{452} 20 января играет Кобуса. Спектакль смотрят Станиславский и Лилина (Летопись К. С, т. 2, с. 420).
{452} 20 января играет Кобуса. Спектакль смотрят Станиславский и Лилина (Летопись К. С, т. 2, с. 420). 13 февраля играет Фрибэ. На спектакле присутствует А. М. Горький. Газета «Раннее утро» сообщила: «Особенно сильное впечатление на Максима Горького произвела постановка “Праздника мира”. За кулисами Горький под впечатлением спектакля расплакался и расцеловал молодого артиста, игравшего в “Празднике мира” главную роль». С. Г. Бирман уточняет, что этим «молодым артистом» был Чехов, который «играл старого слугу Фрибэ, роль небольшую, но сыгранную очень интересно» (Бирман С. Г. Судьбой дарованные встречи. М., 1971, с. 56). Февраль. Играет в «Николае Ставрогине» 2, 7, 12 (у. ); Кобуса — 4, 8, 11, 16, 28; Епиходова — 9 (у. ), 14 (у. ); Фрибэ — 13, 14, 15; в Мольеровском спектакле — 16. Март. Играет в «Николае Ставрогине» 2 (у. ); Епиходова — 2; Кобуса — 3, 7, 18, 21. 28 марта закрытие сезона в Художественном театре и студии. 7 апреля спектаклем «Николай Ставрогин» открываются гастроли МХТ в Петербурге. 14 апреля посещает семейство Книппер. О. Л. Книппер — М. П. Чеховой: «Пришел сейчас Миша в воротничке, в галстуке, “одетый” сидит, разговаривает с Олей[51]» (ГБЛ, ОР, 331. 77. 32). 15 апреля в первый раз в Петербурге играет Фрибэ. «На фоне ансамбля, столь ровного и столь высокого, выделился в роли Фрибэ г. Чехов, актер молодой, но, несомненно, богато одаренный. […] Грим, внешность, походка, манера говорить были согласованы у г. Чехова в каком-то общем плане и слились в полный правды образ» («День», 17 апр. ). Газета «Театр» 16 апреля писала: «Играл, бесспорно, лучше всех г. Чехов (Фрибэ). Например, его второй акт, когда он пьяный разговаривает с фрау Шольц, заставляет переживать чувство страха. Фрибэ пьян и мог бы вызвать смех своим пьяным предчувствием, но г. Чехов нашел настоящий трагизм».
Во время петербургских гастролей играет в «Николае Ставрогине» — 7, 11 (у. ), 13, 14, 18, 19, 22, 24, 30 апреля, 6, 9, 12 мая; Епиходова — 9, 11, 12, 23 апреля (у. ), 4 (у. ), 6 мая (у. ); Фрибэ — 15, 20, 23, 29 апреля, 5 мая; в Мольеровском спектакле — 20 апреля (у. ); Ваську в «Нахлебнике» — 27 (у. ); Кобуса — 28 апреля, 1, 4 мая. 17 мая МХТ начинает гастроли в Киеве. Играет здесь Епиходова — 18 (у. ), 23, 26 (у. ), 30 мая, 1 июня; Ваську — 19, 20, 25 (у. ), 31 мая. Июнь проводит в Москве. С 29 августа после летнего отдыха в студии возобновляются репетиции «Сверчка на печи». Чехов работает над ролью Калеба. Репетиции идут почти каждый день утром и вечером. {453} В доме М. П. Чеховой встречается с О. К. Книппер, В. И. Чеховым. Из воспоминаний И. А. Бунина: «… мы были приглашены к Марии Павловне, где были Чеховы, живущие в Москве, а среди них и сын Александра Павловича. Михаил, молодой ученик школы Художественного театра, поразивший нас талантливостью жестов: они с сыном Ивана Павловича, студентом Володей, прощаясь в прихожей, что-то манипулировали со шляпами так забавно, что мы, из столовой глядя на них, очень смеялись. Кто-то сказал: “Это совершенно по-чеховски! Новое поколение”» («Лит. наследство», т. 68, с. 668). 3 сентября тайно венчается с Ольгой Константиновной Книппер. 4 сентября. О. Л. Книппер-Чехова — М. П. Чеховой в Ялту: «Вот факты: вчера Оля и Миша тайно повенчались. Я узнала это, сидя среди чужих людей в канцелярии нашего лазарета. Заставила Сулера вызвать Михаила по телефону и по лицу Сулера почувствовала, что все правда. […] Бродила с Сулером по улицам, чтоб успокоиться, дошла до двери Чехова, он сам выскочил и хотел что-то сказать, но тут я мало помню, что произошло. Знаю, что чуть не ударила его и сказала, что это поступок испорченного человека. Сулер меня вытащил, так как мне сделалось дурно…» (ГБЛ, ОР, 331. 77. 32).
