Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раньше я думал, что люди со странностями — это те, кто делает странные вещи. Теперь я знаю, что люди со странностями — это те, кто называет других странными.




Пол Маккартни

 

Представьте себе, что вы ведете обычный разговор и уже через несколько минут можете понять, почему человек думает, разговаривает, действует, любит и чувствует именно так, а не иначе. Представьте себе, что вы наконец смогли понять, почему ваша сестра любит прыгать с парашютом и почему только у нее одной из всей семьи хватило смелости войти в «Башню ужаса» в Диснейленде (дело в том, что у нее третий тип личности). Представьте, что вы можете понять, почему распался ваш первый брак и почему вы не можете соединить жизнь с человеком, который психологически представляет собой «единственного ребенка». Представьте, что вы можете наладить отношения с сыном, который каждое утро доводит вас до белого каления своим поведением. Иногда для этого достаточно лишь сказать «пожалуйста».

Когда Исааксон осознал, что психология очередности рождения влияет на характер и поступки любого человека, он понял, что может воспользоваться этим знанием, чтобы помочь себе и другим.

Вы спросите: «Что же это за теория очередности рождения? Откуда она взялась и почему она может внести нечто позитивное даже в жизнь самого благополучного человека?»

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ ОЧЕРЕДНОСТИ РОЖДЕНИЯ

Понимание очередности рождения и типов личности не пришло к Клиффу Исааксону за одну ночь, хотя уже первый сеанс его консультативной практики завершился блестящим успехом. Исааксон годами изучал привычки и схемы поведения людей, с которыми он имел дело, будучи методистским священником. Пасторская роль в церкви естественным образом привела его к консультативной деятельности.

В 1969 году, когда Исааксон был назначен помощником пастора в большой методистской церкви в штате Айова, он познакомился с принципами трансактного анализа через психиатра из местного центра психического здоровья. Эта разновидность анализа приобрела популярность в 1960-е годы, когда психиатр Эрик Берн разделил человеческую личность на три части: Родитель, Ребенок и Взрослый. Трансактный анализ включает пять мини-сценариев, или схем, в соответствии с которыми люди выстраивают свою жизнь. Эти схемы известны под названиями «Поторопись», «Порадуй меня», «Будь безупречным», «Будь сильным» и «Упорно трудись». Вскоре Исааксон начал пользоваться этими сценариями в общении со своими пятью детьми; каждый ребенок, судя по всему, прекрасно вписывался в один из сценариев.

Дуэйн, старший сын Исааксона, был отличником и всегда производил хорошее впечатление на школьных учителей. С самого начала Дуэйн был нацелен на успех и не поворачивал назад, если возникали трудности. Он был и остается классическим первенцем, обладающим первым типом личности, согласно теории очередности рождения. Будучи джазовым музыкантом, Дуэйн также работает с лошадьми. Он известен способностью обучать лошадей, от которых отказались другие инструкторы.

Мэри, второй ребенок в семье, стремилась к совершенству с того дня, когда научилась ходить. Она была и остается серьезным и аккуратным представителем второго типа личности. Когда Мэри была маленькой девочкой, она заставляла мать завязывать ее шнурки так, чтобы бантики получались совершенно одинакового размера. Если у матери не получалось, Мэри настаивала на том, чтобы она попробовала еще раз. Теперь Мэри замужняя женщина и превосходная мать (характерная черта второго типа личности), имеет репутацию надежного и компетентного администратора. Когда она переехала обратно в Айову из Флориды, чтобы быть ближе к родителям, Исааксон не удивился, поскольку потребность в близости с родителями — глубоко укорененная черта характера «вторых».

Ширли, бесстрашная дочь Исааксона, — яркий представитель третьего типа личности. Люди, обладающие этим типом личности, стараются перепробовать все на свете. В детстве Ширли последовала за своим старшим братом и взобралась на верхушку дерева, пока сестры наблюдали за ней. В характере Ширли также ярко выражена черта сострадания. Она раздавала свою одежду на благотворительных вечерах в старших классах школы и дружила с «неудачниками» из числа одноклассников, на которых другие не обращали внимания. Однажды она одолжила совершенно новый жакет девушке, которая захотела надеть его на вечер встречи выпускников.

Линда, четвертый ребенок Исааксона, с детства любила решать проблемы и преодолевать трудности. Эта черта «четвертых» проявляется в том, что они часто берутся за такую работу, от которой отказываются другие. В возрасте четырех лет Линда научилась читать, играя с пишущей машинкой. Сейчас она пользуется своими превосходными компьютерными навыками для создания школьных учебников и пособий.

