Знакомство с рисунками Е. Чарушина
Педагог подбирает книги с рисунками Е. Чарушина. Дети, по его просьбе, обращаются за помощью к методисту дошкольного учреждения, просматривают книги в своей личной библиотеке. Дети рассматривают рисунки, делятся своими впечатлениями с педагогом, сравнивают зверей Ю. Васнецова и Е. Чарушина. Воспитатель читает отрывки из книги Л. Кудрявцевой " Что за чудо эти звери? ", сопровождая чтение показом рисунков к сказкам " Заюшкина избушка", " Теремок" и рассказам о животных, написанных Е. Чарушиным. " Художник Евгений Иванович Чарушин больше всего любил зверей настоящих. Дома у него всегда было полным-полно всяких животных. Водились попугаи, зайчата, ежи, и кошки, собаки, и лисята. Все дружили между собой. Никто ни на кого не нападал. Заботливый хозяин лечил своих друзей, выхаживал, наблюдал за ними. И очень много их рисовал. Вот почему звери на его рисунках такие, какими их видел художник: малыши – ласковые и озорные, а взрослые – серьезные и сильные. Знал Чарушин, что детям очень нравятся разные выдумки. И захотелось однажды ему сказку нарисовать. А заодно посмотреть, какими в сказке станут его настоящие звери. Понравилась ему история про лису и зайца. И вот изобразил он такую картину. В лубяной избушке живет серый заяц. Избушка ладная, уютная. Вся снегом укутана. Ставни и крылечко самим зайкой расписаны. На видном месте – любимая морковка. Тепло в избушке, вон и печка топится. А зайка – пушистый, глаза большие, темные. Уши – торчком, лапы – на подоконнике. Отдыхает от всех забот… Отвоевал петух у лисы избушку. И вот сидит наш заяц уже на пеньке. Перед своей избушкой с петухом чай распивает. Обеими лапками блюдце держит. А задние с пенька свешиваются. Как у малыша, до земли не достают. Смешной и трогательный получился зайчик. И сказочный, конечно.
Ну и петух сюда не с птичьего двора попал. Он ведь с лисой разделался. Вот и сидит за самоваром победителем. Увлекся художник сказками. За новую принялся. Интересно ему рисовать, как живут-поживают в лесу коза и ее семеро козлят. Ведь здесь тоже есть над чем подумать. Вообразить нужно и лес, и домик, и козу, и волка. Козу Чарушин рисует мамой заботливой, нежной, пригожей. Принаряжает ее в пышную юбку, шею бусами украшает. Стоит коза, копытцами перебирает, торопится детишкам молока принести. А козлята, беленькие, лобастые, чем-то очень похожие на маленьких детей. Даже игрушки у них детские… Ну а волк? Самый настоящий разбойник! Из глухого леса прибежал. Пасть оскалил. Козлятиной полакомиться хочет. Уж кто-кто, а Чарушин знал про таких хищников все: как затаиваются они, когда подстерегают добычу, как шерсть у них при этом дыбится… А вот на этом рисунке медведь развоевался! Косматый, бурый, рычит он, лапами трясет, зубами лязгает. Страшно всем стало. Заяц дрожит, волк ощетинился, лиса ругается. Глупый медведь! Ведь раздавит, дурень, теремок и всех зверей раздавит! Как верно удалось Чарушину медвежий характер передать. Еще бы! Ведь сколько художником было сделано зарисовок и на охоте, и в зоопарке. Ближе всего сердцу Чарушина были звери-малыши. Нет в них ни злобы, ни коварства, ни жадности. Потешные зверята, милые и трогательные". В подходящий момент нужно помочь детям закрепить полученные знания о своеобразии рисунков того или иного художника. Приведем пример. Перед детьми рисунки Ю. Васнецова, выполненные на темы русских народных песенок и потешек. Воспитатель предлагает рассмотреть какой-нибудь рисунок, например, к шуточной народной потешке " По поднебесью, братцы, медведь летит".
Педагог выясняет, что дети могут рассказать о рисунке. Предлагает придумать название к этой сказочной картинке. Выслушивает ответы, затем сообщает название потешки и 2–3 раза зачитывает ее. – В потешке говорится, что " свинья на ели гнездо свила, гнездо свила, деток вывела". Давайте повнимательнее рассмотрим ель и ее обитателей, – предлагает педагог. При рассматривании рисунка воспитатель обращает внимание детей на следующие моменты: " Темная красавица ель очень похожа на настоящее дерево. Она изображена во весь лист. На темно-зеленой хвое четко прорисованы розовые и чистенькие поросятки с бантиками на спинках. Мимо ели пролетает огромный медведь. Шустрый поросенок перебрался на медвежий загривок и летит на медведе, как на ковре-самолете, да еще и веточкой его погоняет. Рядом с ними изображен другой поросенок. Он, очевидно, тоже летел верхом на медведе, да сорвался и теперь, испуганный, летит впереди. Сам медведь большой, неуклюжий, летит, смешно растопырив передние лапы. Глаза у него большущие, рот приоткрыт. Должно быть, от восторга. Внизу чистенькая деревенька, утонувшая в сугробах. Морозно, печи топятся. По дороге мужики гонят поросят. Те то ли с дерева сбежали, то ли, наоборот, решили от хозяев удрать, позавидовав семейству на ели. Мужики идут спокойно и деловито. Они явно не видят медведя, пролетающего у них над головами. Рисунок яркий и нарядный. Чистый голубой фон с белыми пятнами, там и тут розовые поросята – все это делает рисунок праздничным. Голубой цвет удачно разбросан по рисунку. Эта голубизна попала на одежду одного из мужиков, бант у одного из поросят тоже голубой. И солнце, как на многих других рисунках Юрия Васнецова, необычное, – напоминает крупный желтый цветок с черными игольчатыми лепестками". Педагог предлагает детям нарисовать солнце и дерево, подражая Ю. Васнецову. Можно научить детей играть в хороводную игру " Венок" (по стихотворению " Венок" Е. Благининой). ...
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|