Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературно-эстетическая программа Аристофана в комедии «Лягушки».




 

Краткое содержание комедии “Лягушки”: Дионис, бог театра, вместе со своим рабом Ксанфием приходит к храму Геракла. Он стучится к нему в дверь. Геракл, со свойственной ему вспыльчивостью, отворяет дверь. Дионис, одетый в львиную шкуру, пугается Геракла и прячется за Ксанфия. Геракл, увидеть его, начинает раскатисто хохотать: “На женской рубашонке шкура львиная!” (женская рубашонка – обычный наряд изнеженного, женоподобного Диониса). Он рассказывает Гераклу о том, что перечитал трагедию Еврипида “Андромеда” (поставлена в 412 г. до н.э., за семь лет до постановки “Лягушек”.Произвела сильное впечатление на зрителей). И ему страшно захотелось увидеть Еврипида, потому что Дионис “ищет поэта настоящего”, а все остальные поэты современности – “пустые болтунишки, мразь, сороки бестолковые”. Но Еврипид умер, и чтобы он снова творил, нужно забрать его на землю. Тогда Дионис решается отправиться к Аиду. Но как это сделать? Знает только Геракл, который туда ходил за Кербером. Геракл перечисляет способы: петля, цикута, броситься со столпа. Но Дионису все способы не нравятся. И он предлагает последнее средство – есть озеро, где сидит паромщик, седой старик, который переправит его за два гроша в царство Аида. Там он увидит змей и чудищ. Ксанфий боится идти в преисподнюю и просит Диониса найти себе кого-нибудь из мертвых в сопровождающие. Мимо проходит похоронное шествие. Дионис спрашивает мертвеца, не поможет ли он донести поклажу до Аида. Но тот требует две драхмы, а Дионис не готов столько платить. Приходится Ксанфию остаться. У озера Харон объявляет, что не перевозит рабов, если только они не воевали на море. Но Ксанфий не воевал, и ему приходится оббегать озеро кругом. Диониса сажают на весла, и он гребет в такт хору лягушек, которые как раз появляются. Наконец, приплывает он в царство Аида, где уже находит Ксанфия. Он спрашивает: “Видел ли ты лжесвидетелей, отцеубийц и взяточников?” Ксанфий говорит, что видел. Дионис говорит: “А я и сейчас вижу”, и показывает на зрителей. По дороге к Аиду они встречают оборотня Эмпусу. Дионис, испугавшись, полностью нарушает законы сценического действия, устремляется в зрительный зал к креслу жреца Диониса и умоляет его защитить своего бога. Но Эмпуса исчезает, и они продолжают путь. Они видят элевсинские мистерии, где славят Иакха. Хор из двадцати четырех мистов. У ворот дворца Аида они встречают Эака – грозного судью преисподней. Но комедии он выступает в качестве привратника-раба. Он не узнает Диониса и думает, что это Геракл. Хочет позвать чудовищ на расправу, потому что Геракл украл Кербера. Дионис боится и умоляет Ксанфия поменяться с ним одеждой, чтобы Эак не выместил на нем свою злобу. Так они и делают. Но в следующий раз из ворот выходит служанка, которая говорит, что Гераклу приготовлен прием от Персефоны: еда, танцовщицы, вино. Они переодеваются обратно. Тут на сцену выбегают две яростных торговки, которые принимают Диониса за Геракла, а тот у них сожрал их товар и не заплатил, а потом прикинулся помешанным (в трагедиях Геракл часто изображался безумцем, это пародирование). Они хотят его побить. Для помощи решают позвать Клеона и в бешенстве убегают. Дионис просит раба снова переодеться. В этот момент прибегает Эак со слугами, начинается драка. Дионис злорадствует. Но Ксанфий, которого схватили и хотят побить, делает предложение:”Вот мой раб [Дионис], возьми у него показания под пыткой. Если на меня укажет, то тогда казни меня”. Эак соглашается, но Дионис заявляет, что он бог. Ксанфий парирует: “Если ты бог, то боли не почувствуешь”. Дионис говорит: “Ты тоже считаешь себя богом [Гераклом], надо и тебя проверить”. Эак решает выпороть обоих. Во время порки каждый из них вскрикивает под ударами, но искусно делает вид, что их что-то волнует или поражает, а не от боли. Эак, которого перехитрили, уходит прочь. Ксанфий и Дионис входят в дом. В четвертом эписодии Ксанфий и Эак беседуют о своих хозяевах, и Ксанфий ни во что не ставит Диониса. Эак ему рассказывает, что наглец Еврипид занял место Эсхила (трон). В пятом эписодии Дионис судит спор Еврипида и Эсхила, кто из них лучше. Начинается агон, во время которого Еврипид и Эсхил по очереди обвиняют друг друга. Еврипид критикует древнейшую форму трагедии (Эсхил такие и писал), в которой выступает только один актер. Главная же роль принадлежит хору. Он издевается над возвышенно-мифологическим, героическим стилем Эсхила и его пристрастием к метафорам из области войны и вооружения. Он высмеивает и упоминания в трагедиях Эсхила грифонов, характерных для восточного искусства. Затем Еврипид хвалится: у него в трагедиях у всех ролей есть слова: и у царей, и у слуг – реалистические бытовые персонажи. Он утверждает, что научил людей красноречию. После этой речи выступает Эсхил. Он критикует Еврипида за то, что при нем греки стали слабыми, безнравственными, стали водиться с ворами. Он утверждает, что нарисовал в трагедиях героев, образцы для подражания (“Семеро против Фив”). Он обвиняет Еврипида в безнравственности его трегедий – на сцене “потаскушка” Федра. Эсхил считает, что такие вещи недостойно описывать в трагедиях. Его раздражает, что цари у Еврипида всегда одеты в лохмотья. Дальше они по очереди придираются друг к другу о стихах. Эсхил очень талантливо доказывает, что все прологи Еврипида похожи друг на друга и их можно продолжить фразой “потерял бутылочку”. После долгих споров Дионис решает: стихи обоих авторов надо положить на весы. Чьи будут весить больше, тот и лучше. Оказывается, что стихи Эсхила весят больше. Дионис убеждается, что Эсхил лучше, и забирает его на землю. А место на Роне достается Софоклу, так как он второй после Эсхила. На этом комедия заканчивается.