Хотя Кевин хронологически был пятым ребенком в семье Исааксона, с психологической точки зрения он — «единственный ребенок». Кевин — превосходный организатор. На втором курсе колледжа он устроил большую футбольную встречу между командами двух колледжей из разных городов. Другой характерной чертой «единственного ребенка», проявившейся у Кевина с раннего детства, была его любовь к одиночеству. Ему нравилось быть одному в своей комнате независимо от того, делал ли он домашнее задание, играл на гитаре или смотрел спортивные передачи по телевизору.

Когда Исааксон приступил к консультациям, входившим в его программу подготовки по трансактному анализу, он стал спрашивать своих клиентов об их положении в семье (единственный ребенок, первый ребенок, второй и т. д.) и открыл поразительные закономерности. Сравнивая этих клиентов с собственными детьми, Исааксон понял, что находится на верном пути. Вскоре он начал классифицировать распространенные высказывания и виды поведения единственных детей, первенцев, вторых, третьих и четвертых детей. Он также обнаружил, что схемы очередности рождения могут повторяться в нескольких поколениях одной семьи.

Исааксону стало ясно, что, согласно очередности рождения, существует лишь пять типов личности: «единственный ребенок», «первый», «второй», «третий» и «четвертый». Но бывают и исключения из общего правила, согласно которому тип личности ребенка обычно соответствует хронологическому порядку его рождения. К примеру, второй ребенок в семье мог обладать личностью третьего типа, а шестой ребенок мог в психологическом отношении быть «единственным ребенком». Тип личности зависит как от хронологического порядка рождения, так и от обстановки, в которой растет ребенок.

Исааксон еще на раннем этапе обнаружил, что между хронологическим порядком рождения клиента и психологическим типом его личности может существовать огромное различие. Он был хорошо знаком с идеями хронологии порядка рождения, популяризованными психологом Альфредом Адлером, который развивал идеи о «первом», «среднем» и «младшем» ребенке. Эта схема была слишком примитивной для Исааксона. К примеру, по теории Адлера, старшие дети должны быть педантами и аккуратистами, поскольку считается, что они постоянно стараются думать и вести себя так же, как их родители. Очень тяжело стать самостоятельным взрослым человеком, если несешь такой груз на своих плечах.

Исааксон не только сознавал ограниченность старых идей; он также видел, что они не работают. Он мог назвать десятки мужчин и женщин, которые просто не вписывались в эту схему очередности рождения. Его открытия сходились с теориями Адлера лишь в одном: очередность рождения действительно влияет на тип личности. Исааксон пошел значительно дальше.

Наверняка вы встречали на званом обеде, в зале ожидания или на футбольном матче незнакомого человека, с которым уже через пять минут говорили как со старым приятелем. Скорее всего, вы хотя бы раз, вернувшись домой, говорили: «Дорогая, я только что познакомился с человеком, который думает точно так же, как я». А может быть, у вас есть друг, которому нравятся те же места, что и вам, который так же относится к другим людям и, возможно, даже имеет такую же походку? Скорее всего, тип личности этого человека совпадает с вашим. Возможно, ваш товарищ по общежитию в колледже был скрупулезным «вторым» и соглашался с вами в том, что все пустые бутылки из-под пива должны быть аккуратно выстроены на полках. Может быть, у вас есть друг, который обладает язвительным чувством юмора, свойственным «единственному ребенку». Возможно, вы работаете с таким же «первым», как и вы, склонным проводить большую предварительную работу, когда он составляет отчет или готовится к встрече с новым клиентом.

С тех пор как Исааксон создал классификацию типов личности по очередности рождения, многие особенности поведения членов его семьи и друзей внезапно стали понятны, и он смог быстро определять проблемы своих клиентов. Возьмем, к примеру, Дарлин.

Дарлин была 62-летней учительницей на пенсии, которая не слишком заботилась о собственной жизни, зато беспокоилась об окружающих. Она имела привычку разговаривать очень громко.

— Клифф, — прокричала она в телефон, — это Дарлин.

Клифф, взявший трубку, улыбнулся и подумал, что Дарлин не стоило труда представляться.

— Здравствуйте, Дарлин, — сказал он. — Как поживаете?

— Дело не во мне, — отрезала она. — Вы уже помогли Генри? Вы помогли ему получить работу?

«Боже мой, — подумал Исааксон, — снова она беспокоится обо всех на свете, как будто ей не хватает собственных проблем!»

