Организация и порядок проведения практики
Преддипломная практика проводится в конце пятого курса обучения (10 семестр) и составляет 8 недель. Организация и учебно-методическое руководство преддипломной практикой студентов осуществляются выпускающей кафедрой. Ответственность за организацию практики на предприятии возлагается на специалистов в области управления производством, назначенных руководством предприятия. Студенты направляются на места практики в соответствии с договорами, заключенными с базовыми предприятиями и организациями, или по запросу предприятий. Научно-методическое руководство практикой студентов на предприятии осуществляет преподаватель кафедры вуза. Руководитель практики от вуза должен: • вместе с руководителем практики, назначенным от предприятия, распределить студентов по рабочим местам; • в соответствии с программой практики утвердить индивидуальный план работы каждого студента; • консультировать студентов по вопросам практики и составления отчетов о проделанной работе; • проверять качество работы студентов и контролировать выполнение ими индивидуальных планов; • помогать в подборе и систематизации материала для разработки дипломного проекта; • по окончании практики оценить работу практиканта и завизировать составленный им отчет. Непосредственное руководство работой студентов осуществляет руководитель практики от предприятия. Он обеспечивает условия для выполнения студентами программы и индивидуального задания, консультирует по вопросам производственного менеджмента, ведения дневника, составления отчета. По окончании практики он проверяет дневник и отчет о практике и оценивает работу студента.
Отчет о преддипломной практике составляется по основным разделам программы с учетом индивидуального задания и должен содержать до 30 страниц рукописного текста (без приложений). Студент, не выполнивший программу преддипломной практики и получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется на практику повторно или отчисляется из вуза. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Данный план может состоять из следующих разделов: 1) общая характеристика предприятия, его рыночной среды и конкурентной позиции; 2) организационная структура управления предприятием, 3) управление производством и сбытом продукции; 4) управление персоналом; 5) информационная система управления предприятием; 6) экономические службы и финансовое состояние предприятия; 7) управление маркетингом. По усмотрению руководителя практики от вуза вместо некоторых разделов тематического плана студенту может быть предложено более глубокое изучение тех разделов, которые связаны с выбранной темой дипломного проекта. Общая характеристика предприятия. Студент должен получить информацию и уточнить: • цели и задачи предприятия, его стратегию; • масштаб деятельности предприятия; • миссию и имидж предприятия; • характер производственной кооперации, систему снабжения и сбыта; • характеристику деловой среды предприятия; • географическое положение, климатические и природные условия предприятия; • степень механизации и автоматизации производства и процессов управления; • уровень специализации, кооперирования и концентрации производства; • организационную структуру производства (организационно-правовые формы структурных подразделений и характер оргнизационных отношений между ними); • производственную структуру предприятия (технологический аспект);
• стратегию и тактику управления предприятием; • уровень организационной культуры. Организационная структура управления предприятием. Студент должен изучить: • организационную структуру управления деятельностью предприятия с учетом его организационно-правовой формы; • характер организационных отношений между структурными подразделениями; • компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основным производством), функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения; • методы, применяемые на предприятии для совершенствования и поощрения организационных структур управления на каждом уровне; • структуру и функции аппарата управления предприятия; • регламентацию деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями; • эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования. Отчет по этому разделу студент должен дополнить схемами организационных структур управления предприятия, его структурных подразделений (отдела, цеха и т.д.), на базе которых выполняется дипломный проект. Студент должен обосновать основные мероприятия по совершенствованию организационной структуры базового предприятия. Управление производством и сбытом продукции. Данный раздел предполагает изучение: • производственной функции предприятия; • структуры организационной системы, включающей подсистемы обеспечения, планирования и контроля; • оперативного планирования выпуска продукции; • нормирования труда и управления запасами; • календарного планирования и диспетчеризации производства, логистики; • мотивации и стимулирования труда в целях активизации человеческого фактора; • управления производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего и низшего звена. Студенту необходимо: •ознакомиться с организацией учета, анализа и планирования производства на предприятии, методикой разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ в целом по предприятию или какому-либо базовому производственному подразделению;
• изучить процесс планирования объемов выпуска продукции и разработки соответствующих программ маркетинга, обосновать необходимость их использования на данном предприятии; • проанализировать методы и приемы, используемые при обосновании производственной программы, с учетом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов; • изучить систему показателей, характеризующих производственную деятельность, ее эффективность, а также научиться использовать их в процессе принятия управленческих решений; • проанализировать систему организации производственных связей между звеньями и подразделениями предприятия, ее эффективность; • ознакомиться с системой товародвижения, логистикой, сбыта и продвижения продукции на предприятии (планированием товародвижения, выбором и оценкой каналов сбыта, формами организации торговли); • дать комплексную оценку организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия; • изучить систему управления маркетингом (на предприятиях с маркетинговыми службами) и дать ей оценку. Управление персоналом. Необходимо изучить кадровый потенциал предприятия и его формирование, в том числе: • профессиональный и возрастной состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала); • планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе (по категориям персонала); • процесс подбора кадров руководителей и специалистов; • систему материального и морального стимулирования; • функции управленческого персонала; • требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требованиям общей и специальной подготовки; • систему работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.); • методы повышения эффективности управленческого труда. Информационная система управления. Студент должен изучить: • массивы информации;
• коммуникационный процесс; • коммуникации между уровнями управления и подразделениями; • коммуникации между предприятием (организацией) и внешней средой (органы государственного регулирования, потребители, поставщики и др.); • характеристику общей схемы информационных потоков в организации; • информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации); • средства передачи и преобразования информации; • документооборот предприятия и его характеристику; • организацию делопроизводства, рационализацию документооборота предприятия; • пути устранения недостатков коммуникационного процесса; • совершенствование коммуникаций в организации. Экономические службы и финансовый менеджмент. Студент должен: • изучить структуру и содержание деятельности экономических служб; • ознакомиться с системой цен на выпускаемую продукцию и методикой их формирования; • приобрести навыки составления финансового плана, баланса доходов и расходов предприятия; • на основе бухгалтерского баланса уметь рассчитывать и оценивать показатели финансового состояния предприятия; • изучить механизм формирования, распределения и использования прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабельности; • осуществить комплексную оценку финансового положения предприятия, определить основные финансовые проблемы; • внести предложения по выработке соответствующих управленческих решений в области ценообразования и финансов, по их реализации и контролю за выполнением принятых решений. Управление маркетингом. Студент должен отразить в отчете: • задачи службы маркетинга; • систему организации службы маркетинга; • задачи и механизм действия подсистемы маркетинговых исследований рынка и возможностей фирмы; • анализ маркетинговой среды фирмы; • структуру и функции маркетинговой информационной системы, рекламная и коммуникационная политика; • планирование продукции и товарную политику; • управление качеством товара; • стадии жизненного цикла товара и функции маркетинговых служб; • инновационную политику; • ассортиментную политику предприятия и направления его ассортиментной стратегии; • роль посредников в товародвижении; • условия выбора и интенсивность каналов товародвижения и сбыта; • требования к торговым посредникам; • планирование продвижения товара на рынке; • коммуникационную политику фирмы; • основные методы реализации изделий (услуг); • стратегию и тактику фирмы в области рекламы и ее эффективность; • инструменты стимулирования сбыта;
•ценовую политику и конкуренцию; • факторы, определяющие решения по ценам; • ценовую рекламу; • ценовые гарантии и особые соглашения; • определение цен на новые изделия и их поведение на рынке; • систему оценки эффективности деятельности маркетинговых служб предприятия; •предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|