Документ 2.12. Повседневная жизнь и «бессознательное»
«Заседание закрыто... Ах, простите... заседание открыто», объявляет председатель; этой оговоркой он «бессознательно» выдал свое стремление закончить собрание как можно скорее. Что такое психология? 91 Женщина утверждает, что она ненавидит мужчин. Между тем ее часто посещают одни и те же кошмары: они преследуют её по ночам от которых она не может убежать либо потому, что схвачена за ногу, либо потому, что упала... Только внезапное пробуждение дает ей возможность выйти из этого «затруднительного» Маленький мальчик говорит, что он «обожает» свою младшую сестренку. Однако каждую ночь его застают у изголовья девочки: он наблюдает за ней и прислушивается к ее дыханию... а не умрет ли она во сне? Некоторые писатели, музыканты или художники «одержимы» темами сексуальности или извращений, что проявляется в большинстве их произведений. Прославленный хирург в самом деле «артистически» действует скальпелем и иглой. Его мать, однако, любит напоминать, что демонстрируемое им теперь спокойствие плохо сочетается с жестокостью по отношению к животным и даже к собственным братьям и сестрам, которую он проявлял в детстве и за которую ей постоянно приходилось его отчитывать. Все эти примеры, по мнению психоаналитиков, доказывают существование подсознательного и подавленных влечений, которые его переполняют и непрерывно пытаются выйти наружу в форме оговорок, сновидений, наклонностей, произведений искусства или в избираемой профессии (в этом смысле актер и преподаватель, когда они целиком отдаются своему делу, -всего лишь эксгибиционисты, хотя они и не знают этого). Документ 2.13. Путь к самовыражению Согласно Маслоу (Maslow), путь к осуществлению потенциальных возможностей индивидуума - к его самореализации - открывается лишь после удовлетворения его насущных потребностей (см. рис. 6.3).
Физиологические потребности (есть, пить, спать и т.п.), без удовлетворения которых ничто другое невозможно, всегда выступают на первый план. За ними следует потребность в защищенности (укрыться в убежище, избежать опасности, обеспечить завтрашний день и т. п.); ее удовлетворение создает возможность для развития потребности в хорошем отношении (быть любимым, быть принятым в определенном обществе, принадлежать к группе, в которой с тобой считаются, и т. п.). Если потребности этих трех категорий удовлетворяются, то в поведении могут возникнуть новые черты, невозможные прежде. Так, вместо того чтобы систематически подчиняться мнению большинства или властей, индивидуум будет все больше прислушиваться к собственным чувствам. Он вновь обретет дар восхищаться миром, которым он обладал в детстве. У него будет возникать все более сильное желание отказаться от рутины, испробовать что-то новое, обратиться к новым целям, соглашаясь даже усердно работать, если это работа, Глава 2 которую он выбрал сам. Он будет стараться оценивать факты как можно более объективно, готовый к тому, чтобы стать непопулярным, если его взгляды не совпадают со взглядами большинства. Индивидуум будет принимать на себя все большую и большую ответственность, избегая «разыгрывать комедию», чтобы спасти лицо. Все эти действия способствуют развитию у индивидуума самоуважения и, что самое главное, постепенно превращают его в творческую личность, интенсивно живущую тем, что преподносит жизнь, в личность способную заботиться о других людях и о благополучии человечества. Он достигает, таким образом, стадии самореализации. Все это, разумеется, идеальный путь, который может пройти лишь бесконечно малая часть индивидуумов. Можно считать, что более 90% людей останавливаются на уровне поисков защищенности и хорошего отношения, поглощающих всю их энергию. Кого в этом винить? Никого и всех.