— Дарлин, — сказал он успокаивающим голосом, каким обычно разговаривал с клиентами, — прежде всего, я не имею представления, как помочь ученому найти работу, а во-вторых, Генри не просил меня об этом.

— Что? — изумленно спросила Дарлин. — Что-что? — переспросила она, словно желая убедиться, что Клифф слышит ее.

— Он не просил меня о помощи, — снова сказал Исааксон.

Теперь Дарлин немного рассердилась.

— Вы хотите сказать, что не помогаете людям, если они не просят об этом?

— Правильно, — ответил Исааксон. Он сделал секундную паузу и добавил: — К примеру, вы нуждаетесь в помощи, но не просите об этом.

От удивления Дарлин лишилась дара речи. Клифф Исааксон произнес именно те слова, которые должны были привлечь внимание человека с четвертым типом личности, как у Дарлин. Опыт подсказывал ему, что «четвертые» любят напористое обращение и все время ждут, что на их слова будут реагировать таким же образом. Исааксон знал, что если бы он уступил в тот момент, когда напористая Дарлин начала покрикивать на него, то не смог бы ничего добиться.

Его прием сработал превосходно. Он не слышал даже ее дыхания на другом конце телефонной линии.

— Дарлин, вы хотите прийти ко мне на консультацию?

— Да, — прошептала она в ответ, — да, я хочу встретиться с вами.

Дарлин не только пришла к Исааксону, но и принесла с собой сборник стихов, который читала каждый раз, когда ощущала подступающую депрессию. Но когда Дарлин научилась доверять своим чувствам и держаться открыто, все резко изменилось. Она посещала сеансы групповой терапии, ходила к психиатру и, наконец, твердо уверилась в том, ради чего стоит жить. Впрочем, она продолжала кричать в телефонную трубку, но это скорее было проявлением энергичности и жизнерадостности, чем желанием привлечь к себе внимание.

Атрибуты типов личности, установленные Исаак-соном, были настолько ясными и определенными, что поражали воображение. Стиль воспитания детей, дружбы и отношений в браке — все это совпадало для каждой категории. Вскоре Исааксон мог определить психологический тип личности человека даже по такому признаку, как его чувство юмора.

Однако Исааксон видел, что черты сходства между людьми, обладающими одинаковым типом личности, намного более обширны и многочисленны, чем может показаться на первый взгляд. Это позволило ему создать таблицы и вопросники, помогающие клиентам понять особенности их реакций и поведения.

Когда Исааксон убедился в том, что очередность рождения означает нечто гораздо большее, чем положение ребенка в семье, он начал определять психологические профили личности, опираясь на категории трансактного анализа. Однако при этом он устранил понятие «среднего ребенка», установил, что первый тип личности можно обнаружить у любого ребенка в семье, и более четко определил тип личности младшего ребенка. Центральное положение в его концепции психологической очередности рождения занимала идея о том, что дата и время рождения человека имеют гораздо менее важное значение, чем его образ мыслей, манера разговора и черты личности г— прекрасной, неповторимой, удивительной личности.

К середине 1980-х годов Исааксон старался как можно больше заниматься консультативной практикой, в то же время продолжая свою пасторскую деятельность. Он так сильно любил работу с пациентами, что отказался от рыбалки и садоводства. Его новое пристрастие — психологические консультации с использованием теории очередности рождения — было гораздо более увлекательным, чем все, чем он занимался раньше.

 

Будь тем, кто ты есть, и говори то, что ты чувствуешь. Те, кто будут возражать, не имеют значения, а те, кто имеет значение, не будут возражать.

Д-р Цейсе

 

В 1986 году с помощью друзей Исааксон основал консультативный центр Верхнего Де-Мойна. Так, превратив свое увлечение в профессию, он смог посвятить все свое время созданию книг, чтению лекций и проведению семинаров, в основу которых была положена новая теория очередности рождения. Успехи Исааксона настолько впечетляли других консультантов и терапевтов, что они в свою очередь стали пользоваться его методиками.

Исааксон рассматривал своих клиентов как поставщиков ценного материала для своих исследований. Еще давно, когда он только начал обретать понимание пяти основных типов личности, ему приходилось использовать характер своих детей в качестве «точек отсчета». Представляя поведение одного из своих детей в той или иной ситуации, он мог видеть сходные черты в поведении других людей. Однако по мере накопления опыта он смог отказаться от практики использования своих детей в качестве ролевых моделей и научился с поразительной быстротой определять тип личности.

