Предметными результатами изучения предмета «Математика» являются следующие умения.
5 -й класс Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание: - названий и последовательности чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду); - как образуется каждая следующая счётная единица; - названия и последовательность разрядов в записи числа; - названия и последовательность первых трёх классов; - сколько разрядов содержится в каждом классе; - соотношение между разрядами; - сколько единиц каждого класса содержится в записи числа; - как устроена позиционная десятичная система счисления; - единицы измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношения между ними; - функциональной связи между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа). Выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях; выполнять проверку правильности вычислений; - выполнять умножение и деление с 1 000; - вычислять значения числовых выражений, содержащих 3–4 действия со скобками и без них; - раскладывать натуральное число на простые множители; - находить наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное нескольких чисел; - решать простые и составные текстовые задачи; - выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов; - находить вероятности простейших случайных событий; - решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
- решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний; - читать информацию, записанную с помощью линейных, столбчатых и круговых диаграмм; - строить простейшие линейные, столбчатые и круговые диаграммы; - находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства; - создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
Й класс Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание о: - десятичных дробях и правилах действий с ними; - отношениях и пропорциях; основном свойстве пропорции; - прямой и обратной пропорциональных зависимостях и их свойствах; - процентах; - целых и дробных отрицательных числах; рациональных числах; - правиле сравнения рациональных чисел; - правилах выполнения операций над рациональными числами; свойствах операций. – Сравнивать десятичные дроби; - выполнять операции над десятичными дробями; - преобразовывать десятичную дробь в обыкновенную и наоборот; - округлять целые числа и десятичные дроби; - находить приближённые значения величин с недостатком и избытком; - выполнять приближённые вычисления и оценку числового выражения; - делить число в данном отношении; - находить неизвестный член пропорции; - находить данное количество процентов от числа и число по известному количеству процентов от него; - находить, сколько процентов одно число составляет от другого; - увеличивать и уменьшать число на данное количество процентов; - решать текстовые задачи на отношения, пропорции и проценты; - сравнивать два рациональных числа; - выполнять операции над рациональными числами, использовать свойства операций для упрощения вычислений;
- решать комбинаторные задачи с помощью правила умножения; - находить вероятности простейших случайных событий; - решать простейшие задачи на осевую и центральную симметрию; - решать простейшие задачи на разрезание и составление геометрических фигур; - находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства; - создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
Й класс. Алгебра Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание о: - натуральных, целых, рациональных, иррациональных, действительных числах; - степени с натуральными показателями и их свойствах; - одночленах и правилах действий с ними; - многочленах и правилах действий с ними; - формулах сокращённого умножения; - тождествах; методах доказательства тождеств; - линейных уравнениях с одной неизвестной и методах их решения; - системах двух линейных уравнений с двумя неизвестными и методах их решения. - Выполнять действия с одночленами и многочленами; - узнавать в выражениях формулы сокращённого умножения и применять их; - раскладывать многочлены на множители; - выполнять тождественные преобразования целых алгебраических выражений; - доказывать простейшие тождества; - находить число сочетаний и число размещений; - решать линейные уравнения с одной неизвестной; - решать системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными методом подстановки и методом алгебраического сложения; - решать текстовые задачи с помощью линейных уравнений и систем; - находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства; - создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства. Й класс. Геометрия Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание о: - основных геометрических понятиях: точка, прямая, плоскость, луч, отрезок, ломаная, многоугольник;
- определении угла, биссектрисы угла, смежных и вертикальных углов; - свойствах смежных и вертикальных углов; - определении равенства геометрических фигур; признаках равенства треугольников; - геометрических местах точек; биссектрисе угла и серединном перпендикуляре к отрезку как геометрических местах точек; - определении параллельных прямых; признаках и свойствах параллельных прямых; - аксиоме параллельности и её краткой истории; - формуле суммы углов треугольника; - определении и свойствах средней линии треугольника; - теореме Фалеса. - Применять свойства смежных и вертикальных углов при решении задач; - находить в конкретных ситуациях равные треугольники и доказывать их равенство; - устанавливать параллельность прямых и применять свойства параллельных прямых; - применять теорему о сумме углов треугольника; - использовать теорему о средней линии треугольника и теорему Фалеса при решении задач; - находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства; - создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
Й класс. Алгебра Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание о: - алгебраической дроби; основном свойстве дроби; - правилах действий с алгебраическими дробями; - степенях с целыми показателями и их свойствах; - стандартном виде числа; - функциях , , , их свойствах и графиках; - понятии квадратного корня и арифметического квадратного корня; - свойствах арифметических квадратных корней; - функции , её свойствах и графике; - формуле для корней квадратного уравнения; - теореме Виета для приведённого и общего квадратного уравнения; - основных методах решения целых рациональных уравнений: методе разложения на множители и методе замены неизвестной; - методе решения дробных рациональных уравнений; - основных методах решения систем рациональных уравнений.