 

 

Комедия "Лягушки".

 

Распадается на две части. Первая изображает путешествие Диониса в царство мертвых.Бог трагических состязаний, обеспокоенный пустотой на торагической сцене после недавней смерти Еврипида и Софокла, отправляется в преиспднюю, чтобы вывести оттуда своего любимца Еврипида. Эта часть комедии наполнена шутовскими сценами и зрелищными эффектами. трусливый Дионис, запасшийся для опасного путешествия львиной шкурой Геракла и его раб попадают в различные комические положения, встречаясь с фигурами,которыми греческий фольклор населял царство мертвых. Дионис со страху меняется ролями с рабом и каждый раз во вред себе. Свое наименование комедия получила по хору лягушек, которые во время переправы Диониса в преисподнюю на челноке Харона поют свои песни. парод хора мистов любопытен для нас тем, что представляет собой воспроизведение культовых песен в честь Диониса.

 

Гимнам и насмешкам хора предшествует вступительная речь предводителя - прототип комедийной парабасы.Проблематика "Лягушек" сосредоточена во второй половине комедии, в агоне Эсхила и Еврипида. недавно прибывший в преисподнюю Еврипид претендует на трагический престол, до тех пор бесспорно принадлежавший Эсхилу, и Дионис приглашен в качестве компетентного лица - судьи ссостязания.Победителем оказывается Эсхил, и Дионис уводит его с собой на землю, вопреки первонач. намерению взять Еврипида.

 

Состязание в "Лягушках", частично пародирующее софистические методы оценки лит. произвед., является древнейшим памятником античной лит. критики. Разбирается стиль обоих соперников, их прологи. В первой части рассматривается основной вопрос о задачах поэтического исскусства,о задачах трагедии.

Еврипид: За правдивые речи, за добрый совет и за то, что разумней и лучше

Они делают граждан родимой земли.

Эсхил: По заветам Гомера в трагедиях я сотворил величавых героев -

И Патроклов и Тевкров с душой, как у льва.

Я до них хотел граждан возвысить,

Чтобы вровень с героями встали они, боевые заслышавши трубы.

 

 

Творчество Аристофана завершает один из самых блестящих периодов в истории греческой культуры. Он дает сильную, смелую и правдивую, зачастую глубокую сатиру на политическое и культурное состояние Афин в период кризиса демократии и наступающего упадка полиса. В его комедии отражены самые разнообразные слои общества: государственные деятели и полководцы, поэты и философы, крестьяне, городские обыватели и рабы; карикатурные типические маски получают характер четких, обобщающих образов.

 

 

Комедия “Лягушки” была поставлена автором в 405 г. до н.э. и удостоена первой награды на празднике Леней. “Лягушки” встретили столь восторженный прием, что их поставили вторично в том же году.

