Волосатое дерево
Волосатое дерево Разные бывают деревья: толстые – тонкие, высокие – низкие, прямые – кривые. А в горах можно увидеть дерево… волосатое! Увидишь – глазам не веришь. А подойдешь, пощупаешь – так и есть, мохнатое! Ствол снизу звериной шерстью оброс! Стоишь и гладишь мохнатое дерево, как собаку. Мягонькое, пушистое… Воспитатель выслушивает догадки детей по поводу того, как ствол дерева шерстью оброс. Затем читает отгадку. Если спрятаться у такого мохнатого дерева, то можно тайну его разгадать. Спустится со скалы дикая коза, подойдет к дереву и начнет… тереться! Линяет она весной, шерсть зимняя клочьями – вот о кору и счесывает. Одна коза почешется, вторая потрется, третья поскребется – дерево шерстью и обрастет! Стоит волосатое дерево – всем на удивление. Педагог пересказывает первую часть рассказа, а ребенок – вторую. Потом весь рассказ могут пересказывать двое детей. Занятие 6. Чтение рассказа К. Паустовского " Кот-ворюга" Цель. Познакомить детей с рассказом К. Паустовского " Кот-ворюга". Ход занятия Воспитатель читает детям рассказ К. Паустовского " Кот-ворюга". Дает ребятам возможность обменяться впечатлениями. Обращает внимание на то, как ярко описаны проделки и подвиги кота, какой при этом используется богатый словарь: " Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали", " Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами", " Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел". Педагог предлагает выполнить заявки детей, если они понятно объяснят, какой отрывок им хочется услышать еще раз (зачитывает 3–4 отрывка).
" " Кот-ворюга" – это рассказ или сказка? – уточняет воспитатель. – Можете объяснить, почему это рассказ? " Занятие 7. Дидактические игры со словами. Чтение небылиц Цель. Активизировать словарь детей. Ход занятия Воспитатель интересуется, не забыли ли дети игру " Что получится, то и получится" (см. с. 23). Уточняет, что такое небылицы. Затем читает одну из них (" Вы послушайте, ребята…", " Богат Ермошка", С. Маршак " Пудель", Д. Хармс " Иван Торопышкин" и т. п. ). " Наши небылицы будут из одной строчки-предложения", – говорит педагог и задает детям вопросы: " Кто (что)? ", " Какой (какая, какое)? ", " Что делает? ", " Где находится? " Воспитатель записывает ответы в таблицу, а затем зачитывает 3–4 наиболее смешные небылицы. Игра повторяется еще раз. Далее дети играют в игру " Угадай слово" (см. Апрель, занятие 2). Ребята отгадывают 2–3 слова. В заключение проводится игра " Чепуха". Воспитатель предлагает детям задумать название любого предмета (одушевленного или неодушевленного). Затем задает ребятам вопросы, чтобы отгадать задуманное слово, например: " На чем поедем в цирк? " (На стуле, бегемоте, мышке, занавеске…) Занятие 8. Чтение сказки В. Катаева " Цветик-семицветик" Цель. Познакомить детей со сказкой В. Катаева " Цветик-семицветик". Ход занятия Воспитатель сообщает детям, что хочет познакомить их с новой авторской сказкой: " Не русской народной, как " Сивка-бурка", " Царевна-лягушка", а авторской. Как вы думаете, что такое авторская сказка? " Педагог выслушивает ответы детей и называет имя автора сказки – Валентин Катаев. Затем читает произведение, но без заключительного эпизода – встречи с Витей. " А на что вы потратили бы последний лепесток волшебного цветка? " – спрашивает воспитатель.