С самого начала Исааксон не сосредоточивался на теории очередности рождения как на особом методе или способе изменения человеческой личности; он просто пользовался ею как инструментом для понимания. Когда он научился определять тип личности человека по серии вопросов, наблюдая за его поведением и просто позволяя человеку выговориться и поделиться наболевшим, он стал помогать клиентам увидеть черты собственного характера в позитивном свете. В результате клиенты избавлялись от самобичевания и начинали рассматривать свой тип личности как данность, а не как специфическую проблему характера. Исааксон осознал, что человеку гораздо полезнее услышать: «Джон, ты знаешь, что «четвертые» очень упрямы и с трудом отказываются от чего-либо?» — вместо: «Джон, ты очень упрям и никогда не хочешь уступать».

Таким образом, клиенты понимали, что Исааксон не наносит удар по их самолюбию, а всего лишь пытается объективно оценить их личность. Теория очередности рождения стала очень важным способом поддержки и самопознания. К примеру, вышеупомянутый Джон мог посмотреть на себя и подумать: «Боже мой, в мире, должно быть, множество «четвертых», которые ведут себя так же, как я. Пожалуй, я могу оставаться самим собой, но все-таки не стоит так сердиться по пустякам».

Исааксон пользуется прикладными методами своей теории для того, чтобы люди могли ощутить собственный потенциал. Когда они лучше понимают свой тип личности, то могут стать (и становятся) теми, кем хотят. Они могут отбросить плохое, сохранить хорошее и добиться кардинального улучшения своей жизни.

Исааксону уже давно стало ясно, что если люди поймут эти концепции, то жизнь станет проще для всех нас. Представьте себе мать, отчаянно пытающуюся понять, почему ее дочь так любит прыгать с качелей и всегда приводит домой ребят из класса, у которых нет друзей. Если бы мать знала, что она имеет дело с классическим «третьим» ребенком — рисковым, но добрым, с безграничным творческим потенциалом и склонностью неумышленно перечить взрослым, — разве ее жизнь не стала бы проще? Вы знаете ответ.

А жена, пытающаяся понять, почему ее муж («единственный ребенок») любит в одиночестве возиться в гараже и бежит за карандашом каждый раз, когда какой-нибудь специалист в телевизионной программе начинает давать советы о чем угодно — от выбора резины для автомобильных покрышек до супружеских взаимоотношений? Он вовсе не пытается раздразнить свою жену; это типичное поведение «единственного ребенка», который любит оставаться наедине с собой и следовать советам специалистов.

Или возьмем начальника с четвертым типом личности, который отказывается помочь работнику в составлении отчета, потому что считает его лодырем, и настолько придирчив, что готов следить, сколько времени каждый из сотрудников проводит в туалете. Он будет вызывать возмущение у подчиненных до тех пор, пока они не поймут его потребность все контролировать, его представление о жизни как о тяжком испытании и его способность, несмотря ни на что, сопереживать людям и считаться с их чувствами.

Понимание теории очередности рождения подобно обладанию волшебным ключом, отпирающим любую дверь, через которую вы хотите пройти. Родители смогут лучше понять своих детей, а дети, уверенные в понимании со стороны родителей, будут гораздо оптимистичнее смотреть на жизнь. Работодатели могут пользоваться этим знанием для распределения рабочих мест и раздела сфер ответственности. Зная сильные стороны каждого сотрудника и назначая его на соответствующую должность, работодатель получит большую отдачу и повысит эффективность труда.

Теория очередности рождения поможет вам купить автомобиль, найти общий язык с монтером или школьным учителем математики, совладать, наконец, с родственником, который выводит вас из себя в течение последних двадцати лет. Понимание образа мыслей и чувств других людей — не просто ценный ключ к познанию мира. Это дар Божий.

Эта книга предлагает вам освоить новый способ мышления. Как вы распорядитесь своими знаниями, зависит от вас. Важно помнить, что нет хороших или плохих типов личности и что, независимо от типа личности, на свете не существует двух одинаковых людей. Ваша манера поднимать брови при разгово-

 

ре, ваша особая улыбка и чувства, которые вы испытываете по отношению к любимым людям, — это именно то, что делает вас неповторимой и уникальной личностью.

Присмотритесь к себе. Узнайте о собственном типе личности, поймите его, а потом используйте свои знания для того, чтобы быть счастливым и свободным. Переверните следующую страницу и посмотрите, сможете ли вы узнать себя в описаниях и определениях «единственного ребенка», «первого», «второго», «третьего» или «четвертого», которые последуют ниже.