Не может быть сомнений, что только общество, в котором все равны и структура которого благоприятствует полному развитию каждого, способно обеспечить возможность полной самореализации наибольшему числу его членов. Считать ли это утопией, или надежда все же существует? Документ 2.14, Покорность и пытка В 60-е годы социальный психолог С. Милгрэм (S. Milgram) изучал проблему послушания и доверия к авторитету. Милгрэм объявил своим испытуемым, что он хочет исследовать воздействие наказания на заучивание слогов. Он хотел, чтобы испытуемый играл роль «учителя», который должен наказывать «ученика» все более сурово за каждую новую ошибку. Затем он помещал испытуемых перед рядом кнопок, нажатие которых вызывало удары тока напряжением от 15 до 450 вольт (последнее напряжение может причинить сильные страдания и серьезные физические повреждения). «Ученик» сидел в соседней, комнате на стуле, окруженном электрическими проводами. Милгрэм настойчиво объяснял испытуемым-«учителям», что использование ударов тока составляет важную часть опыта и что опыт потеряет всякий смысл, если его требования не будут выполняться. После этого добропорядочные отцы семейств, миролюбивые люди, посылали ученику, несмотря на его стоны, разряды в 75 вольт, а затем, не реагируя на его мольбы, удары тока от 150 до 300 вольт; такие напряжения вызывали у ученика крики боли. И все это только потому, что экспериментатор, сидевший рядом с «учителем», приказывал ему продолжать «обучение». Две трети испытуемых, выполнявших роль «учителя», до самого конца полностью подчинялись экспериментатору, хотя последний не обещал покарать их или вознаградить1. Милгрэм, однако, не обнаружил никаких различий между личными качествами тех, кто доводил эксперимент до конца, и того меньшинства, которое отказывалось продолжать его. Такие эксперименты показывают, как «нормальные» люди, которые в силу своего воспитания привыкли подчиняться, способны к бесчеловечным действиям и к тягчайшим преступлениям из-за уважения к власти. Вполне вероятно, что этого достаточно, чтобы объяснить зверства, совершавшиеся нацистами во время второй мировой войны, или все те физические и психологические пытки, которым подвергают людей в наши дни во многих странах.
1На самом деле «ученик» не подвергался воздействию тока; его роль играл ассистент экспериментатора, который давал ошибочные ответы и симулировал страдание при «наказаниях».
Резюме 1. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. 2. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к индивидууму, будь то «тень», обитающая в теле и покидающая его после смерти человека, или боги, которых считали ответственными за все действия людей. Глава 2 3. Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. 4. Философы средневековья, не располагая новыми данными, не смогли продвинуть вперед изучение психики. Лишь в XVII веке благодаря теориям Декарта зарождается современная психология, в основе которой лежит представление о соотношении между нервной системой и поведением. Однако Декарт все еще полагал, что за действия человека ответственна душа. 5. Разделение между естественными науками и философией произошло в основном в XVII веке. Эмпирическое направление привело к созданию научного метода и открыло возможность изучать факты путем наблюдений и экспериментов, исходя из гипотез, которые подлежат проверке. 6. В XVIII веке психология тоже отделилась от философии, пытаясь заменить изучение «души» изучением сознания и процессов мышления. 7. Научная психология родилась, однако, лишь в конце XIX века в результате применения научного метода в лабораториях. В этом участвовали две школы, занимавшие в то время видное место: структуралисты, пытавшиеся описать структуры, лежащие в основе сознания, и функционалисты, изучавшие его адаптивную роль. Однако метод интроспекции, используемый, хотя и по-разному, обеими школами, все еще сильно страдает субъективизмом.
8. В начале XX века бихевиористы заявили, что если психология хочет стать настоящей наукой, то она должна опираться исключительно на поведенческие акты, доступные для объективного наблюдения, и на их связь с теми ситуациями, которые их вызывают. Согласно теории бихевиористов, поведение индивидуума в основном определяется средой и поэтому в принципе укладывается в схему S-R (стимул-реакция). 9. Биологический подход, которого придерживаются психофизиологи, ставит своей целью понять, как различные формы поведения связаны с функционированием нервной и гормональной систем. Что касается этологов и социобиологов, то они исследуют биологические основы природы человека, пытаясь объяснить его развитие как реализацию заложенной в него от рождения видоспецифической программы. 10. Когнитивный подход делает упор на то, что формирующиеся в мозгу человека знания и выводы идут дальше той простой информации, которую мозг получает из внешней среды или уже содержит в себе от рождения. Согласно гештальтистам, исходная запрограммированность определенных внутренних структур уже заранее ориентирует ряд перцептивных и когнитивных процессов, тогда как по мнению конструктивистов наследственно детерминированные интеллектуальные функции создают возможность для постепенного, шаг за шагом, построения интеллекта в результате активных воздействий индивидуума на среду. Со своей стороны когнитивная психология пытается выяснить способы совершенствования мыслительных процессов и переработки информации. 11. В центре внимания психоаналитического и гуманистического подходов находится развитие личности. Если для психоаналитиков поведение отдельного человека детерминируется прошлым опытом, который был вытеснен в подсознание, то для гуманистического направления оно, напротив, ориентировано на самореализацию в соответствии с потенциальными возможностями каждого из нас. 12. Социально-психологический подход видит в индивидууме лишь общественное существо, находящееся в постоянном взаимодействии с другими, чем и определяется по большей части его поведение независимо от индивидуальных особенностей. 13. Каждый из этих различных подходов характеризуется собственным представлением о человеке, его происхождении и формировании. Это вызывало множество конфликтов между школами, но сейчас они постепенно затихают. По существу все больше и больше психологов избирают эклектический подход.
