Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 XVIII.  Над восточной рекой




 IX

 

 

Равнина. Трубы. Входят двое. Лязг

сражения. «Ты кто такой? » – «А сам ты? »

«Я кто такой? » – «Да, ты». – «Мы протестанты».

«А мы – католики». – «Ах, вот как! » Хряск!

Потом везде валяются останки.

Шум нескончаемых вороньих дрязг.

Потом – зима, узорчатые санки,

примерка шали: «Где это – Дамаск? »

«Там, где самец‑ павлин прекрасней самки».

«Но даже там он не проходит в дамки»

(за шашками – передохнув от ласк).

Ночь в небольшом по‑ голливудски замке.

 

Опять равнина. Полночь. Входят двое.

И все сливается в их волчьем вое.

 

 

 X

 

 

Осенний вечер. Якобы с Каменой.

Увы, не поднимающей чела.

Не в первый раз. В такие вечера

все в радость, даже хор краснознаменный.

Сегодня, превращаясь во вчера,

себя не утруждает переменой

пера, бумаги, жижицы пельменной,

изделия хромого бочара

из Гамбурга. К подержанным вещам,

имеющим царапины и пятна,

у времени чуть больше, вероятно,

доверия, чем к свежим овощам.

Смерть, скрипнув дверью, станет на паркете

в посадском, молью траченом жакете.

 

 

 XI

 

 

Лязг ножниц, ощущение озноба.

Рок, жадный до каракуля с овцы,

что брачные, что царские венцы

снимает с нас. И головы особо.

Прощай, юнцы, их гордые отцы,

разводы, клятвы верности до гроба.

Мозг чувствует, как башня небоскреба,

в которой не общаются жильцы.

Так пьянствуют в Сиаме близнецы,

где пьет один, забуревают – оба.

Никто не прокричал тебе «Атас! »

И ты не знала «я одна, а вас... »,

глуша латынью потолок и Бога,

увы, Мари, как выговорить «много».

 

 

 XII

 

 

Что делает Историю? – Тела.

Искусство? – Обезглавленное тело.

Взять Шиллера: Истории влетело

от Шиллера. Мари, ты не ждала,

что немец, закусивши удила,

поднимет старое, по сути, дело:

ему‑ то вообще какое дело,

кому дала ты или не дала?

 

Но, может, как любая немчура,

наш Фридрих сам страшился топора.

А во‑ вторых, скажу тебе, на свете

ничем (вообрази это), опричь

Искусства, твои стати не постичь.

Историю отдай Елизавете.

 

 

 XIII

 

 

Баран трясет кудряшками (они же

– руно), вдыхая запахи травы.

Вокруг Гленкорны, Дугласы и иже.

В тот день их речи были таковы:

«Ей отрубили голову. Увы».

«Представьте, как рассердятся в Париже».

" Французы? Из‑ за чьей‑ то головы?

Вот если бы ей тяпнули пониже... "

«Так не мужик ведь. Вышла в неглиже».

«Ну, это, как хотите, не основа... »

«Бесстыдство! Как просвечивала жэ! »

«Что ж, платья, может, не было иного».

" Да, русским лучше; взять хоть Иванова:

звучит как баба в каждом падеже".

 

 

 XIV

 

 

Любовь сильней разлуки, но разлука

длинней любви. Чем статнее гранит,

тем явственней отсутствие ланит

и прочего. Плюс запаха и звука.

Пусть ног тебе не вскидывать в зенит:

на то и камень (это ли не мука? ),

но то, что страсть, как Шива шестирука,

бессильна – юбку, он не извинит.

 

Не от того, что столько утекло

воды и крови (если б голубая! ),

но от тоски расстегиваться врозь

воздвиг бы я не камень, но стекло,

Мари, как воплощение гудбая

и взгляда, проникающего сквозь.

 

 

 XV

 

 

Не то тебя, скажу тебе, сгубило,

Мари, что женихи твои в бою

поднять не звали плотников стропила;

не «ты» и «вы», смешавшиеся в " ю";

не чьи‑ то симпатичные чернила;

не то, что – за печатями семью ‑

Елизавета Англию любила

сильней, чем ты Шотландию свою

(замечу в скобках, так оно и было);

не песня та, что пела соловью

испанскому ты в камере уныло.