В то время, когда создавалась комедия, в Афинах произошли крупные исторические события. В мае 411 г. олигархи захватили власть в стране и ограничили число полноправных граждан пятью тысячами человек. Но уже осенью того же года демократическая конституция была восстановлена и главари заговора (Писандр, Фриних) устранены. С большим трудом афиняне восстановили флот, который одержал ряд побед над спартанцами в 406 году. Людские резервы были настолько истощены, что на военную службу пришлось призвать рабов. Не случайно Харон говорит Ксанфию, что перевозит только тех рабов, которые воевали на море.

В комедии отражены актуальные вопросы литературной критики и определения роли искусства в жизни общества. Непосредственным поводом для сочинения этой комедии явилось известие о смерти Еврипида, полученное в Афинах годом раньше. Во время репетиции умер Софокл. У трагиков не оказалось достойных продолжателей, и дальнейшая судьба трагедии волновала всех, так как великие Дионисии нельзя было представить без трагического агона.

Итак, отражены две важные идеи. Первая – призыв к афинскому народу лечить тяжелые раны государства, полученные во время войны, забыть прежние политические разногласия. Эту идею высказал хор в первой части комедии, где Дионис переправляется через озеро вместе с перевозчиком Хароном. Вторая идея была в споре двух лучших мастеров трагедии о задачах драматической поэзии. Это и есть основная часть пьесы. Цель искусства и для Еврипида, и для Эсхила бесспорна: “разумней и лучше сделать граждан родимой страны”. Но Эсхил считает, что для этого нужно воспитывать граждан сильными духом и храбрыми, внушать им возвышенные мысли и обращаться к ним только в величавых речах. Еврипид полагает, что люди станут лучше тогда, когда поэты раскроют перед ними правду жизни, о которой нужно говорить простым человеческим голосом. Эсхил же считает, что житейской правдой прикрываются низменные побуждения людей, недостойные внимания поэтов. Он видит в трагедиях Еврипида развращающее влияние. Не случайно в своих произведениях Еврипид использовал приемы софистов, недоверие к которым уже выразилось в комедии “Облака”. Таким образом, автор в этом произведении продолжает борьбу с новой идеологией, утверждая ценности старого времени. На землю Дионис забирает не Еврипида, как он хотел в начале комедии, а Эсхила.

 

Сравнительная характеристика творчества Эсхила и Еврипида в комедии Аристофана "Лягушки".

Одной из основных проблем, которая рассматривается в комедии Аристофана “Лягушки”, является спор о задачах драматической поэзии, который осуществляется между двумя виднейшими трагиками V в. до.н.э. – Эсхилом и Еврипидом. Спор их о том, чья поэзия принесла больше пользы афинскому народу, распространяется на весь пятый эписодий. Судьей в этом споре выступает Дионис – бог театра.

Итак, чем отличается творчество Эсхила о Еврипида, если опираться на комедию Аристофана?

I. Театральная постановка.

Эсхил активно творил в начале V в. В это время трагедия была близка к хоровой лирике. Две трети текста принадлежали хору, который и являлся основным участником действия. На сцене был только один актер, который осуществлял актер с корифеем хора, и диалог этот был невелик. Такое описание древнейшей формы трагедии дает Еврипид в “Лягушках”:

Сперва, лицо закутав покрывалом,

Сажает в одиночку он Ахилла иль Ниобу –

Трагические чучела. Они молчат, не пикнут.

Еврипид же апеллирует к тому, что у него в трагедиях все имеют слова, ни один актер не остается без дела. Слова даются и женщинам, и слугам, и девушкам, и господам, старухам даже. Текст хора сокращается, в трагедии появляются реалистические бытовые персонажи, на смену отвлеченным эсхиловским царям и полководцам. Тем не менее Дионис говорит, что молчание актеров нравилось ему не меньше, чем “нынешняя болтовня”.

Также Еврипид одел царей и владык в лохмотья, и теперь все знатные люди одеваются подобным образом, чтобы вызвать любовь и жалость у народа.

II. Язык произведений.

Для произведений Эсхила был характерен возвышенно-мифологический, героический стиль, полный метафор из сферы войны и вооружения. Не случайно сам Эсхил называл свои трагедии “объедками со стола Гомера”. Другим источником его поэтического стиля было восточное искусство. Это и изобличает Еврипид:

Скамандры все, и крепости, и на щитах звенящих

Орлы-грифоны, медь и блеск речей головоногих, -

Понять их – величайший труд.