14. В процессе эволюции психологии предлагалось немало определений этой науки. В настоящее время ее определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых данных. Литература Общие работы Chatlan J., Gratiot-Alphandery H., Doron R., Cazayus P., 1977. -Les grandes psychologies modernes, Bruxulles, Dessart. Consier J., 1970. Clef pour la Psychologie, Paris, Seghers. Ouvrage collectif, 1972. Les 10 grands de la psychologie, Paris, CEPL. Reuchlin M. (1974). Histoire de la psychologie (У edition), Paris, P. U. F., Que sais-je? n° 732. Sahakian W.S., 1981. History of Psychology, Itasca 111, F.E., Peacock Publ. Цитированная литература Asch S.£., 1951. "Effects of group pressure upon the modification and distorsion of judgement", in: H. Guptskow (Ed.), Groups, leadership and men, Pittsburgh, P. A., Carnegie. Bandura A. (1965). "Influence of Model's reinforcement contingencies on the acquisitions of imitative responses", Journal of Personality and Social Psychology, 1, P. 589-595. Bolles R.C., 1974. "Cognition and Motivation: Some historical trends", in: B. Weiner (Ed.), Cognition views of human motivation. New York, Academic Press. Bower T.G.R., 1977. Primer of Infant Development, San Francisco, Freeman. Chauvin R., 1975. L'ethologie, etude biologique du comportement animal, Paris, P. U. F. Condillac de E.B., 1754. Traite des sensations, Paris. Fechner G.T., 1860. Elemente der Psychophysik, Leipzig. 96 Глава 2 Festinger L.A., 1957. A theory of cognitive dissonance, Stanford, California, Standforri University Press. Freud S., 1976. Psychopathologie de la vie quotidienne, Paris, Payot. Hume D., 1739. A Treatise of Human Nature, London. Kosslyn S. M. (1975). "Information representation in visual image", Cognitive Psychology, п°7, р. 341-370. Locke J., 1690. An essay concerning human understanding, Londres. Maslow A. H., 1962. Toward a Psychology of Being, Princeton, G.J., Van Nostrand Mi/gram S., 1974. Soumission a 1'autorite, Paris, Calrnann-Levy. Moscovici S., 1979. Psychologie des minorites actives, Paris, P.U.F. Neisser U., 1967. Cognitive Psychology, New York, Appleten Century Crofts. Neisser U., 1976. Cognitive and Reality. Principles and implications of cognitive psychology, San Francisco, W. H. Freeman. Pavlov I. P., 1927. Conditioned Reflexes, London, Oxford University Press. Piaget J., 1936. La naissance de 1'intelligence chez 1'enfant, Neuchatel, Delachaux et Niestle. Rogers C.R., 1961. On Becoming a Person, Houghton-Miffm. Ruwet J. C., 1969. Ethologie, biologic du comportement, Bruxelles, Dessart. Schachter S., 1959. The Psychology of Affiliation, Standford, California, Standford University Press. Skinner B.F., 1928, The Behavior of Organisms, Englewood, Cliffs, N.J., Prentice Hall. Thines G., 1966. Psychologie des animaux, Bruxelles, Dessart. Thorndike E. L., 1911. Animal Intelligence, Experimental Studies, New York, MacMillan. Trivers R. (1971). "The evolution of reciprocal altruism", Quarterly Review of Biology. n°46, p. 35-57. Tulving E., 1972. "Episodic and semantic memory", dans E. Tulving et W. Donaldson (Eds.), Organisation of Memory, New York, Academic Press. Watson J.B. (1913). "Psycholody as the behaviorist views it", Psychological Review. n°20, p. 158-177. Watson J.B. (1924). Behaviorism, New York, Norton. Wilson E.O., 1975. Sociobiology: The new synthesis, Cambridge, Harvard University •Press, Zajonc R.B. (1965). "Social Facilitation", Science, n° 149, p. 269-274.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|