5 сентября специально приехавшая Л. Ю. Книппер «вызвала Мишу и, не щадя его, говорила с ним, спокойно и сдержанно, и сказала ему, что Олю берет в Петроград» (там же). 7 сентября. А. К. Книппер — О. Л. Книппер-Чеховой: «Вчера узнали, что Оля обвенчалась с Мишей. Очень большого впечатления это на меня не произвело. Я от Оли всегда ожидала такой поступок, не с Мишей, так с другим все равно. […] Ну что ж, дай Бог счастья. Миша мне не кажется плохим человеком, и, по-видимому, он ее любит. […] Потом, мне кажется, что любит она не его, а в нем человека талантливого, любящего и понимающего искусство, музыку. […] Ведь ей 17 лет только, и беда ему, если она прозреет, в чем я и не сомневаюсь» (Музей МХАТ, К-Ч, 2568). 15 сентября. О. Л. Книппер-Чехова — М. П. Чеховой: «Я не поняла твоей телеграммы: “Пощади Мишу”. Он на днях был у меня, мы с ним разговаривали […]. Я Мише не враг, ты отлично знаешь, что я к нему всегда была расположена, но что, конечно, серьезно видеть в нем жениха, мужа Оли — было трудновато» (ГБЛ, ОР, 331. 77. 32). 16 сентября. В. И. Чехов — М. П. Чеховой: «Сейчас Олю держат в Питере под предлогом, что ей нужно поправиться, ибо она больна. Несомненно, она осунулась от страшных драм и от разлуки с Мишей, которого она любит! Сейчас она пишет Мише каждый день разноречивые письма. […] На днях Ольга Леонардовна вызвала к себе Мишу, извинялась за свои грубости, но оправдалась безумием. Она предлагала ему свою дружбу, говорила, что она всецело на его стороне. […] При прощании она спросила его еще раз, верит ли он ее дружбе, и когда Миша ответил: “Нет”, то она сказала: “Ну, время покажет”» (там же, 331. 82. 54). {454} 21 сентября присутствует на беседе Станиславского в студии по поводу сцены бала в «Горе от ума». 22 сентября начинаются репетиции «Горя от ума». Занят в сцене бала. 23 сентября. Запись Л. А. Сулержицкого в Тетради репетиций студии: «5 ч. Я у Чехова. Романсы для “Сверчка”» (ГЦТМ, 538. 12). 25 и 26 сентября репетиции «Горя от ума» проводит А. А. Стахович, показывающий молодежи «манеры». 28 сентября на репетиции «Сверчка на печи» присутствуют Станиславский и Немирович-Данченко (там же). 30 сентября в студии первая репетиция «Потопа» Бергера. Назначен на роль Фрэзера в очередь с Вахтанговым.