- Сокращать алгебраические дроби; - выполнять арифметические действия с алгебраическими дробями; - использовать свойства степеней с целыми показателями при решении задач; - записывать числа в стандартном виде; - выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; - строить графики функций , , и использовать их свойства при решении задач; - вычислять арифметические квадратные корни; - применять свойства арифметических квадратных корней при решении задач; - строить график функции и использовать его свойства при решении задач; - решать квадратные уравнения; - применять теорему Виета при решении задач; - решать целые рациональные уравнения методом разложения на множители и методом замены неизвестной; - решать дробные уравнения; - решать системы рациональных уравнений; - решать текстовые задачи с помощью квадратных и рациональных уравнений и их систем; - находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства; - создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
Й класс. Геометрия Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание о: - определении параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата; их свойствах и признаках; - определении трапеции; элементах трапеции; теореме о средней линии трапеции; - определении окружности, круга и их элементов; - теореме об измерении углов, связанных с окружностью; - определении и свойствах касательных к окружности; теореме о равенстве двух касательных, проведённых из одной точки; - определении вписанной и описанной окружностей, их свойствах; - определении тригонометрические функции острого угла, основных соотношений между ними; - приёмах решения прямоугольных треугольников; - тригонометрических функциях углов от 0 до 180°; - теореме косинусов и теореме синусов; - приёмах решения произвольных треугольников; - формулах для площади треугольника, параллелограмма, трапеции; - теореме Пифагора. - Применять признаки и свойства параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата при решении задач; - решать простейшие задачи на трапецию; - находить градусную меру углов, связанных с окружностью; устанавливать их равенство; - применять свойства касательных к окружности при решении задач; - решать задачи на вписанную и описанную окружность; - выполнять основные геометрические построения с помощью циркуля и линейки; - находить значения тригонометрических функций острого угла через стороны прямоугольного треугольника;
- применять соотношения между тригонометрическими функциями при решении задач; в частности, по значению одной из функций находить значения всех остальных; - решать прямоугольные треугольники; - сводить работу с тригонометрическими функциями углов от 0 до 180° к случаю острых углов; - применять теорему косинусов и теорему синусов при решении задач; - решать произвольные треугольники; - находить площади треугольников, параллелограммов, трапеций; - применять теорему Пифагора при решении задач; - находить простейшие геометрические вероятности; - находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства; - создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
Й класс. Алгебра Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание о: - свойствах числовых неравенств; - методах решения линейных неравенств; - свойствах квадратичной функции; - методах решения квадратных неравенств; - методе интервалов для решения рациональных неравенств; - методах решения систем неравенств; - свойствах и графике функции при натуральном n; - определении и свойствах корней степени n; - степенях с рациональными показателями и их свойствах; - определении и основных свойствах арифметической прогрессии; формуле для нахождения суммы её нескольких первых членов; - определении и основных свойствах геометрической прогрессии; формуле для нахождения суммы её нескольких первых членов; - формуле для суммы бесконечной геометрической прогрессии со знаменателем, меньшим по модулю единицы. - Использовать свойства числовых неравенств для преобразования неравенств; - доказывать простейшие неравенства; - решать линейные неравенства; - строить график квадратичной функции и использовать его при решении задач; - решать квадратные неравенства; - решать рациональные неравенства методом интервалов; - решать системы неравенств; - строить график функции при натуральном n и использовать его при решении задач; - находить корни степени n; - использовать свойства корней степени n при тождественных преобразованиях; - находить значения степеней с рациональными показателями; - решать основные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии; - находить сумму бесконечной геометрической прогрессии со знаменателем, меньшим по модулю единицы; - находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства; - создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