Выслушивает ответы детей и зачитывает концовку сказки. Затем уточняет, одобряют ли дети поступок Жени. " Можете доказать, что " Цветик-семицветик" – это сказка? " – интересуется воспитатель. Педагог предлагает ребятам запомнить " заклинание". Читает его 2–3 раза с помощью детей. Если останется время, воспитатель читает отрывки из сказки по выбору детей. Май Занятие 1. Литературный калейдоскоп Цель. Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой. Ход занятия Воспитатель рассказывает детям о том, что в соседнем детском саду ребята средней группы знают много загадок и считалок. " Они загадали мне десять загадок, прочитали четыре считалки, – говорит педагог. – Должно быть, они вас победили! " Дети не соглашаются и загадывают педагогу и сверстникам загадки. " Действительно, вы знаете больше загадок, чем ребята из соседнего детского сада", – отмечает педагог. Затем проверяет, какие считалки помнят дети. Педагог выясняет, знают ли дети и что именно о великом празднике – Дне Победы. Читает стихотворение Т. Белозерова " День Победы". Майский праздник День Победы Отмечает вся страна. Надевают наши деды Боевые ордена. Их с утра зовет дорога На торжественный парад. И задумчиво с порога Вслед им Бабушки глядят. Педагог объясняет ребятам, что надо стремиться жить так, чтобы не было войны и " дарит" " Мирную считалку" В. Берестова (из М. Карема). Раз-два-три-четыре-пять! Всех чудес не сосчитать. Красный, белый, желтый, синий! Медь, железо, алюминий! Солнце, воздух и вода! Горы, реки, города! Труд, веселье, сладкий сон! А война пусть выйдет вон! Дети образуют круг. Воспитатель несколько раз повторяет считалку и просит ребят постараться запомнить названия цветов и металлов. Затем воспитатель еще раз читает считалку, удаляя из круга с ее помощью одного за другим игроков (3–4 повторения). Дети проговаривают считалку вместе с педагогом. Занятие 2. Обучение рассказыванию по картинкам Цель. Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Предварительная работа. На занятии можно использовать любые картинки с последовательно развивающимся действием, например, из пособия В. В. Гербовой " Учусь говорить" (старший дошкольный возраст), книги Н. Радлова " Рассказы в картинках".
Воспитатель просит детей выбрать понравившиеся картинки и внимательно рассмотреть их, чтобы на занятии порадовать слушателей рассказом о забавной истории. Затем предлагает озаглавить картинки. Ход занятия Воспитатель просит детей назвать картинки, о которых они собираются рассказать, и выслушивает рассказы (во время рассказа ребенок держит картинку перед собой). Затем выясняет, кто из детей может иначе рассказать про ту или иную картинку. Педагог выслушивает рассказы стольких детей, сколько позволяет время занятия. Занятие 3. Чтение рассказа В. Драгунского " Сверху вниз, наискосок". Лексические упражнения Цель. Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей. Ход занятия " Любите ли вы слушать рассказы? – начинает занятие педагог. – А любимые рассказы у вас появились? " (Если необходимо, напоминает о рассказах про пингвинов, загадочных историях, коте-ворюге и др. ) Воспитатель интересуется, не забыли ли дети понравившийся им рассказ " Друг детства", который написал В. Драгунский, и предлагает послушать еще один рассказ автора. Педагог читает рассказ. Затем дает детям возможность обменяться впечатлениями. " " Друг детства" – это рассказ? – спрашивает педагог. – Правомерно ли я назвала этих очень деятельных детишек проказниками? (" Мишка две недели белье стирал. А Аленку мыли в семи водах со скипидаром…" ) Чему радовалась Аленка? Что она выкрикивала? (" Я индейка! " ) А ведь индейка – это птица! Не знала девочка, что женщин у индейцев зовут… (индианками). Кстати, где жили индейцы? Нет, не в Индии, там живут индусы, а в Америке. Много народов живет на земле: индусы, индейцы, россияне (А это кто? ) и…" (Дети перечисляют известные им народности, педагог дополняет список. )