 

ГЛАВА 2

КТО Я ТАКОЙ?

 

Знание — половина победы.

Солдат Джо

 

Готовы ли вы к серьезной работе? Как насчет еще более серьезных ответов? Пора на время забыть обо всем, что вы когда-либо слышали об очередности рождения, потому что сейчас вы собираетесь отправиться в путешествие, которое навсегда изменит ваше представление о себе и других людях.

Многие из нас выросли, имея ошибочное представление о том, кто мы и почему ведем себя так, а не иначе. Возможно, родители говорили вам: «Ты знаешь, что ответственность лежит на тебе, потому что ты старший». Второму ребенку могли внушить, что он беспомощен просто из-за того, что он младший. Единственный ребенок может долгие годы считать себя эгоистичным и невоспитанным, потому что «так ведут себя единственные дети». Хотя эти взгляды справедливы в том смысле, что первый ребенок всегда останется первенцем, они не выдерживают критики, когда речь идет о типе личности человека.

Согласно теории очередности рождения, есть черты сходства между людьми, обладающими одним типом личности. Женщина с первым типом личности похожа по особенностям своего характера и поведения на других таких же людей во всем мире. Личность человека имеет многообразные внешние проявления, но личностные характеристики — схемы мышления, эмоциональная динамика и стиль общения с другими людьми — всегда остаются неизменными за индивидуальной улыбкой, походкой или манерой смеяться.

Попробуйте взглянуть на это так: у вас на руке есть пять пальцев. Отпечатки пальцев различны, но каждый палец сохраняет свою индивидуальность. Если сравнить личность ребенка с указательным пальцем, то можно уверенно сказать, что он никогда не будет вести себя как большой палец, независимо от узора на отпечатке.

Тип личности наших родителей тоже оказывает влияние на нашу жизнь. Если третий (в хронологическом порядке) сын проводит много времени в обществе матери, обладающей третьим типом личности, высока вероятность, что он унаследует многие ее черты. В главе 10 говорится о вторичных характеристиках, которые играют немаловажную роль в формировании типа личности. Сейчас это может показаться сложным, но в соответствующей главе вы получите точные и конкретные советы о том, как распознавать эти характеристики. Пока что сосредоточимся на выяснении вашего типа личности. Простые и увлекательные тесты помогут вам ответить на этот и другие вопросы, касающиеся вас.

Прежде чем вы возьмете в руки карандаш и приступите к работе, нужно сделать несколько оговорок. Во-первых, помните о том, что все в этой книге — каждый тест, каждая страница, каждое слово —- было написано для того, чтобы углубить ваше понимание себя. Нет правильных или неправильных ответов, как нет и «хорошего» или «плохого» типа личности. Старайтесь отвечать на вопросы искренне и непредвзято.

Многие люди противятся новым идеям. Не удивляйтесь, если вам понадобится время для усвоения пройденного. Продвигайтесь вперед постепенно и думайте о том, что вы читаете. Постарайтесь представить себя в совершенно новом свете. Сначала сосредоточьтесь на своих хороших качествах. Вы добры? Вам нравится помогать людям? Рассматривая свое «я» как тип личности в соответствии с теорией очередности рождения, вы мало-помалу начнете понимать, каким образом сформировался ваш характер и почему вы поступаете так, а не иначе.

Иногда в процессе усвоения этой информации бывает полезно подумать о близких людях. Вместе с осознанием типов личности приходит понимание, например, того, что ваш муж — «единственный ребенок», или того, что ваша мать обладала вторым типом личности. Вполне понятно, что когда вы усваиваете собственный тип личности, характер людей, с которыми вы живете или работаете, тоже становится более понятным для вас. Это хороший подход к новому образу мышления.

Не торопитесь. Некоторые вопросы могут показаться простыми, но постарайтесь хотя бы немного подумать над ответами на вопросы о ваших поступках и реакциях. Помните школьных учителей, внушавших вам, что первая реакция правильна? Это верно и при выполнении наших тестов. Доверяйте интуиции — она редко подводит.

Будет полезно, если вы попросите нескольких близких людей — скажем, супругу, одного из родителей или друзей — помочь вам, пока вы работаете над ответами на вопросы. Другие люди часто видят многие черты нашей личности яснее, чем мы сами. Без посторонней помощи результаты тестов могут оказаться неточными. Вполне вероятно, что вы разочаруетесь и вам придется начать все сначала.

