Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические детерминанты профессиональный деструкции




Глава 8. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИИ ЛИЧНОСТИ

с.229

Введение в проблему

Известно, что труд положительно влияет на психику человека. Применительно же к разным видам професси­ональной деятельности принято считать, что существует большая группа профессий, выполнение которых приво­дит к профессиональным заболеваниям разной степени тяжести. Наряду с этим существуют виды труда, кото­рые не отнесены к вредным, но условия и характер про­фессиональной деятельности оказывают травмирующее воздействие на психику (например, монотонный труд, большая ответственность, актуальная возможность ава­рии, психическая напряженность труда и др.).

Исследователи отмечают также, что многолетнее выполнение одной и той же профессиональной дея­тельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятель­ности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности1. Можно констатиро­вать, что на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессио­нальных деструкции2.

 

1 См.: Артамонова ВТ., Шаталов Н.Н. Профессиональные бо­лезни. М., 1988; Козлов В.Н. Физиология и психология труда: На­учные основы оценки тяжести и напряженности труда. Саратов, 1984; Филиппов А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. М, 1990.

2 Деструкция (лат. destructio)— разрушение, нарушение нор­мальной структуры чего-либо.

 

С. 230

 

Профессиональные деструкции — это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.

А.К.Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности выделила следующие тенденции профессиональных деструкции:

■ отставание, замедление профессионального разви­тия сравнительно с возрастными и социальными нормами;

■ дезинтеграцию профессионального развития, распад профессионального сознания и как след­ствие — нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;

■ низкую профессиональную мобильность, неуме­ние приспособиться к новым условиям труда и де­задаптацию;

■ рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забе­гает вперед, а другая отстает (например, мотива­ция к профессиональному росту есть, но мешает отсутствие целостного профессионального созна­ния);

■ ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, профессиональных способностей, профес­сионального мышления;

■ искаженное профессиональное развитие, появле­ние ранее отсутствовавших негативных качеств; отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;

■ появление деформаций личности (например, эмо­ционального истощения и выгорания, а также ущер­бной профессиональной позиции);

■ прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери тру­доспособности1.

 

Таким образом, профессиональные деформации! нарушают целостность личности, снижают ее адаптив

 

1.См: Маркова А.К. Указ.соч. С.150-151.

 

ность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.

Анализируя причины, препятствующие професси­ональному развитию человека, А.К.Маркова указывает на возрастные изменения, связанные со старением, профессиональные деформации, профессиональную усталость, монотонию1, длительную психическую на­пряженность, обусловленную сложными условиями труда, а также кризисы профессионального развития2.

В психологии труда основательно исследованы про­блемы профессионального старения, обеспечения на­дежности труда, повышения работоспособности, а так­же виды профессиональной деятельности, связанные с неблагоприятными и экстремальными условиями тру­да. В меньшей степени исследованы профессиональные деформации личности, несмотря на то что С.Г.Геллерш-тейн еще в 1930-е гг. писал: «Надо постоянно помнить, что сущность профессиональной работы заключается не только в выполнении работником ряда активных и ре­активных действий, но и в приспособлении организма к тем специфическим особенностям профессии, на фоне которых эти действия совершаются. Происходит непре­рывное взаимодействие внешних условий и организма работника. При этом очень часто наблюдается дефор­мация не только тела, но и психики работника»3. Далее С.Г.Геллерштейн уточняет, что деформацию следует понимать как изменение, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер (искривление позво­ночника и близорукость у конторских служащих, угод­ливость приказчиков, льстивость кельнера и др).

Отдельные аспекты этой проблемы освещены в работах С.П.Безносова, Р.М.Грановской, Л.Н.Корнеевой4. Исследователи отмечают, что деформации разви

 

1 Монотония — психическое состояние, возникающее в усло­виях однообразной работы; проявляется в скуке, ослаблении ин­тереса к труду, а также в снижении производительности труда.

2 См.: Маркова А.К. Указ.соч. С.151 — 156.

3 Цит. по: История советской психологии труда: Тексты. С. 132.

1 См.: Безносов СП. Профессиональная деформация и воспи­тание личности//Психологическое обеспечение социального раз­вития человека/Под ред. А.А.Крылова. Л., 1989. Вып. 13; Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994; Корнеева Л.Н. Профессиональная психология личнос-ти//Психологическое обеспечение профессиональной деятельно­сти/Под ред. Г.С.Никифорова. СПб., 1991.