Педагог читает отрывки из рассказа В. Драгунского (по выбору детей). Завершая занятие, уточняет: " И какие же они, эти понравившиеся вам проказники? (Засчитываются только те характеристики, которые действительно отражают характер и поступки детей. ) Занятие 4. Лексические упражнения Цель. Проверить, насколько богат словарный запас детей. Ход занятия Воспитатель говорит детям, что сегодня они будут выяснять, насколько успешно они овладевают родным языком и насколько богат их словарь. – Какие слова отвечают на вопросы кто? что? (Воспитатель вслух считает слова. Это стимулирует работу детей, подбадривает их. ) – Назовите слова, отвечающие на вопросы: какой? (какая? какое? )". Я запишу самые интересные ответы. – Перечислите, что человек может делать. (Считает слова. ) – Укажите местоположение предметов. – Вам нужно купить красивое постельное белье. Какого цвета будет ваша новая наволочка? Простыня? [14] – Интересно, что может быть розовым? За отличную работу педагог награждает детей – читает стихотворения, посвященные весне (С. Есенин " Черемуха", А. Фет " Что за вечер! ", А. Плещеев " Весна" – по выбору педагога). Примечание. На прогулке, заметив ласточку, желательно прочитать стихотворение И. Белоусова " Весенняя гостья". Милая певунья, Ласточка родная, К нам домой вернулась Из чужого края. Под окошком вьется С песенкой живою: " Я весну и солнце Принесла с собою". Занятие 5. Чтение русской народной сказки " Финист – Ясный сокол" Цель. Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой " Финист – Ясный сокол". Ход занятия " Сегодня я познакомлю вас с новым литературным произведением, – говорит воспитатель. – Похоже, что это народная сказка. А как ее распознать? " (Сказочные начало. Волшебные превращения и такие события, которые не могут произойти в обычной жизни. Сказочные персонажи, например, Баба-яга; троекратно повторяющиеся события … ) Педагог читает сказку " Финист – Ясный сокол". " " Финист – Ясный сокол" – это сказка или рассказ? – спрашивает воспитатель. – Подумайте, как вы ответите на этот вопрос. А ваши размышления я выслушаю на прогулке (так как это произведение большое, времени на доказательство того, к какому жанру оно относится, на занятии не остается). Занятие 6. Звуковая культура речи (проверочное) Цель. Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их. Ход занятия Воспитатель просит детей назвать известные им звуки. Выслушивает ответы и произносит звуки, которые дети забыли назвать.
Интересуется, есть ли у детей любимый луговой цветок. Затем читает стихотворение Ф. Грубина " Ромашки" (перевод с чешского И. Токмаковой): Белые ромашки – сестрички, У ромашек белые реснички. Пляшут ромашки среди луга. До чего похожи друг на друга! Воспитатель предлагает детям: • назвать звуки, которые они услышали в словах ромашка, сестричка; • назвать слова со звуком ж (старается опросить как можно больше детей); • назвать слова со звуком ц; • сосчитать количество звуков в словах: сыр, маки, оса, лиса (дети показывают карточки из математического набора с тремя или четырьмя геометрическими фигурками); • отметить на решетках (приготовлены заранее) место звука ч в словах: чиж, чечетка, вскачь, вприпрыжку, пианист, скрипач, врачебный, калач. Воспитатель предлагает детям запомнить и прочитать скороговорки: Не сварили макароны - Своровали их вороны. В. Борисов Шла Саша по шоссе И сосала сушку. Занятие 7. Рассказывание на тему " Забавные истории из моей жизни" Цель. Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта. Предварительная работа. Воспитатель просит детей (если потребуется, с помощью родителей) вспомнить и рассказать на занятии запомнившийся случай из жизни (можно рассказать о домашних питомцах). Ход занятия Воспитатель говорит о том, что дети очень повзрослели за год, стали ответственнее и уже получили задание на дом. Уточняет, какое именно задание. Педагог просит ребят рассказать о своих интересных приключениях, наблюдениях, встречах. Примечание. С детьми, рассказы которых педагог обязательно хотел бы услышать, но не хватило времени, следует поговорить вне занятий. Занятие 8. Повторение пройденного материала Работа по закреплению программного материала (по выбору педагога).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|