Не забывайте о развлекательной стороне этого мероприятия. Хотя в книге предлагаются серьезные и потенциально судьбоносные решения для тех, кто хочет изменить представление о себе, путешествие должно быть не только трудным, но и увлекательным.

Итак, устройтесь на своем любимом месте в доме, включите музыку, возьмите свой любимый напиток, избавьтесь от лишних мыслей и приступайте к работе. Искренне надеемся, что она доставит вам удовольствие.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ

Согласно теории очередности рождения, существует пять основных типов личности. Ваш тип личности может соответствовать или не соответствовать вашему фактическому положению в семье. Нижеследующий список позволит вам определить ваш психологический тип личности.

Выбирайте ответ, ближе всего подходящий к одному из перечисленных четырех вариантов. Когда закончите, подсчитайте результаты.

Точность тестирования увеличивается, если вы отвечаете на вопросы так, как отвечали бы в юности или ранней молодости (некоторые виды поведения, усвоенные в зрелом возрасте, искажают характеристики психологического типа личности, очевидные в молодости).

 

1 — никогда; 2 — иногда; 3 — часто; 4 — всегда.

1. Приходится ли вам заниматься организационными вопросами, прежде чем приступить к новому делу? 12 3 4

2. Хотите ли вы производить впечатление на других? 12 3 4

3. Стараетесь ли вы избегать чувства собственной неполноценности? 12 3 4

4. Казалось ли вам в детстве, что жизнь несправедлива? 12 3 4

5. Нравятся ли вам трудные проблемы? 12 3 4

6. Составляете ли вы списки повседневных дел? 12 3 4

7. Говорите ли вы «я не знаю»? 12 3 4

8. Уделяете ли внимание мелочам? 12 3 4

9. Стараетесь ли вы избегать вещей, которые пугают вас? 12 3 4

10. Вы не доверяете людям? 12 3 4

11. Вам нравится составлять мысленный план действий? 12 3 4

12. Вы стараетесь не обижать других людей, пусть даже неумышленно? 12 3 4

13. Вы подавляете свои чувства? 12 3 4

14. Стараетесь ли вы вести себя так, будто вас ничто не беспокоит? 12 3 4

15. Стараетесь ли вы доказать свою зрелость? 12 3 4

16. Доверяете ли вы своим чувствам? 12 3 4

17. Репетируете ли вы то, что собираетесь сказать? 12 3 4

18. Вас беспокоят мелкие неполадки? 12 3 4

19. Важно ли для вас быть сильным? 12 3 4

20. Кажется ли вам, что другие люди не хотят вас видеть? 12 3 4

21. Вам плохо, когда другим плохо? 12 3 4

22. Чувствуете ли вы себя виноватым? 12 3 4

23. Произносите ли вы фразы типа «я был бы вам очень обязан, если бы вы...»? 12 3 4

24. Хорошо ли вы относитесь к жертвам? 12 3 4

25. Негодуете ли вы, когда другие просят оказать вам услугу? 12 3 4

26. Вмешиваетесь ли вы в разговоры других людей? 12 3 4

27. Вспоминаете ли вы былые встречи? 12 3 4

28. Говорите ли вы «в этом нет необходимости»? 12 3 4

29. Делаете ли вы поспешные выводы? 12 3 4

30. Стараетесь ли вы избегать неловких положений? 12 3 4

31. Вы беспокоитесь за членов своей семьи и друзей? 12 3 4

32. 32. Считаете ли вы, что люди должны получать по заслугам? 12 3 4

33. Вам нравится конструктивно критиковать других людей? 12 3 4

34. Любите ли вы сравнивать вещи? 12 3 4

35. Чувствуете ли вы себя покинутым? 12 3 4

36. Хочется ли вам больше времени проводить дома в одиночестве? 12 3 4

37. Стараетесь ли вы производить впечатление на других людей, вместо того чтобы просто заниматься своим делом? 12 3 4

38. Сосредоточиваетесь ли вы на деталях, когда в этом нет необходимости? 1 2 3 4

39. Боитесь ли вы, что люди могут предать вас, когда им этого захочется? 1 2 4

40. Вы негодуете, когда вас винят в чем-либо? 1 2 3 4

41. Вам не нравится, когда вас перебивают? 1 2 3 4

42. Стараетесь ли вы сглаживать острые углы и быть скорее обходительным, а не искренним в общении с другими людьми? 1 2 3 4

