Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 Отрывок.  В распутицу.  С грустью и с нежностью




 Отрывок

 

 

В ганзейской гостинице «Якорь»,

где мухи садятся на сахар,

где боком в канале глубоком

эсминцы плывут мимо окон,

 

я сиживал в обществе кружки,

глазея на мачты и пушки

и совесть свою от укора

спасая бутылкой Кагора.

 

Музыка гремела на танцах,

солдаты всходили на транспорт,

сгибая суконные бедра.

Маяк им подмигивал бодро.

 

И часто до боли в затылке

о сходстве его и бутылки

я думал, лишенный режимом

знакомства с его содержимым.

 

В восточную Пруссию въехав,

твой образ, в приспущенных веках,

из наших балтических топей

я ввез контрабандой, как опий.

 

И вечером, с миной печальной,

спускался я к стенке причальной

в компании мыслей проворных,

и ты выступала на волнах...

 

 май 1964

 

 * * *

 

 

Твой локон не свивается в кольцо,

и пальца для него не подобрать

в стремлении очерчивать лицо,

как ранее очерчивала прядь,

в надежде, что нарвался на растяп,

чьим помыслам стараясь угодить,

хрусталик на уменьшенный масштаб

вниманья не успеет обратить.

 

Со всей неумолимостью тоски,

с действительностью грустной на ножах,

подобье подбородка и виски

большим и указательным зажав,

я быстро погружаюсь в глубину,

особенно устами, как фрегат,

идущий неожиданно ко дну

в наперстке, чтоб не плавать наугад.

 

По горло или все‑ таки по грудь,

хрусталик погружается во тьму.

Но дальше переносицы нырнуть

еще не удавалось никому.

Какой бы не почувствовал рывок

надежды, но (подальше от беды)

всегда серо‑ зеленый поплавок

выскакивает к небу из воды.

 

Ведь каждый, кто в изгнаньи тосковал,

рад муку, чем придется, утолить

и первый подвернувшийся овал

любимыми чертами заселить.

И то уже удваивает пыл,

что в локонах покинутых слились

то место, где их Бог остановил,

с тем краешком, где ножницы прошлись.

 

Ирония на почве естества,

надежда в ироническом ключе,

колеблема разлукой, как листва,

как бабочка (не так ли? ) на плече:

живое или мертвое, оно,

хоть собственными пальцами творим, ‑

связующее легкое звено

меж образом и призраком твоим.

 

 май 1964

 

 В распутицу

 

 

Дорогу развезло

как реку.

Я погрузил весло

в телегу,

спасательный овал

намаслив

на всякий случай. Стал

запаслив.

 

Дорога как река,

зараза.

Мережей рыбака ‑

тень вяза.

Коню не до ухи

под носом.

Тем более, хи‑ хи,

колесам.

 

Не то, чтобы весна,

но вроде.

Разброд и кривизна.

В разброде

деревни – все подряд

хромая.

Лишь полный скуки взгляд ‑

прямая.

 

Кустарники скребут

по борту.

Спасательный хомут ‑

на морду.

Над яблоней моей,

над серой,

восьмерка журавлей ‑

на Север.

 

Воззри сюда, о друг ‑

потомок:

во всеоружьи дуг,

постромок,

и двадцати пяти

от роду,

пою на полпути

в природу.

 

 весна 1964

 

 * * *

 

 

К семейному альбому прикоснись

движением, похищенным (беда! )

у ласточки, нырнувшей за карниз,

похитившей твой локон для гнезда.

 

А здесь еще, смотри, заметены

метелью придорожные холмы.

Дом тучами придавлен до земли,

березы без ума от бахромы.

 

Ни ласточек, ни галок, ни сорок.

И тут кому‑ то явно не до них.

Мальчишка, атакующий сугроб,

беснуется – в отсутствие родных.

 

 16 июня 1964

 

 С грустью и с нежностью

 

А. Горбунову

 

 

На ужин вновь была лапша, и ты,

Мицкевич, отодвинув миску,

сказал, что обойдешься без еды.

Поэтому и я, без риску

медбрату показаться бунтарем,

последовал чуть позже за тобою

в уборную, где пробыл до отбоя.

" Февраль всегда идет за январем,

а дальше – март". – Обрывки разговора,

сверканье кафеля, фарфора;

вода звенела хрусталем.

 

Мицкевич лег, в оранжевый волчок

уставив свой невидящий зрачок.

А может, там судьба ему видна...

Бабанов в коридор медбрата вызвал.

Я замер возле темного окна,

и за спиною грохал телевизор.

«Смотри‑ ка, Горбунов, какой там хвост! »

«А глаз какой! » – " А видишь тот нарост

над плавником? " – «Похоже на нарыв».

 

Так в феврале мы, рты раскрыв,

таращились в окно на звездных Рыб,

сдвигая лысоватые затылки,

в том месте, где мокрота на полу.

Где рыбу подают порой к столу,

но к рыбе не дают ножа и вилки.

 

 16 июня 1964

 

 * * *

 

 

Дни бегут надо мной,

словно тучи над лесом,

у него за спиной

сбившись стадом белесым.

И, застыв над ручьем,

без мычанья и звона,

налегают плечом

на ограду загона.

 

Горизонт на бугре

не проронит о бегстве ни слова.

И порой на заре ‑

ни клочка от былого.

Предъявляя транзит,

только вечер вчерашний

торопливо скользит

над скворешней, над пашней.

 

 июнь 1964

 

 * * *

 

 

Дом тучами придавлен до земли,

охлестнут, как удавкою, дорогой,

сливающейся с облаком вдали,

пустой, без червоточины двуногой.

 

  И ветер, ухватившись за концы,

бушует в наступлении весеннем,

испуганному блеянью овцы

внимая с нескрываемым весельем.

 

И вороны кричат, как упыри,

сочувствуя и радуясь невзгоде

двуногого, но все‑ таки внутри

никто не говорит о непогоде.

 

Уж в том у обитателя залог

с упреком не обрушиться на Бога,

что некому вступать тут в диалог

и спятить не успел для монолога.

 

Стихи его то глуше, то звончей,

то с карканьем сливаются вороньим.

Так рощу разрезающий ручей

бормочет все сильней о постороннем.

 

 июнь 1964

 

 * * *

 

 

Не знает небесный снаряд,

пронзающий сферы подряд

(как пуля пронзает грудь),

куда устремляет путь:

 

спешит ли он в Эмпирей

иль это бездна, скорей.

К чему здесь расчет угла,

поскольку земля кругла.

 

Вот так же посмертный напев,

в пространствах земных преуспев,

меж туч гудит на лету,

пронзая свою слепоту.

 

 июнь 1964

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...