Они тебе заделали свинью

за то, чему не видели конца

в те времена: за красоту лица.

 

 

 XVI

 

 

Тьма скрадывает, сказано, углы.

Квадрат, возможно, делается шаром,

и, на ночь глядя залитым пожаром,

багровый лес незримому курлы

беззвучно внемлет порами коры;

лай сеттера, встревоженного шалым

сухим листом, возносится к стожарам,

смотрящим на озимые бугры.

 

Немногое, чем блазнилась слеза,

сумело уцелеть от перехода

в сень перегноя. Вечному перу

из всех вещей, бросавшихся в глаза,

осталось следовать за временами года,

петь на голос «Унылую Пору».

 

 

 XVII

 

 

То, что исторгло изумленный крик

из аглицкого рта, что к мату

склоняет падкий на помаду

мой собственный, что отвернуть на миг

Филиппа от портрета лик

заставило и снарядить Армаду,

то было – – – не могу тираду

закончить – – – в общем, твой парик,

упавший с головы упавшей

(дурная бесконечность), он,

твой суть единственный поклон,

пускай не вызвал рукопашной

меж зрителей, но был таков,

что поднял на ноги врагов.

 

 

 XVIII

 

 

Для рта, проговорившего «прощай»

тебе, а не кому‑ нибудь, не все ли

одно, какое хлебово без соли

разжевывать впоследствии. Ты, чай,

привычная к не‑ доремифасоли.

А если что не так – не осерчай:

язык, что крыса, копошится в соре,

выискивает что‑ то невзначай.

 

Прости меня, прелестный истукан.

Да, у разлуки все‑ таки не дура

губа (хоть часто кажется – дыра):

меж нами – вечность, также – океан.

Причем, буквально. Русская цензура.

Могли бы обойтись без топора.

 

 

 XIX

 

 

Мари, теперь в Шотландии есть шерсть

(все выглядит как новое из чистки).

Жизнь бег свой останавливает в шесть,

на солнечном не сказываясь диске.

В озерах – и по‑ прежнему им несть

числа – явились монстры (василиски).

И скоро будет собственная нефть,

шотландская, в бутылках из‑ под виски.

Шотландия, как видишь, обошлась.

И Англия, мне думается, тоже.

И ты в саду французском непохожа

на ту, с ума сводившую вчерась.

И дамы есть, чтоб предпочесть тебе их,

но непохожие на вас обеих.

 

 

 XX

 

 

Пером простым – неправда, что мятежным!

я пел про встречу в некоем саду

с той, кто меня в сорок восьмом году

с экрана обучала чувствам нежным.

Предоставляю вашему суду:

a) был ли он учеником прилежным,

b) новую для русского среду,

c) слабость к окончаниям падежным.

 

В Непале есть столица Катманду.

 

Случайное, являясь неизбежным,

приносит пользу всякому труду.

 

Ведя ту жизнь, которую веду,

я благодарен бывшим белоснежным

листам бумаги, свернутым в дуду.

 

 1974

 

 

 Над восточной рекой

 

 

Боясь расплескать, проношу головную боль

в сером свете зимнего полдня вдоль

оловянной реки, уносящей грязь к океану,

разделившему нас с тем размахом, который глаз

убеждает в мелочных свойствах масс.

Как заметил гном великану.

 

В на попа поставленном царстве, где мощь крупиц

выражается дробью подметок и взглядом ниц,

испытующим прочность гравия в Новом Свете,

все, что помнит твердое тело pro

vita sua – чужого бедра тепло

да сухой букет на буфете.

 

Автостадо гремит; и глотает свой кислород,

схожий с локтем на вкус, углекислый рот;

свет лежит на зрачке, точно пыль на свечном огарке.

Голова болит, голова болит.

Ветер волосы шевелит

на больной голове моей в буром парке.

 

 1974

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...