 

С.232

ваются под влиянием условий труда и возраста. Де­формации искажают конфигурацию личностного про­филя персонала и негативно сказываются на про­дуктивности труда. В наибольшей степени професси­ональным деформациям подвержены профессии типа «человек—человек». Это вызвано, по мнению С.П.Безносова, тем, что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъект данного труда. Профессиональные деформа­ции по-разному выражаются у представителей раз­личных профессий.

А.В.Филиппов, анализируя психологические ме­ханизмы реализации нововведений, выделяет не­сколько типов психологических барьеров: организа­ционно-психологические, социально-психологичес­кие, когнитивно-психологические и психомоторные1. Возникновение этих барьеров обусловлено стереоти-пизацией организационных процессов, межличност­ных отношений, квалификацией, режимом труда. Раз­витие производства, модернизация техники, новые технологии обусловливают необходимость перестрой­ки, изменения устоявшейся профессионально обус­ловленной структуры специалиста. Психологические барьеры порождают конфликтные ситуации, вызыва­ют психическую напряженность, неудовлетворен­ность трудом, руководителями. Все эти негативные явления приводят к развитию профессионально не­желательных качеств: консерватизма, догматизма, индифферентности и др.

А.М.Новиков подчеркивает необходимость смены места работы, должности и квалификации работников. Если человек всю жизнь работает на одном и том же рабочем месте, то это приводит, по мнению исследова­теля, к деградации личности2.

Таким образом, можно констатировать: многолет­нее выполнение одной итой же деятельности устояв­шимися способами ведет к развитию профессиональ­но нежелательных качеств и профессиональной дезадаптации специалистов.

1 См.: Филиппов А.В. Указ.соч. С.142-148.

2 См.: Новиков A.M. Профессиональное образование России. M., 1997. С.33

 

с.233

Концептуальные позиции

Основываясь на анализе литературы и собствен­ных исследованиях, мы сформулировали следующие концептуальные положения развития профессиональ­ных деструкции личности:

1. Профессиональное становление сопровождается разнонаправленными онтогенетическими изменени­ями личности. Профессиональное развитие — это при­обретения и потери, а значит, становление специали­ста, профессионала — не только совершенствование,
но и разрушение, деструкция.

2. Профессиональные деструкции в самом общем случае — это нарушение уже усвоенных способов де­ятельности, разрушение сформированных профессио­нальных качеств, появление стереотипов профессио­нального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, но­вой профессии или специальности. Это также изме­нения структуры личности при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Профессиональные деструкции возникают и при воз­растных изменениях, физическом и нервном истоще­нии, болезнях.

 

3. Переживание профессиональных деструкции сопровождается психической напряженностью, пси­хологическим дискомфортом, а в отдельных случаях конфликтами и кризисными явлениями. Успешное разрешение профессиональных трудностей приводит
к дальнейшему совершенствованию деятельности и профессиональному развитию личности.

4. Деструкции, которые возникают в процессе мно­голетнего выполнения одной и той же профессиональ­ной деятельности, негативно влияют на ее продуктив­ность, порождают профессионально нежелательные качества и изменяют профессиональное поведение че­ловека, назовем профессиональными деформациями.

Любая профессиональная деятельность уже на стадии ее освоения, а в дальнейшем при выполнении, деформирует личность. Осуществление конкретных видов деятельности не требует всех многообразных качеств и способностей личности, многие из них оста­ются невостребованными. По мере профессионализа

 

С.234

ции успешность выполнения деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами «эксплуатируются». Отдель­ные из них постепенно трансформируются в профес­сионально нежелательные качества. Одновременно исподволь развиваются профессиональные акценту­ации — чрезмерно выраженные качества и их сочета­ния, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста. Некоторые функционально-нейтральные свойства личности, развиваясь, могут трансформироваться в профессионально отрицатель­ные качества. Результатом всех этих психологических метаморфоз становится деформация личности специ­алиста.

6. Очевидно, многолетнее выполнение профессио­нальной деятельности не может постоянно сопровож­даться ее совершенствованием и непрерывным про­фессиональным развитием личности. Неизбежны, пусть временные, периоды стабилизации. На началь­ных стадиях профессионализации эти периоды недол­говременны. На последующих стадиях профессиона­лизации у отдельных специалистов период стабилиза­ции может продолжаться достаточно долго: год и более. В этих случаях уместно говорить о наступле­нии профессиональной стагнации личности. Уровни выполнения профессиональной деятельности при этом могут сильно отличаться. И даже при достаточно вы­соком уровне осуществления профессиональной дея­тельности, реализуемой одними и теми же способами, стереотипно и стабильно, проявляется профессиональ­ная стагнация.