Сентябрь — октябрь. Репетирует «Сверчка на печи» и «Потоп». 14 октября Сулержицкий работает с В. В. Соловьевой и Чеховым над сценами Берты и Калеба в «Сверчке на печи». 14 ноября в театре начинается работа над Пушкинским спектаклем. «Роль Моцарта. Занимается А. А. Гейрот, пробовали М. А. Чехова и А. А. Рустейкиса» (Музей МХАТ, РЧ, 88). Из воспоминаний О. К. Чеховой: «Миша, мой муж, играет Моцарта. Несомненно, он многое угадывает в рисунке роли, только легкая грация времени Моцарта ему не удается. Тогда Станиславский приказывает, чтобы он в течение нескольких недель приходил к нему домой обедать и ужинать и таким образом усвоил бы, как держали себя за столом люди XVIII столетия. Миша терпеть не может насилия, так же и это — умение безупречно вести себя. И я с удивлением наблюдаю его превращение в элегантного, воспитанного “кавалера рококо”» (ЦГАЛИ, 2316. 3. 75, л. 43 об. ). 15 ноября прогон «Сверчка на печи». С 16 по 26 ноября Станиславский вводит Чехова на роль Миши в «Провинциалке» Тургенева. 17 ноября генеральная репетиция «Сверчка на печи». 24 ноября утром занят на репетиции Тургеневского спектакля. Вечером премьера «Сверчка на печи». Постановка Б. М. Сушкевича, художник — М. В. Либаков. «Серенький, как мышь (Миша утверждал, что грим ему приснился), встрепанный, в парусиновом ветхом пальто и сам ветхий, Калеб, съежившийся от холода, словно вылез из переплета томика Диккенса и пошел шаркающей походкой. В светлых изумленных глазах извиняющееся выражение за то, что существует на свете и занимает место в комнате […]. Любя подробности, но ничего не подчеркивая, он каким-то образом вносил на сцену заботы Калеба, его нищету и неунывный нрав» (Гиацинтова, с. 146). И. М. Кудрявцев позже вспоминал, что «Калеб Племмер до жути похож на Наталью Александровну[52] по движениям, по {455} выговору» (Музей МХАТ, Дневники И. М. Кудрявцева. 1932, апрель — июнь, с. 44). «Очень хорош г. Чехов, дающий необычайно трогательный образ старого мастера игрушек. Многообещающее дарование молодого артиста в этой роли развертывается широко. Г‑ н Чехов умеет трогать и волновать. В нем много мягкого юмора, нежной лирики» («Театр», 25 ноября).
27 ноября Н. Е. Эфрос посвящает Чехову большую часть заметки в газете «Речь» о «Сверчке на печи»: «… несомненный талант, уже и раньше обозначившийся, — молодой Чехов. Не напрасно в Художественном театре смотрят на племянника автора “Чайки” как на большую надежду театра. Эта надежда не обманет. Юноша играл ветхого старика, игрушечного мастера Калеба. […] Была предельная искренность и трогательность, и было столько отдельных счастливых интонаций, жестов, мимических подробностей. Правда, кое-что будто напоминало раньше виденное у этого юноши в “Гибели " Надежды" ”. Но внешнее разнообразие — дело наживное. А то, чего не нажить, что судьба или дала, или нет, — этим так богато наделен молодой актер». Ноябрь. Играет Калеба — 24, 27, 30; Мишу — 26, 29. Декабрь. Играет Калеба 1 (у. ), 3, 5, 8, 13, 16, 17, 19, 21, 23, 26, 28, 31; Мишу — 14 (у. ); Кобуса — 18, 22, 27, 30; Епиходова — 21 (у. ), 31 (у. ). Ноябрь — декабрь. Иногда вызывается на репетиции «Горя от ума». С 12 января репетиции «Потопа» идут почти каждый день утром и вечером. 19 января. Из записей Вахтангова на репетиции «Потопа»: «Чехову убирать водевиль! […] Чехову — прислушиваться к чувству. Растрепаны, непричесаны, галстуки выбились. Все это поправляют в III акте. Фрэзер. Больше всех хочет жить» (Вахтангов, с. 71). Январь. Играет Мишу — 1, 4, 6, 18; Калеба — 2, 7, 12, 16, 20, 22, 24, 27 – 29; Кобуса — 8, 14, 19, 27 (у. ); Епиходова — 18 (у. ), 30. Февраль. Играет Калеба — 9, 12, 17, 20; Кобуса — 13, 18; Мишу и Ваську в Тургеневском спектакле — 15. 11 марта. Из записей Вахтангова на репетиции «Потопа»: «У Фрэзера вспышки, как только вспомнит. Он не может успокоиться. […] У Миши водевиль уходит (я честный банкрот)» (там же, с. 71 – 72). Март. Играет Калеба — 1 (у. ), 12; Мишу — 4, 11, 28; Кобуса — 6, 10, 27, 31; Епиходова — 10. 4 апреля репетиция 1‑ го и 3‑ го актов «Сверчка на печи». 30 апреля Пушкинским спектаклем открываются гастроли МХТ в Петрограде. Апрель. Играет Кобуса — 2, 4, 7, 10, 11; Епиходова — 5 (у. ); Калеба — 5, 12; Мишу — 9.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|