А. И. Чебан. {62} Костюм не похож на лохмотья, это сильно нарушает доверие к его долгой уединенной жизни. В. В. Готовцев
А. И. Чебан Лично говорил о многом. Пишу кратко. «Я два десятка лет…» в лесу[viii]. Исходя из этого, можно найти особые душевные обертоны. Их только и не хватает. У человека, прожившего даже и не два десятка лет в уединении, психика становится непохожей на психику живущих в обществе. А у отшельника, кроме того, и затаенная идея есть (убийство детей и корона). Это его «тайны». Внешне хотелось бы видеть его (простите за грубое выражение, не подберу другого) корявее, больше похожего на деревья, среди которых он живет. Он слился с природой и от этого окутан «тайной», о которой часто говорит С. Г. Бирман. {62} Костюм не похож на лохмотья, это сильно нарушает доверие к его долгой уединенной жизни. В. В. Готовцев Одного только элемента нет в легкой шутке Грабеца: нет сказки, фантастичности[ix]. Но отсутствие этой сказки — это вина всех исполнителей, и в особенности обитателей леса. Во внешнем положении Грабеца больше фантастики, чем в душе его, а это мне кажется неверно. При том простодушии, которое есть у Готовцева — Грабеца, мне кажется, легко найти и элемент фантастики. А. М. Жилинский Исходной точкой для роли Киркора должен быть момент встречи с королем[x]. Тут он получает заряд не только для себя лично, но и дает заряд интриге самой пьесы. Он несет, незримо для публики, эту корону на престол, и публика ждет Киркора с «правдивою короной», а это ожидание помогает острее воспринимать ту линию, которая направлена против Киркора, против «правдивой короны». Такое значение «правдивой короны» обязывает Киркора, связанного с ней, «сойти с ума» на этой короне. Необходимо видеть Киркора одержимым идеей, которая овладевает им на глазах публики. Отсюда и важность того, как будет сыграна Киркором сцена встречи с королем в лесу. Отсюда и характеристика самого Киркора. Надо оценить, какой это могучий, горячий, безумный… рыцарь, которого свела с ума такая большая мысль и который выполняет ее, не останавливаясь ни перед чем. Надо, чтобы зритель видел картину, которую рисует гонец, присланный в замок: картину убийства Попела Кровавого. Зрители должны верить, что тот Киркор, которого они видели на сцене, действительно может выполнить все, о чем рассказывает гонец. Надо продумать образ Киркора с точки зрения этого значения для пьесы. Это оттенит и линию его любви.
С. В. Гиацинтова, Н. Н. Бромлей, Е. Э. Оттен Одно общее пожелание: вложить зерно «сказки». Наиболее близка к сказке С. В. Гиацинтова. Затем — Н. Н. Бромлей. Е. Э. Оттен совсем не схватила сказки, и это отражается и на других исполнителях[xi]. Следует подумать о легкости, которой так хорошо владеет В. В. Готовцев. {63} «Изба» В избе происходит ряд необычайных событий, а реагируют на них буднично, повседневно[xii]… Киркор и мать видят Балладину через окно, а Балладина в то же самое время стоит сзади них в дверях[xiii]. «Пир» Самая непонятная картина. Укажу кое-что из того, что требует разъяснения: 1. Отношение пирующих к бубновому королю (вероятно, тут должна разъясниться «сказка», а сказки нет). 2. Сообщение об убийстве Попела Кровавого — никто не принимает. Почему? 3. С Балладиной делается что-то необычайное, и никто, кроме Кострина, не старается успокоить присутствующих и отвлечь их внимание.
4. Появление Алины не выходит[xiv]. 5. Паны нарочито и деревянно смеются. 6. Нет пира. Если так и задумано, то не доходит то, что задумано. 7. Сцена с матерью совсем не доходит. Впечатление такое: играет только Л. И. Дейкун. Может быть, присутствующие на пире не знают, что играть? 8. Вообще много говорится слов в сцене пира. Это затемняет содержание картины.
«Суд» Что должно быть при возведении Балладины на престол? Торжество. Ритуал… или что-нибудь другое? Но что-то должно быть. Обвинители скучны, потому что однообразно построены их появления. А в конце спектакля, когда публика устала и подводит итоги своим впечатлениям, такая затяжка (которая, пожалуй, прошла бы в начале) сильно понижает ценность всего спектакля. А таких затяжек есть еще несколько. Момент смерти Балладины и внешне (гроза, молния, крик, мрак и пр. ) и внутренне слишком скомкан. Если правильно проследить по сквозному действию, то эта сцена должна вырасти в представлении режиссера в сцену исключительной важности. Также после того, как мертвая Балладина лежит на полу, — все ее окружающие ничего не играют. {64} Общее замечание всем исполнителям, за исключением А. И. Чебана, — НЕ СЛЫШНО СЛОВ. А так как важные слова не выделяются исполнителями, то и они пропадают. И громадные куски пьесы совершенно выпадают из сознания публики. Публика некоторое время напрягается, вслушиваясь, потом устает, перестает слушать и уже лениво-раздраженно ждет, когда ее развлекут каким-нибудь особенно сильным и эффектным местом. Между картинами слышен стук молотков на сцене. {65} Ответы на анкету по психологии актерского творчества [xv] 1. Что дает вам первое ознакомление с пьесой для вашей актерской работы? — Чувствую прилив энергии (творческой) и невозможность освободить эту энергию. В сознании хаос. Приятное активное состояние. Потребность установить порядок (то есть потребность работы). Предчувствие образа роли. Если пьеса не нравится — никакой активности, ясное понимание пьесы. Равнодушие. 2. Видите ли вы при подготовительной работе образы других лиц пьесы и как они влияют на ваше творчество? — Почти не вижу образов других лиц. В последних стадиях работы уже созданные другими образы начинают влиять на мой. 3. Характер языка пьесы, его музыкальность и ритмичность оказывают ли влияние на вашу актерскую работу? — Люблю и легко себя чувствую в ритме языка характера Достоевского или русского бытового. Переводы трудны, мертвы. Стихи действуют на меня угнетающе.
4. Подготавливая роль, интересуетесь ли вы преимущественно ею или всей пьесой? — Из хаоса, возникшего после прочтения пьесы (см. п. 1), мало-помалу внимание концентрируется исключительно на роли. Только в самой последней стадии работы начинается осознание пьесы в целом. Хотя попытки к осознанию всей пьесы делаются и раньше. 5. Жизненное событие или ваше собственное жизненное переживание служат, ли вам материалом для актерской работы? — Если это событие не слишком свежо. Если оно выступает в сознании как воспоминание, а не как непосредственно переживаемое в данную минуту. Если оно может быть оценено мной объективно. Все, что еще находится в сфере эгоизма, непригодно для работы. 6. Отыскиваете ли вы в себе черты роли, или ищете вы их в окружающих вас лицах, а также в источниках литературы?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|