Сенситивными периодами образования профес­сиональных деформаций являются кризисы професси­онального становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную на­правленность, инициирует возникновение негативной профессиональной позиции, снижает профессиональ­ную активность. Эти изменения активизируют процесс образования профессиональных деформаций. Пробле­ма профессиональных деформаций и станет предме­том нашего научного анализа. Рассмотрим психологи­ческие детерминанты профессиональных деформаций личности.

 

С.235

Психологические детерминанты профессиональный деструкции

Все многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, можно разделить на три группы:

■ объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуа­цией, имиджем и характером профессии, профес­сионально-пространственной средой;

■ субъективные, обусловленные особенностями лич­ности и характером профессиональных взаимоот­ношений;

■ объективно-субъективные, порождаемые системой и организацей профессионального процесса, ка­чеством управления, профессионализмом руково­дителей.

Рассмотрим психологические детерминанты де­формаций личности, порождаемые этими факторами. Следует отметить, что одни и те же детерминанты проявляются во всех трех группах факторов.

1. Предпосылки развития профессиональных де­формаций коренятся уже в мотивах выбора профес­сии. Это как осознаваемые мотивы: социальная значи­мость, имидж, творческий характер, материальные блага,— так и неосознаваемые: стремление к власти,
доминированию, самоутверждению.

2. Пусковым механизмом деформации становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в само­стоятельную профессиональную жизнь. Профессио­нальная реальность сильно отличается от представле­ния, сформировавшегося у выпускника профессио­нального учебного заведения. Первые же трудности побуждают начинающего специалиста к поиску «кар­динальных» методов работы. Неудачи, отрицательные эмоции, разочарования инициируют развитие профес­сиональной дезадаптации личности.

3. В процессе выполнения профессиональной деятельности специалист повторяет одни и те же действия и операции. В типичных условиях труда становится неизбежным образование стереотипов осуществле­ния профессиональных функций, действий, операций.

С. 236

Они упрощают выполнение профессиональной дея­тельности, повышают ее определенность, облегчают взаимоотношения с коллегами. Стереотипы придают профессиональной жизни стабильность, способствуют формированию опыта и индивидуального стиля дея­тельности. Можно констатировать, что профессиональ­ные стереотипы обладают несомненными достоинства­ми для человека и являются основой образования мно­гих профессиональных деструкции личности.

Стереотипы — неизбежный атрибут профессиона­лизации специалиста; образование автоматизирован­ных профессиональных умений и навыков, становле­ние профессионального поведения невозможны без накопления бессознательного опыта и установок. И на­ступает момент, когда профессиональное бессознатель­ное превращается в стереотипы мышления, поведения и деятельности.

Но профессиональная деятельность изобилует не­стандартными ситуациями, и тогда возможны ошибоч­ные действия и неадекватные реакции. П.Я.Гальперин указывал, что «...при неожиданном изменении ситуа­ции нередко случается, что действия начинают выпол­няться по отдельным условным раздражителям, без учета фактического положения в целом. Тогда гово­рят, что автоматизмы действуют вопреки понима­нию»1. Другими словами, стереотипизация является одним из достоинств психики, но вместе с тем вносит большие искажения в отражение профессиональной реальности и порождает разного типа психологичес­кие барьеры.

4. К психологическим детерминантам профессио­нальных деформаций относятся разные формы психо­логической защиты. Многие виды профессиональной деятельности характеризуются значительной неопре­деленностью, вызывающей психическую напряжен­ность, часто сопровождаются отрицательными эмоци­ями, деструкциями ожиданий. В этих случаях вступа­ют в действие защитные механизмы психики. Из огромного многообразия видов психологической защи­ты на образование профессиональных деструкции

См.: Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976. С.84.

 

С.237

влияют отрицание, рационализация, вытеснение, про­екция, идентификация, отчуждение.

5. Развитию профессиональных деформаций спо­собствует эмоциональная напряженность професси­онального труда. Часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния с ростом стажа работы сни­жают фрустрационную толерантность специалиста, что может привести к развитию профессиональных дест­рукции.

