Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема воспитания молодежи в комедии «Облака».




Вопросам воспитания Аристофан уделял много внимания в ранней, не дошедшей до нас комедии «Пирующие». В ней И В «Облаках» делается интересное сопоставление старой и новой систем воспитания. Справедливое слово в «Облаках» прославляет старый порядок, когда от мальчиков требовались больше всего дисциплинированность и скромность. Они ходили в школу в чинном порядке, не кутаясь даже при холодной погоде, пели серьезные песни со строгими музыкальными ладами, не позволяли себе грубых шуток, в школе вели себя благопристойно, в пище соблюдали умеренность и простоту. Они не гуляли на площади, не проводили время в банях, вспыхивали гневом при всякой насмешке, уступали место старшим, не водили знакомства с танцовщицами и т. д. Так воспитывалось

 

Краткое содержание комедии “Облака”: Стрепсиад – простой земледелец, который еле сводит концы с концами из-за поведения его сына. Сына зовут Фидиппид, и все отцовские деньги он тратит на участие в скачках и на покупку лошадей. Стрепсиад во всем винит покойную мать: он хотел назвать сына “Фидонид”, т.е. “бережливый”, не матери нужно было, чтобы имя было связано с лошадями (окончание “ипп”). Так и получилось это бессмысленное имя – Фидиппид. Стрепсиад заводит с сыном серьезный разговор: нужно учиться мудрости (для защиты своих прав в суде нужно было знать софистику), потому что иначе они совсем разорятся. Для этого он предлагает ему идти в обучение к Сократу, “мыслильня” которого расположена недалеко от дома Стрепсиада. Сын не хочет туда идти, потому что считает Сократа и всех софистов бездельниками и бахвалами. Тогда Стрепсиад, желая научиться защищаться от кредиторов в суде решает сам пойти к Сократу в обучение. Вначале у порога дома Сократа его встречает ученик Сократа. Уже он блещет полученными познаниями и поражает Стрепсиада своей мудростью (он также рассказывает со всей серьезностью случай, что однажды Сократ не смог закончить свои наблюдения над звездами, потому что ему с крыши “в рот наклала ящерка”). Наконец, Стрепсиада приводят к мудрецу Сократу. Сократ, чтобы мысли “не притягивало к земле”, висит в небесах в гамаке и “паря в пространствах, мыслит о судьбе светил”. После краткой беседы Сократ решает взять его в ученики, перед этом совершив обряд посвящения: на Стрепсиада надевают венок и обсыпают его горсткой муки (чтобы он стал в речах “тертым”, как мука). После призывной молитвы к Сократу спускаются богини, в которых он верит – хор Облаков. Стрепсиад в полном восторге, но он считает главным богом Зевса. Сократ объясняет ему, что Зевса нет, а всем управляет Вихрь, который дует на облака, а они посылают дождь, мечут громы и молнии. Поверив этому, Стрепсиад начинает обучение. Ничего у него не получается: он стар и глуп, не понимает, что такое “трехмерный” и “четырехмерный” размер, чем отличается мужской род от женского (“фазан” и “фазыня”, “корзина” и “корзан”), размышлять он не может, потому что в его одеяло заползли клопы и кусают его. В общем, Стрепсиад быстро понимает, что ему здесь делать нечего, а надо заставить заниматься этим сына. Он уговаривает сына: рассказывает о тех премудростях, которым его научили (но сын считает их глупостью и ерундой), напоминает ему, сколько денег на него истратил, и сын соглашается, но напоминает, что отец об этом пожалеет. В четвертом эписодии происходит спор Правды (олицетворение справедливости) и Кривды (олицетворение софистской мудрости). Они пытаются переманить на свою сторону Фидиппида. В речах оказывается более искусной Кривда. Побеждает Кривда, потому что говорит юноше, что в школе Сократа он будет жить припеваючи, так как скромные и честные люди теперь не в почете в Афинах. Фидиппид заходит в дом Сократа. Проходит время, и Фидиппид возвращается к отцу из обучения. Он тощий, желтый и бледный. Они идут в дом. Радостный Стрепсиад прогоняет пришедших кредиторов Пассия и Аминия. И тут случается ужасное: Стрепсиад просит сына спеть ему что-нибудь, а тот начинает цитировать Еврипида, которого Стрепсиад терпеть не может. Он набрасывается на сына и бьет его, но сын сильнее и поколотил его. Стрепсиад в ужасе. Но тут сын, воспользовавшись приемами софистов, доказывает ему, что дети вправе бить своих отцов. Стрепсиад понимает, какую глупость он совершил, отдав сына в обучение Сократу, и решает хоть как-то насолить мудрецу. Он идет и поджигает дом. Когда Сократ застает его с огнем в руках на крыше его дома и в ужасе спрашивает, в чем дело, Стрепсиад отвечает: “Паря в пространствах, мыслю о судьбе светил”. Комедия заканчивается сожжением дома Сократа.

л«Облака» 423 г. Отличается от обычных комедий. Посвящена культурной проблеме: выступает против софистов и Сократа. Проблема воспитания молодежи. Афинянам вечные проблемы казались скучными. «Облака» оказались роковыми в жизни Сократа. Обличение в безбожности, безнравственности и развращении молодежи. На суде в качестве обвинения зачитывалась пьеса.

 

Сюжет комедии:

 

Старик Стрипсиад обеспокоен сыном Фидиппидом – тот играет на скачках, спустил все состояние. Стрипсиад узнает, что в Афинах есть мыслильня, хочет пойти туда учиться. Встречает там Сократа. Реальный Сократ не был таким смешным дураком. Афиняне прощали Сократу его внешний вид за его мысли. Всегда был готов к беседе – сократической беседе – приведение человека к выводу. У Аристофана Сократ – это чудак, сидящий в привязанной к стропилам корзине «парит в воздухе и размышляет о солнце». Этот Сократ изучает всякую дрянь. Проблемы: какой частью тела жужжит комар, измеряет шаг блохи. Сократ убеждает не верить в Зевса. Сократ принимает Стрепсиада в «мыслильню» и проделывает над ним обряд «посвящения». Мудрость софистов символизируется в хоре «божественных» облаков, почитание которых отныне должно заменить традиционную религию. Пародируются естественно-научные теории философов и новые софистические дисциплины, например грамматика. Стрипсиада выгоняют из мыслильни, посылает вместо себя сына. Происходит агон между Кривдой и Правдой – прежде всего о проблеме воспитания. восхваляет старое строгое воспитание. Кривда защищает свободу вожделений. Кривда побеждает. Фидиппид быстро овладевает всеми необходимыми уловками, и старик спроваживает своих заимодавцев.

 

Но вскоре искусство сына обращается против отца. Заканчивается все еще одним агоном. И сын, и отец идут на пир. Любитель старых поэтов Симонида и Эсхила, Стрепсиад не сошелся в литературных вкусах с сыном, поклонником Еврипида. Фидиппид поколотил старика, доказывает ему, что сын вправе бить отца. Стрепсиад готов признать силу этой аргументации, но, когда Фидиппид обещает доказать и то, что законно бить матерей, взбешенный старик поджигает мыслильню Сократа.но старику захотелось послушать Эсхила, а сыну – Еврипида. Сын побил отца и аргументировал это. Стрипсиад берет лестницу и факел – поджигает мыслильню.

 

Особенности:

 

1. Сократ - карикатура на софистику (далек). На деле – выступал на площади, здесь – в мыслильне.

 

2. комедия кончается без обычной обрядовой свадьбы Образованный А. не враг науки, в софистике его пугает отрыв от полисной этики: новое воспитание не закладывает основ для гражданских доблестей

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...