Действительно, язык произведений Эсхила – возвышенный, торжественный, не всегда понятный. Язык же Еврипида – простой и понятный. Его герои не “мямлят и вздора не городят”. Выходя, он всегда в первую очередь говорит о своем происхождении. Однако, судя по одной из фраз Диониса, сказанной в первой части, и у Еврипида язык не слишком хороший. Для его произведений характерна натуралистическая сниженность (“эфир –квартира Зевса”) и манерность (“лапа времени”).

Особое значение имеют прологи произведения. Так, у Эсхила герой говорит фразу, в которой два синонима означают одно и то же, что, по мнению Еврипида, является речевой избыточностью:

Притек и возвратился – в чем тут разница?

“Услышать, внять – тут тождество бесспорное”. Еврипид гордится тем, что в его прологах нет лишних слов. Он замечает, что Эсхил склонен к повторению одних и тех же устойчивых оборотов (“Почто не спешишь на подмогу усталым?”)

Эсхил замечает, правда, что прологи Еврипида построены одинаковыми способами, поэтому все их можно продолжить строчкой “потерял бутылочку”. Конечно, это со стороны Аристофана преувеличение, не все трагедии строятся по шаблону, а только те, которые выбрал он для своего произведения. Но многие действительно похожи по своему построению:

Бог Дионис, который, тирс в руке подъяв

И шкурою покрывшись, в блеске факелов

У Дельфов пляшет… потерял бутылочку.

 

Не может смертный быть во всем удачливым:

Один, достойный, погибает в бедности,

Другой, негодный… потерял бутылочку.

Это отрывки из несохраненных трагедий “Ипсипила” и “Сфенебея”.

III. Музыка в произведениях.

О том, какая музыка сопровождала трагедии авторов, мы сказать не можем. Но Эсхил в комедии пародирует с помощью бубна изысканную манерность в музыкальной композиции хоровых песен Еврипида. Еврипид ввел в постановку монодии, одноголосные арии, по примеру дифирамбической музыки

IV. Методы изображения действительности.

Авторам, творившим в разные эпохи, присуще и разное восприятие мира. Эсхил писал в скором времени после победы греков в Марафонской битве. Его произведения прославляют мифических царей, великие деяния людей, отважных героев. Этого ему не может просить Еврипид, который утверждает, что в своих трагедиях Эсхил вывел людей кичливых, надменных пустозвонов. А Еврипид заговорил на простые темы, о привычном, более близком жизни. Его героем стал умник Ферамен, который слыл у древних примером изворотливого, но беспринципного политика. Ему даже дали прозвище “Ферамен-вертушка”. Еврипид считает заслугой то, что ввел в поэзию здравый разум. Но Эсхил считает, что произведения Эсхила оказали дурное влияние на афинян. Он утверждает в комедии Аристофана, что Еврипид сделал разумных, честных, правдивых людей негодяями. Люди, читавшие его произведения, в свое время были героями, молодцами, не плели дрязг, побеждали в войнах. Его произведения “Семеро против Фив” и “Персы” были полны духа войны и внушали у афинян стремление к победе. На его произведениях был воспитан знаменитый полководец Ламах, погибший в дни Сицилийской экспедиции. Что касается Еврипида, то он вывел, по мнению Эсхила, на сцену “потаскушку” Федру (в трагедии “Ипполит”). Образ влюбленной женщины совершенно чужд героическому творчеству Эсхила. Эсхил видит в изображении влюбленных женщин на сцене падение нравственности в Афинах. Он считает, что они недостойны изображения. Но Еврипид создал настоящую психологическую драму. Он изображает психологию каждого из персонажей. В произведениях Еврипида были часты безбожные изречения, в комедии он даже молится другим, а не Зевсу, богам. В конце этими же изречениями пользуется Дионис, избрав победителем Эсхила.

 

Комедия Аристофана “Лягушки” дает весьма субъективную характеристику двум величайшим трагикам. Фактически это критика Еврипида, творчеству которого Аристофан противопоставлял Эсхила. Конечно, Аристофан, как человек образованный, понимал, что новое время требует новых идей и средств художественной выразительности, поэтому он не мог не видеть прогрессивности драматургии Еврипида. С другой стороны, интерес Еврипида к внутреннему миру человека, к обуревающим его страстям и трагическому исходу конфликтов, к которому ведет несовместимость противоречивых чувств, так же разрушал цельность нравственных устоев, на которых базировалась афинская демократия, отдававшая предпочтение общественному перед личным, как и философия софистов. Аристофаном в комедии дана очень подробная характеристика их творческих принципов, их поэтического стиля и особенностей постановки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...