Эмоциональная насыщенность профессиональной деятельности приводит к повышенной раздражитель­ности, перевозбуждению, тревожности, нервным сры­вам. Такое неустойчивое состояние психики получило название синдрома «эмоционального сгорания»1. Этот синдром наблюдается у педагогов, врачей, управлен­цев, социальных работников. Его следствием могут стать неудовлетворенность профессией, утрата перс­пектив профессионального роста, а также разного рода профессиональные деструкции личности.

6. В исследованиях Н.В.Кузьминой на примере педагогической профессии установлено, что на ста­дии профессионализации по мере становления инди­видуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности личности, возникают
условия для стагнации профессионального разви­тия2. Развитие профессиональной стагнации зависит от содержания и характера труда. Труд монотонный, однообразный, жестко структурированный способ­ствует профессиональной стагнации. Стагнация же,
в свою очередь, инициирует образование различных деформаций.

7. На развитие деформаций специалиста большое влияние оказывает снижение уровня его интеллекта. Исследования общего интеллекта взрослых показыва­ют, что с ростом стажа работы он снижается. Конечно, здесь имеют место возрастные изменения, но главная причина заключается в особенностях нормативной

 

1 См.: Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя//Вопр. психологии. 1994. № 6.

2. См.: Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности препо­давателя и мастера производственного обучения профтехучили­ща. М, 1989.

 

С.238

профессиональной деятельности. Многие виды труда не требуют от работников решения профессиональных задач, планирования процесса труда, анализа произ­водственных ситуаций. Невостребованные интеллек­туальные способности постепенно угасают. Однако интеллект работников, занятых теми видами труда, выполнение которых связано с решением професси­ональных проблем, поддерживается на высоком уров­не до конца их профессиональной жизни.

8. Деформации обусловлены также тем, что у каждо­
го человека есть предел развития уровня образования и профессионализма. Он зависит от социально-професси­ональных установок, индивидуально-психологических особенностей, эмоционально-волевых характеристик. Причинами образования предела развития могут стать
психологическое насыщение профессиональной деятель­ностью, неудовлетворенность имиджем профессии, низ­кой зарплатой, отсутствием моральных стимулов.

9. Факторами, инициирующими развитие профес­сиональных деформаций, являются различные акцен­туации характера личности. В процессе многолетнего выполнения одной и той же деятельности акцентуации профессионализируются, вплетаются в ткань индиви­дуального стиля деятельности и трансформируются в профессиональные деформации специалиста. У каж­дого акцентуированного специалиста свой ансамбль деформаций, и они отчетливо проявляются в деятель­ности и профессиональном поведении. Другими сло­вами, профессиональные акцентуации — это чрезмер­ное усиление некоторых черт характера, а также от­ дельных профессионально обусловленных свойств и качеств личности.

10.Фактором, инициирующим образование дефор­маций, являются возрастные изменения, связанные со старением. Специалисты в области психогеронтоло­гии отмечают следующие виды и признаки психологи­ческого старения человека:

■ социально-психологическое старение, которое выра­жается в ослаблении интеллектуальных процессов, перестройке мотивации, изменении эмоциональной сферы, возникновении дезадаптивных форм поведе­ния, росте потребности в одобрении и др.;

■ нравственно-этическое старение, проявляющееся в навязчивом морализировании, скептическом от­ ношении к молодежной субкультуре, противопос­тавлении настоящего прошлому, преувеличении заслуг своего поколения и др.;

■ профессиональное старение, которое характеризу­ется невосприимчивостью к нововведениям, кано­низацией индивидуального опыта и опыта своего поколения, трудностями освоения новых средств труда и производственных технологий, снижени­ем темпа выполнения профессиональных функций и др.1

Исследователи феномена старости подчеркивают, да и примеров тому много, что фатальной неизбежно­сти профессионального старения нет. Это действитель­но так. Но нельзя отрицать очевидного: физическое и психологическое старение деформирует профессио­нальный профиль человека, отрицательно сказывает­ся на достижении вершин профессионального мастер­ства.

Таким образом, мы определили основные детерми­нанты профессиональных деструкции специалиста. Это стереотипы мышления и деятельности, социальные стереотипы поведения, отдельные формы психологи­ческой защиты: рационализация, проекция, отчужде­ние, замещение, идентификация. Образование деструк­ции инициируется профессиональной стагнацией спе­циалиста, а также акцентуацией черт характера. Но главным фактором, ключевой детерминантой развития деструкции является сама профессиональная деятель­ность. Каждая профессия имеет свой ансамбль про­фессиональных деформаций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...