Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 Неоконченный отрывок.  Роттердамский дневник.  Лагуна




 Торс

 

 

Если вдруг забредаешь в каменную траву,

выглядящую в мраморе лучше, чем наяву,

иль замечаешь фавна, предавшегося возне

с нимфой, и оба в бронзе счастливее, чем во сне,

можешь выпустить посох из натруженных рук:

ты в Империи, друг.

 

Воздух, пламень, вода, фавны, наяды, львы,

взятые из природы или из головы, ‑

все, что придумал Бог и продолжать устал

мозг, превращено в камень или металл.

Это – конец вещей, это – в конце пути

зеркало, чтоб войти.

 

Встань в свободную нишу и, закатив глаза,

смотри, как проходят века, исчезая за

углом, и как в паху прорастает мох

и на плечи ложится пыль – этот загар эпох.

Кто‑ то отколет руку, и голова с плеча

скатится вниз, стуча.

 

И останется торс, безымянная сумма мышц.

Через тысячу лет живущая в нише мышь с

ломаным когтем, не одолев гранит,

выйдя однажды вечером, пискнув, просеменит

через дорогу, чтоб не прийти в нору

в полночь. Ни поутру.

 

 1972

 

 Неоконченный отрывок

 

 

Во время ужина он встал из‑ за стола

и вышел из дому. Луна светила

по‑ зимнему, и тени от куста,

превозмогая завитки ограды,

так явственно чернели на снегу,

как будто здесь они пустили корни.

Сердцебиенье, ни души вокруг.

 

Так велико желание всего

живущего преодолеть границы,

распространиться ввысь и в ширину,

что, стоит только выглянуть светилу,

какому ни на есть, и в тот же миг

окрестности становятся добычей

не нас самих, но устремлений наших.

 

 1972(? )

 

 * * *

 

 

С красавицей налаживая связь,

вдоль стен тюрьмы, где отсидел три года,

лететь в такси, разбрызгивая грязь,

с бутылкой в сетке – вот она, свобода!

 

Щекочет ноздри невский ветерок.

Судьба родных сознания не гложет.

Ах! только соотечественник может

постичь очарованье этих строк!..

 

 1972(? )

 

 Роттердамский дневник

 

 

I

 

Дождь в Роттердаме. Сумерки. Среда.

Раскрывши зонт, я поднимаю ворот.

Четыре дня они бомбили город,

и города не стало. Города

не люди и не прячутся в подъезде

во время ливня. Улицы, дома

не сходят в этих случаях с ума

и, падая, не призывают к мести.

 

 

II

 

Июльский полдень. Капает из вафли

на брючину. Хор детских голосов.

Вокруг – громады новых корпусов.

У Корбюзье то общее с Люфтваффе,

что оба потрудились от души

над переменой облика Европы.

Что позабудут в ярости циклопы,

то трезво завершат карандаши.

 

 

III

 

Как время ни целебно, но культя,

не видя средств отличия от цели,

саднит. И тем сильней – от панацеи.

Ночь. Три десятилетия спустя

мы пьем вино при крупных летних звездах

в квартире на двадцатом этаже ‑

на уровне, достигнутом уже

взлетевшими здесь некогда на воздух.

 

 июль 1973, Роттердам

 

 Лагуна

 

 

I

 

Три старухи с вязаньем в глубоких креслах

толкуют в холле о муках крестных;

пансион «Аккадемиа» вместе со

всей Вселенной плывет к Рождеству под рокот

телевизора; сунув гроссбух под локоть,

клерк поворачивает колесо.

 

 

II

 

И восходит в свой номер на борт по трапу

постоялец, несущий в кармане граппу,

совершенный никто, человек в плаще,

потерявший память, отчизну, сына;

по горбу его плачет в лесах осина,

если кто‑ то плачет о нем вообще.

 

 

III

 

Венецийских церквей, как сервизов чайных,

слышен звон в коробке из‑ под случайных

жизней. Бронзовый осьминог

люстры в трельяже, заросшем ряской,

лижет набрякший слезами, лаской,

грязными снами сырой станок.

 

 

IV

 

Адриатика ночью восточным ветром

канал наполняет, как ванну, с верхом,

лодки качает, как люльки; фиш,

а не вол в изголовьи встает ночами,

и звезда морская в окне лучами

штору шевелит, покуда спишь.

 

 

V

 

Так и будем жить, заливая мертвой

водой стеклянной графина мокрый

пламень граппы, кромсая леща, а не

птицу‑ гуся, чтобы нас насытил

предок хордовый Твой, Спаситель,

зимней ночью в сырой стране.

 

 

VI

 

Рождество без снега, шаров и ели,

у моря, стесненного картой в теле;

створку моллюска пустив ко дну,

пряча лицо, но спиной пленяя,

Время выходит из волн, меняя

стрелку на башне – ее одну.

 

 

VII

 

Тонущий город, где твердый разум

внезапно становится мокрым глазом,

где сфинксов северных южный брат,

знающий грамоте лев крылатый,

книгу захлопнув, не крикнет «ратуй! »,

в плеске зеркал захлебнуться рад.

 

 

VIII

 

Гондолу бьет о гнилые сваи.

Звук отрицает себя, слова и

слух; а также державу ту,

где руки тянутся хвойным лесом

перед мелким, но хищным бесом

и слюну леденит во рту.

 

 

IX

 

Скрестим же с левой, вобравшей когти,

правую лапу, согнувши в локте;

жест получим, похожий на

молот в серпе, – и, как чорт Солохе,

храбро покажем его эпохе,

принявшей образ дурного сна.

 

 

X

 

Тело в плаще обживает сферы,

где у Софии, Надежды, Веры

и Любви нет грядущего, но всегда

есть настоящее, сколь бы горек

не был вкус поцелуев эбре и гоек,

и города, где стопа следа

 

 

XI

 

не оставляет – как челн на глади

водной, любое пространство сзади,

взятое в цифрах, сводя к нулю ‑

не оставляет следов глубоких

на площадях, как «прощай» широких,

в улицах узких, как звук «люблю».

 

 

XII

 

Шпили, колонны, резьба, лепнина

арок, мостов и дворцов; взгляни на‑

верх: увидишь улыбку льва

на охваченной ветров, как платьем, башне,

несокрушимой, как злак вне пашни,

с поясом времени вместо рва.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...