Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новизна заключается в адаптации конструкторов нового поколения в образовательный процесс ДОУ для детей старшего дошкольного возраста.




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦРР № 3 «Петушок» городского округа Стрежевой Томской области

 

СОГЛАСОВАНО: Заместитель заведующего по УВР МДОУ «ЦРР № 3 «Петушок» _______________А.Н. Курбаченко УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МДОУ «ЦРР № 3 «Петушок» _____________И.В. Пехташева
«____»____________201___ г. «____»____________201___ г.

 

 

Компилятивная программа

По робототехнике и конструированию в ДОУ

 с воспитанниками старшего дошкольного возраста

«РОБОТЯШКА»

 

 

                                                                                                     

Составила: воспитатель группы «Радуга»

Иванова Екатерина Павловна

 

г. Стрежевой, 2018 г.

Содержание:

Актуальность. 3

Методологический аппарат. 5

Цель. 5

Задачи.. 5

Новизна. 5

Материально-техническое оснащение: 6

Дидактический материал. 6

Ожидаемые результаты.. 6

Условия взаимодействия взрослых и детей дошкольного возраста. 7

Основные формы и методы образовательной деятельности.. 7

Тематическое планирование по образовательной робототехнике для детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет. 8

Формы подведения итогов и контроля реализации Программы.. 15

Уровни развития. 15

Способы определения эффективности занятий.. 15

Диагностика уровня знаний и умений по LEGO -конструированию у детей 5-6 лет. 15

Диагностика уровня знаний и умений по LEGO -конструированию у детей 5-6 лет. 16

Планируемые результаты.. 16

Заключение. 18

Список использованной литературы и источников. 19

 


Актуальность

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. 

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться делать это самостоятельно, да еще и не с каждой игрушкой.

Подчеркивая социальную значимость игрушек, и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем, Г.В. Плеханов и Б.П. Никитин отмечали, что эти готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Об этом же много лет назад в своей книге об игрушках писал французский социолог и философ Роланд Бартес, говоря, что главным для ребенка в игре является микрокосмос, аналогичный миру взрослых, состоящий из предметов взрослых, только в миниатюре: «К этому космосу веры и сложных переложений ребенок может относиться только как собственник и потребитель, никогда – как изобретатель и творец. Дети упражняются выполнять действия без сказочности, без удивления, без радости. Ребенок получает все готовое, ему не надо думать и работать над тем, какой должна быть его игрушка. Они создают детей-потребителей, а не детей-творцов».

В то же время даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь.

Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, творческих задатков. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО - технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться, играя и обучаться в игре. В процессе конструирования дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

ЛЕГО-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Благодаря разработкам компании LEGO и FUN S BOT на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.

Дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство», «Оживи свою модель» и другие). Решаются многие задачи обучения: развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.

Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют расширению словарного запаса, развитию диалогической и монологической речи, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе.

Следует отметить, что на сегодняшний день практически во всех школах нашего города применяются элементы технологии ЛЕГО-конструирования и робототехники, однако, на сегодняшний день широкое распространение в вопросах преемственности данное направление так и не нашло.

Таким образом, возникает определенная педагогическая проблема о неготовности многих старших дошкольников при переходе на новую ступень обучения к самостоятельной конструктивной деятельности в рамках технологии ЛЕГО-конструирования и робототехники, что создает для них «ситуацию неуспеха» и может, в дальнейшем, негативно отразиться на формировании и развитии гармоничной личности, индивидуума.

На наш взгляд, данная педагогическая проблема с успехом решаема с помощью данной компилятивной программы по робототехнике и конструированию в ДОУ с воспитанниками старшего дошкольного возраста «РОБОТЯШКА».

 


 

Методологический аппарат

Цель:

ü Формирование творческо-конструктивных способностей и познавательной активности дошкольников посредством образовательных конструкторов и робототехники.

ü Развитие технического творчества и формирование научно – технической ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора ЛЕГО и робототехники.

Задачи:

ü Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, к техническому творчеству.

ü Сформировать умение управлять готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ.

ü Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

ü Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать будущую работу, доводить начатое дело до конца.

ü Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию, творческую инициативу, самостоятельность.

ü Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас. · Развивать мелкую моторику.

ü Развивать память, внимание.

ü Сформировать умение работать совместно с детьми и педагогом в процессе создания коллективной постройки.

ü Развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и постройкам других детей.

ü Воспитывать толерантность друг к другу.

Новизна заключается в адаптации конструкторов нового поколения в образовательный процесс ДОУ для детей старшего дошкольного возраста.

Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких- либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности дошкольников.

Обучение осуществляется по 4 этапам:

ü Установление взаимосвязей.

ü Конструирование.

ü Рефлексия.

ü Развитие.

Установление взаимосвязей. При установлении взаимосвязей дети как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания.

Конструирование. Обучение в процессе практической деятельности предполагает создание моделей и практическую реализацию идей. Занятия с образовательными конструкторами знакомят детей с тремя видами конструирования:

1. Свободное, не ограниченное жесткими рамками исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей, что позволяет им прийти к пониманию определённой совокупности идей.

2. Исследование, проводимое под руководством воспитателя и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят модель, используемую для получения и обработки данных.

3. Свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого дети делают модели по собственным проектам

Рефлексия. Возможность обдумать то, что они построили и запрограммировали, помогает дошкольникам более глубоко понять идеи, с которыми они сталкиваются в процессе своей деятельности на предыдущих этапах. Размышляя, дети устанавливают связи между полученной ими новой информацией и уже знакомыми им идеями, а также предыдущим опытом. На этом этапе воспитатель получает прекрасные возможности для оценки достижений воспитанников.

Развитие. Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют дошкольников на дальнейшую творческую работу.

Программа основывается на следующих принципах:

1) обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в продуктивной творческой деятельности;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в продуктивной творческой деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

 

Материально-техническое оснащение:

ü Конструкторы ЛЕГО DUPLO, LEGO WeDo, технологические карты, книги и CD диски с инструкциями.

ü Компьютер, проектор, экран. Формы и методы используемые для реализации программы.

ü Наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых).

ü Словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы, беседы, дискуссии, моделирование ситуации).

ü Практические (проекты, игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы, физминутки).

Дидактический материал:

ü Наглядно-демонстрационный.

ü Технологические карты.

Ожидаемые результаты.

Дети будут знать:

ü основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);

ü простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения);

ü виды конструкций - плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;

ü технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

Дети будут уметь:

ü осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);

ü конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;

ü конструировать по образцу;

ü с помощью воспитателя анализировать, планировать предстоящую практическую работу;

ü самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;

ü реализовывать творческий замысел;

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...