43. Вам не нравится понятие «крайний срок»? 1 2 и> 4

44. 44. Вы говорите «нет проблем»? 1 2 3 4

45. 45. Кажется ли вам, что вас никто не понимает? 1 2 и> 4

46. 46. Кажется ли вам, что вы не можете делать то, что хотите? 1 2 3 4

47. 47. Трудно ли вам выражать свою лю- бовь? 1 2 3 4

48. 48. Вас захлестывают эмоции? 1 2 3 4

49. 49. Нравится ли вам помогать другим? 1 2 3 4

50. 50. Анализируете ли вы ситуацию со всех сторон? 1 2 4

51. 51. Боитесь ли вы показаться испорчен- ным? 1 2 3 4

52. 52. Трудно ли вам принять любовь? 1 2 3 4

53. 53. Вы предпочитаете проекты целям? 1 2 3 4

54. 54. Чувствуете ли вы себя уязвленным, когда ваша идея оказывается отвергну- той? 1 2 3 4

55. 55. Стараєтесь ли вы избегать ответов на вопросы из опасения, что вас могут заманить в ловушку? 1 2 3 4

56. 56. Кажется ли вам, что на ваших плечах лежит слишком тяжкий груз? 1 2 3 4

57. 57. Боитесь ли вы, что люди будут жестко обходиться с вами? 1 2 3 4

58. 58. Хвалите ли вы людей «за глаза»? 1 2 3 4

59. 59. Беретесь ли вы за любое дело, лишь бы не скучать? 1 2 4

60. 60. Кажется ли вам, что вас никто не слушает? 1 2 3 4

61. 61. Вы сначала беретесь за выполнение мелких задач? 1 2 3 4

62. 62. Чувствуете ли вы себя вынужденным соглашаться с другими людьми? 1 2 3 4

63. 63. Кажется ли вам, что на свете нет со- вершенства? 1 2 3 4

64. 64. Вы сердитесь, когда вам предлагают выполнять поручения? 1 2 3 4

65. 65. Стараетесь ли вы контролировать свой гнев? 1 2 3 4

66. 66. Расстраиваетесь ли вы, когда люди приходят к вам без предварительного уведомления? 1 2 3 4

67. Вы пользуетесь намеками, чтобы по- лучить желаемое? 1 2 3 4

68. Вы сердитесь, когда кто-то обвиняет вас в грубости? 1 2 3 4

69. Делитесь ли вы своими мыслями с другими людьми, потому что хотите порадовать их? 1 2 3 4

70. Вы ненавидите лень? 12 3 4

71. Кажется ли вам, что жизнь — сплошная работа, где нет места для игр? 12 3 4

72. Вы идете на компромиссы? 12 3 4

73. Вы миротворец? 12 3 4

74. Вы не любите, когда вас загоняют в угол? 12 3 4

75. Вы сердитесь, когда другие ничего не делают? 12 3 4

 

Впишите номер, который вы выбрали для каждого из вышеперечисленных вопросов.

 

А Б В Г Д
         
         
         
16 21 17 22 18 23 19 24 20 25
         
         
36 41 37 42 38 43 39 44 40 45
         
         
         
         
         
         
Итого:        

Наиболее высокий результат указывает на ваш психологический тип личности:

А _____ единственный ребенок

Б _____ первый

В ____ второй

Г ____ третий

Д ____ четвертый

 

Два следующих высоких результата указывают на вторичные характеристики типа личности.

Увлекательно, не правда ли? Теперь у вас есть отправная точка для дальнейших исследований.

Вот другой простой тест, который поможет вам лучше познакомиться с вашим типом личности. Помните о том, что ответы должны быть искренними. Иногда вам будет казаться, что среди предлагаемых вариантов есть больше одного правильного ответа. Не спешите; на самом деле правильный ответ для вас должен быть только один. Доверяйте своим чувствам в выборе самого подходящего ответа.

 

ОЦЕНКА ТИПА ЛИЧНОСТИ

1. Если бы следующие фразы были написаны на футболках, какую вы сочли бы наилучшей?

а) спереди: «Я не знаю»; сзади «А как вы думаете?»;

б) спереди: «Жизнь нелегка»; сзади: «Приходится стараться изо всех сил»;

в) спереди: «Оставьте меня в покое»; сзади: «Лучше я сделаю это сам»;

г) спереди: «Нет проблем»; сзади: «Это меня не беспокоит»;

д) спереди: «Так не пойдет», сзади: «Это недостаточно хорошо».

2. Что вы делаете, когда думаете?

