{106} Из метода получится: не разговаривали — а знают пьесу, и роли, и постановку.
{105} Немного посмотрел: безмерная любовь и «космическое сознание». Вспомнил давнишний сон про Кихота — это и было: любовь и сила ее воздействия со сцены, а сам переживал вдохновение любовью через искусство. Жесты: schwingend. Немного понял слова М. [xxxix], что во время Кихота познается «Рыцарь». Нет полужестов. Жест в своей максимальной выразительности исполняется сильно и сам наполнен силой А‑ а и силой любви. — Даже как-то подпрыгивает, сотрясаясь! 6 / II. После занятий (не по Кихоту). Рассматривать искусство (театральное) исключительно как медитацию во всех деталях. Связь с Д. и перенесение сюда мыслей, чувств, воли и т. д. из Д. М. [xl] Все упражнения суть пути к этой медитации искусства. 6 / II. Слушал Листа, Бетховена. Почувствовал необходимость музыкального построения спектакля и роли. Желательны повторности музыкального строения (например, «Кем обречен…»[xli] и т. д. ). 7 / II. Репетиция. Начался спектакль. Кихот понесся, как в музыкальном произведении. И — конец спектакля, конец роли. Картины — не концы. Момент: Кихот, как младенца, пытается укачать на груди своей «крестьянку». Вся встреча воспринимается Кихотом как конец и завершение его скитаний. Может быть, слезы восторга, любви, пафоса победы и т. д., и взывает к Санчо, показывая на «нее» — в его руках заснувшую (по его представлению). И пощечина — это больше, чем гром, тут же гремящий! На пощечину реагирует все: и природа и Санчо. И отсюда — порыв к мельнице. Может быть, голос иногда чуть-чуть в нос. Все делает не из себя, а из космоса! Всегда! Владимир Николаевич «пытается понять, кто перед ним стоит…» — это и есть «из космоса». Может быть, всегда отбивает какие-то ритмы и метры.
Где-то Кихот раздирает на себе одежды, показывая длинную шею. (Пафос. ) Не смотреть на Кихота как на «роль». Это начало нового, это, может быть, начало… 8 / II. Выходит, может быть, несколько забитый, может быть, страх. Салют: Кихот хочет ответить, а руки связаны — трагично. (Растерялся, стыд. ) {106} Из метода получится: не разговаривали — а знают пьесу, и роли, и постановку. Валяется на земле Кихот всегда в жалком и неожиданном положении. В шестой картине даже попал в корзины торговок. Сомнения: понятна ли пьеса тем, кто не читал Сервантеса? Нельзя ли сделать, чтобы Кихот рассыпался в конце пьесы? Может быть, сыплются с него латы, книги с полок, химические принадлежности разбиваются, и он сам складывается, как ножик, и — конец, но все оправдано? (Тогда не будет сантимента. ) 9 / II. Видел сон. Я гримировался Кихотом (или рисовал грим). Грим был хорош, но неинтересен, банален. Главное — это ощущение особой душевной силы, где полнота любви, сила воздействия и неописуемое. Может быть, это начало постижения души Рыцаря[20]? 10 / II. Ксения была на «Ревизоре» Мейерхольда. Рассказывала свои впечатления, и снова вспыхнуло в душе воспоминание о гениальном творчестве Мейерхольда. И понял: Кихот всегда в экстазе. И пьесу надо переписать так, чтобы ни одного бытового слова, ни одного лишнего. И надо: повторные фразы. Репетиции. (Владимир Николаевич. ) Кихот чувствует всегда под собой лошадь. (Нечто для походки. ) (Не косолап ли Кихот? ) Кихот. Часто спотыкается (например, становясь на колена перед девками). Может быть, входя в трактир, стукнулся лбом о балку и растерял оружие. Оправляется. Перед трактирщиком: момент восторженного взгляда на него! {107} История с доской при падении, и в это же время продолжает начатую приветственную речь. Окружающие еще не видали таких номеров. Они не смеются, но метрически сопровождают происшествие, ставя на нем какую-то точку.
Кихот (Владимир Николаевич) иногда очень широко раскрывает глаза. С поклоном отступая — может попасть под навес. Латы имеют вид обсиженных птицами. (Нужны вертикальные полосы для роста. ) Кихот. И мимика будет в результате очень резкая. Или любовь без конца, или ненависть и… к Аккакумио! 11 / II. Репетиция. Потребность углубить внутреннее содержание будущего спектакля. Придать большую весомость. Текст понемногу переделываю. (Будущие пьесы, наверное, неудобно будет читать, их можно будет только играть. ) Хочу послушать голос. Он особенный: задушевность, нежность, сила и легкость — прозрачность. Кихот особенно вкусно дышит, и его буквы — в, с, ш, г, х, м, н. (? ) Всякое движение внутренне переживается в образе как грандиозное, сильное той силой, которая идет от «космического сознания» Кихота. (Надо делать соответствующие упражнения. ) Соединить: «космическое сознание», любовь, виденную во сне, и послушать голос. Начинать смотрение образа каждый раз, взяв сначала «космическое сознание», соединенное с «любовью во сне». Трудность и странность, возникшая от «космического сознания», — опишу ниже. Азарин так рассказал о впечатлении своем о новом методе: «Что-то растет, процесс происходит, и рождается доверие к процессу, и нет знакомого и тяжелого: “Ну пора, наконец, что-то делать на репетициях”». Даже затрясся, когда взял бальзам с огня и заржал. (Это — младенец. ) Может быть, целует горячий сосуд издали. Солнце заходит несколько — по его нетерпеливому настоянию. Голос: чтобы не был похож на Аблеухова! Что-то вдруг показалось похоже. Упражняться со снами потому нужно, что как бы не загрубить процесс видения образов, подходя к нему слишком сознательно, волево, профессионально.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|