Й класс. Геометрия Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание о: - признаках подобия треугольников; - теореме о пропорциональных отрезках; - свойстве биссектрисы треугольника; - пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике; - пропорциональных отрезках в круге; - теореме об отношении площадей подобных многоугольников; - свойствах правильных многоугольников; связи между стороной правильного многоугольника и радиусами вписанного и описанного кругов; - определении длины окружности и формуле для её вычисления; - формуле площади правильного многоугольника; - определении площади круга и формуле для её вычисления; формуле для вычисления площадей частей круга; - правиле нахождения суммы и разности векторов, произведения вектора на скаляр; свойства этих операций; - определении координат вектора и методах их нахождения; - правиле выполнений операций над векторами в координатной форме; - определении скалярного произведения векторов и формуле для его нахождения; - связи между координатами векторов и координатами точек; - векторным и координатным методах решения геометрических задач. - формулах объёма основных пространственных геометрических фигур: параллелепипеда, куба, шара, цилиндра, конуса. - Применять признаки подобия треугольников при решении задач; - решать простейшие задачи на пропорциональные отрезки; - решать простейшие задачи на правильные многоугольники; - находить длину окружности, площадь круга и его частей; - выполнять операции над векторами в геометрической и координатной форме; - находить скалярное произведение векторов и применять его для нахождения различных геометрических величин; - решать геометрические задачи векторным и координатным методом; - применять геометрические преобразования плоскости при решении геометрических задач; - находить объёмы основных пространственных геометрических фигур: параллелепипеда, куба, шара, цилиндра, конуса; - находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства; - создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
5. Содержание математического образования
Содержание математического образования в основной школе формируется на основе фундаментального ядра школьного математического образования. Оно в основной школе включает следующие разделы: арифметика, алгебра, функции, вероятность и статистика, геометрия. Наряду с этим в него включены два дополнительных раздела: логика и множества, математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные разделы содержания математического образования на данной ступени обучения. Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе. Завершение числовой линии (систематизация сведений о действительных числах, о комплексных числах), так же как и более сложные вопросы арифметики (алгоритм Евклида, основная теорема арифметики), отнесено к ступени общего среднего (полного) образования. Содержание раздела «Алгебра» направлено на формирование у учащихся математического аппарата для решения задач из разных разделов математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира. В задачи изучения алгебры входят также развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для усвоения курса информатики, овладения навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений, а вопросы, связанные с иррациональными выражениями, с тригонометрическими функциями и преобразованиями, входят в содержание курса математики на старшей ступени обучения в школе. Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры. Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности - умений воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, проводить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащимся рассматривать случаи, осуществлять перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. При изучении статистики и вероятности расширяются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления. Цель содержания раздела «Геометрия» — развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний. Материал, относящийся к блокам «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несет в себе межпредметные знания, которые находят применение, как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах. Особенностью раздела «Логика и множества» является то, что представленный в нем материал преимущественно изучается и используется в ходе рассмотрения различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи. Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения. На него не выделяется специальных уроков, усвоение его не контролируется, но содержание этого раздела органично присутствует в учебном процессе как своего рода гуманитарный фон при рассмотрении проблематики основного содержания математического образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|