а) организуете;

б) оцениваете;

в) анализируете;

г) сравниваете;

д) исследуете.

3. Какова ваша обычная жизненная позиция?

а) жизнь несправедлива, поэтому давайте помогать жертвам;

б) ко всем нужно относиться одинаково;

в) не сердитесь, но давайте сдачи;

г) люди должны получать по заслугам;

д) цель оправдывает средства.

4. Какое ваше главное негативное чувство?

а) одиночество;

б) тревога;

в) чувство вины;

г) чувство собственной неполноценности;

д) скованность.

5. Что больше всего беспокоит вас в собственной личности?

а) небрежность;

б) лень;

в) предубежденность;

г) неорганизованность;

д) бесчувственность.

 

6. Когда вы работаете, то:

а) делаете акцент на свободном творчестве;

б) уделяете внимание деталям;

в) составляете списки, что нужно сделать;

г) стараетесь изо всех сил;

д) испытываете облегчение, когда работа заканчивается.

7. Чего вы больше всего стыдитесь?

а) совершать ошибки;

б) оказываться виноватым;

в) выглядеть испорченным;

г) выглядеть незрелым;

д) обнаружить свой страх.

 

Подсчет очков

Обведите кружками ваши ответы на каждый вопрос в таблице внизу. Колонка, где сосредоточена большая часть обведенных ответов, представляет ваш тип личности. Если результат кажется неверным, проверьте свои ответы вместе с другом, чтобы убедиться, что они соответствуют вашей истинной личности.

 

Вопрос единственный первый второй третий четвертый
  в а Д г б
см а Д б г в
  б г Д а в
  д в г б а
  г в а Д б
  в Д б а г
  в б а д г

 

ГЛАВА 3

МАТРИЦА ОЧЕРЕДНОСТИ РОЖДЕНИЯ

 

Найди простоту в беспорядке. Найди гармонию в дисгармонии. В центре затруднения находится возможность.

Три правила работы Альберта Эйнштейна

 

Вы все еще блуждаете в тумане? Что ж, добро пожаловать в клуб знатоков. Понимание теории очередности рождения сходно с обучением алгебре, умением наносить правильные удары в теннисе или быть хорошим отцом. Иногда оно приходит медленно; для этого нужен опыт, который часто достигается методом проб и ошибок.

Полезно думать о своем типе личности как о чем-то, что развивается каждый день и каждую минуту. Когда вы больше узнаете о себе, о причинах своих мыслей и поступков, то будете лучше представлять свой тип личности. Это позволит вам по-новому взглянуть на мир. Преимущество такого образа мышления в том, что он позитивный. Нет плохих или хороших типов личности. В конце концов, когда вы придете к пониманию своего типа личности, то как будто увидите отражение собственной сущности со всеми ее достоинствами и недостатками. Это одновременно очень мощное и успокаивающее чувство.

 

Тип личности можно сравнить с набором карт, который был сдан в начале нашей жизни. Мы не можем изменить их, но можем выбирать, когда и каким образом выкладывать их на стол. Не зная теории очередности рождения, люди выкладывают свои карты без причины и логической последовательности, что очень неразумно в игре под названием «жизнь». Это все равно, что играть втемную. Осознание своего типа личности во многом похоже на обучение правильной игре в карты. Изучая книгу, вы начинаете переворачивать свои карты рубашкой вниз и видите, что игра более увлекательна, чем вы могли себе представить. Вам остается лишь принять вызов или отказаться от него.

Матрица очередности рождения — прекрасный инструмент для начала работы. Возможно, вы будете пользоваться ею чаще, чем любой другой информацией в этой книге. Она предназначена для подробного освещения разных аспектов личности.

Узнавая себя и своих друзей в нижеследующих характеристиках, вы можете улыбнуться и сказать: «Да, это действительно я!» или «Да, это она!». Это хороший признак. Значит, вы размышляете и больше узнаете о себе.

Кроме того, эти страницы будут для вас хорошим руководством, если вы отклонитесь от курса, читая следующие главы. На дружеской встрече или вечеринке они могут доставить вам немало приятных минут, люди даже могут подумать, что вы гений!

 

МАТРИЦА ОЧЕРЕДНОСТИ РОЖДЕНИЯ

 

 

  Единственный ребенок Первый Второй Третий Четвертый  
Первичные проблемы Как научиться играть одному, не чувствуя себя одиноко; как бороться с посторонним вмешательством Утрата любви к новому ребенку; как вернуть любовь обратно Соперничест
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...