанавливаются исходя из условия недопустимости превышения предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. Постановлением Правительства РФ № 1504 от 19.12.96 “О поряд- ке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вред- ных воздействий на водные объекты” разработка нормативов по бас- сейну водного объекта или его участку возложена на Минприроду по согласованию с Госкомэкологией, Минздравом, Госкомитетом по ры- боловству. Для поддержания водных объектов в состоянии, соответствую- щем экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны. Правительство РФ 23.11.96 приняло Постановле- ние № 1404 “Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах”. Водоохранной зоной является терри- тория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой уста- навливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности. Мини- мальная ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек в зависимости от их протяженности 50 - 500 м. В пределах водоохран- ных зон устраиваются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.
Важную роль в использовании и охране водных объектов имеет экономическое регулирование, основным принципом которого явля- ется платность водопользования. Экономическое регулирование ис- пользования, восстановления и охраны водных объектов предусматри- вает создание систем: · платежей, связанных с пользованием водными объектами (вод- ный налог); · финансирования восстановления и охраны водных объектов; · экономического стимулирования рационального использова- ния, восстановления и охраны водных объектов. Плата за пользование водными объектами (водный налог) посту- пает в федеральный бюджет (40 %) и бюджеты субъектов (60 %) РФ. Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объек- тов, складывается из платы за изъятие воды из водных объектов в пре- делах лимитов и за сверхлимитное, сброс сточных вод нормативного качества в пределах лимитов; использование водных объектов без изъ- ятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование. Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объек- тов за сброс сточных вод с превышением установленных нормативов, сброс сточных вод нормативного качества сверх установленных лими- тов, направляется в федеральный бюджет (10 %), бюджет субъекта РФ (30 %), местный бюджет (60 %). За сверхлимитное изъятие воды уста- навливается повышенная плата. Экономическое стимулирование рационального использования, восстановления и охраны водных объектов предусматривает установ- ление налоговых и иных льгот, кредитов, представляемых на восста- новление и охрану водных объектов, предупреждение и ликвидацию вредного воздействия вод. В последнем разделе Водного Кодекса рассматривается целевое использование водных объектов для питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения, которое является приоритетным, резервиро- вание источников питьевого водоснабжения, для лечебных целей, про- мышленности и энергетики, сельского и лесного хозяйства, гидроэнер- гетики, рыбного и охотничьего хозяйства, для транспорта и лесоспла- ва, рекреации, добычи полезных ископаемых, обеспечения пожарной безопасности, а также для сброса сточных и дренажных вод. Водный кодекс предусматривает административную и уголовную ответственность за нарушение водного законодательства РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|